ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по психологии на тему

Касаткина Ирина Леонидовна

ПРОГРАММА

психологического сопровождения образовательного процесса

педагога – психолога  Касаткиной Ирины Леонидовны

КОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»

на 2015 – 2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_psihologa_na_2015-16.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы - интерната:  

______________ Подповетная Л.П.

ПРОГРАММА

психологического сопровождения образовательного процесса

педагога – психолога  Касаткиной Ирины Леонидовны

КОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»

на 2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека.  В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.

Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 
  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 
  • содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
  • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.

Содержание программы

Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.

Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Беседа
  • Лекция
  • Круглый стол
  • Практические занятия с элементами тренинга
  • Тестирование
  • Ролевые и психотехнические игры
  • Арт-терапия
  • Песочная терапия

Основные направления деятельности педагога – психолога:

1. Диагностическая работа;

2. Коррекционно - развивающая работа;

3. Консультативная работа;

4.Профилактическая и просветительская работа;

5. Организационно - методическая работа.

Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.

1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.
  2. Проведение исследования.
  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Предлагается диагностика по следующим параметрам

          обучающихся:

  • исследование познавательной сферы;

  • оценка уровня тревожности;
  • исследование личностных особенностей;
  • уровень самооценки;
  • измерение мотивации достижения;
  • акцентуации личности;
  • профориентационные тесты;

  педагогов:

  • оценка психологического климата в педколлективе;
  • выявление типологических особенностей личности;
  • оценка профессиональной направленности личности;

               

              родителей:  

  • изучение родительско-детских отношений;
  •   стиль воспитания.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;
  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.

      Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

        Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.

3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме

- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

- индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

- индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.

Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.

     При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;
  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

Циклограмма рабочего времени

                Вид

Деятельности

Дни

недели

дата, часы

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Консультационная

работа

Профилактическая

работа

Просветительская

работа

Организационно-методическая работа

Понедельник

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

Вторник

2 ч

2 ч

Среда

8 ч

Четверг

1 ч

2 ч

2 ч

1 ч

Пятница

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

Суббота

3 ч

1 ч

                                         

Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.

№ п/п

Направления и мероприятия работы

Сроки

Предполагаемый результат

Организационно-методическая работа

Планирование работы на учебный год

Август

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария

Сентябрь

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии.

В течение года

Создание базы для терапевтических занятий

Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей.

В течение года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,

формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога.

Сентябрь, январь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Разработка программы по работе с «трудными» подростками.

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Повышение психологических знаний через:

а) обмен опытом с коллегами

б) изучение специальной литературы

В течение учебного года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога

Диагностическая    работа

Работа с обучающимися

Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

(в онлайн режиме)

Сентябрь

Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы.

Исследование уровня адаптации первоклассников:

- наблюдение

- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»

Октябрь

Апрель

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.

Исследование уровня адаптации пятиклассников:

- «Тест школьной тревожности Филлипса»

- «Анкета мотивации при переходе в основную школу»

- «Цветовой тест Люшера»

Октябрь

Апрель

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации

Диагностика уровня тревожности

«Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл.

Ноябрь

Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности

Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:

- «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов

- «Типы личности» Д. Голланд

Март

Оказание помощи в профессиональном самоопределении

Групповая диагностика первоклассников:

- «Тест К. Йиерасека»

-  методика «Бусы»

Сентябрь

Май

Выявление уровня  знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.

Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:

- «Шкала тревожности»

- опросник Басса-Дарки

( диагностика состояния агрессивности у подростков)

- тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка)

В течение учебного года

Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.

Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов,  администрации школы, родителей

В течение учебного года

Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (выявление причин девиантного поведения).

Опросник Айзенка  выявление индивидуально-психологических особенностей детей;

Тест школьной тревожности Филлипса;

Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;

методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;

проективная методика «Кактус», «Под  дождём», «Мой класс».

В течение учебного года

Снижение тревожности, рекомендации.

Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл)

Декабрь

Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.

Работа с педагогами

Выявление затруднений в деятельности педагогов школы

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания

Март  

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам .

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Работа с родителями

Диагностика детско-родительских отношений по запросам

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания»

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Психологическое консультирование

1

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

По мере обращения

Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей

2

Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

3

Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

4

Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации

По мере обращения

Создание комфортных психологических условий для обучающихся

5

Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики.

По плану работы

Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога

6

Участие в пед.консилиумах .

1 раз в четверть

Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.

7

Участие в родительских собраниях.

По плану

Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

Психологическая коррекция

11

Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов)

По мере обращения

Нормализация психологического здоровья обучающихся

Групповая коррекционная работа с обучающимися

По мере обращения

Нормализация психологического здоровья обучающихся

Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении

Декабрь

Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся

Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения

По мере обращения

Улучшение психологического здоровья

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды.

В течение учебного года

Улучшение психологического здоровья

Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей

Проведение  блока коррекционных занятий .

В течение учебного года

Улучшение психологического здоровья

 Блок занятияй«Я в этом мире» с  учащимися «группы риска»

В течение учебного года

Коррекция поведения обучающихся.

Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий».

Апрель

Май

Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся  в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Занятия в тёмной сенсорной комнате.

В течение учебного года

Снятие  мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье  детей с ОВЗ детей-инвалидов.

Психологическая профилактика и просвещение

Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи

В течение учебного года

Сохранение психологического здоровья детей

Единый  классный час «Урок доверия» 9 кл.

«Выход всегда есть»

сентябрь

Информирование детей,  помощь в трудной жизненной ситуации  по детскому телефону доверия.

Профилактика отклоняющегося  поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска»

В течение учебного года

Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения

Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.

- профориентационные консультации

- курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии»

В течение учебного года

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Выпуск буклетов, памяток.   «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?»

Март

Январь

Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях

Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл.

Февраль-апрель

Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов

Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)

Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения».

Выступление на МО учителей

«Особенности детей с синдромом Дауна».

Проведение семинара среди учителей

«Коррекционная работа  с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья».

По плану

Январь

Ноябрь

Март

Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.

Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.

 

Раз в месяц

Обмен опыта.

Мини сайт педагогов -психологов  

nsportal.ru

Проведение  «Недели психологии»  в школе.

Ноябрь

Активное  участие все участников образовательного процесса.

Участие в семинарах и вебинарах  центра психолого-педагогической поддержки детей  г. Воронеж.

В течение учебного года

 Обмен опыта. Просвещение.

Участие в совещаниях  при директоре  школы по возникшим проблемам, связанных с   девиантным  поведением обучающихся.

По запросам

Профилактическая  работа. Защита прав ребенка.

Акция к дню инвалида  «От сердца к сердцу» 1-9 кл.

 

Декабрь

Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.

Экспертная работа

Обработка и анализ диагностических исследований

 В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований

Оценка результатов коррекционной и развивающей работы

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Участие в заседании совета по профилактике

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

6

Психологический анализ урока по запросу администрации

В течение учебного года

Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя

7

Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК.

Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.

Инновационная деятельность

1

Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.

В течение учебного года

2

Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.

По плану

Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

3

Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов.

В течение учебного года

улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

4

Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и  агрессии у обучающихся начальной школы.

В течение учебного года

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы

Педагог-психолог:      Касаткина И.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Программа психологического сопровождения образовательного процесса

В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года

Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года Цели: 1.Формировать способность к творческ...