ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по психологии на тему
ПРОГРАММА
психологического сопровождения образовательного процесса
педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны
КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»
на 2015 – 2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psihologa_na_2015-16.docx | 44.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор школы - интерната:
______________ Подповетная Л.П.
ПРОГРАММА
психологического сопровождения образовательного процесса
педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны
КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.
Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
- развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
- профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.
Содержание программы
Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.
Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
- Беседа
- Лекция
- Круглый стол
- Практические занятия с элементами тренинга
- Тестирование
- Ролевые и психотехнические игры
- Арт-терапия
- Песочная терапия
Основные направления деятельности педагога – психолога:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно - развивающая работа;
3. Консультативная работа;
4.Профилактическая и просветительская работа;
5. Организационно - методическая работа.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.
1. Психологическая диагностика.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
- Подготовительный этап, включающий в себя:
– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
– составление плана и стратегии исследования;
– выбор методического материала. - Проведение исследования.
- Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
- Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.
Предлагается диагностика по следующим параметрам
обучающихся:
- исследование познавательной сферы;
- оценка уровня тревожности;
- исследование личностных особенностей;
- уровень самооценки;
- измерение мотивации достижения;
- акцентуации личности;
- профориентационные тесты;
педагогов:
- оценка психологического климата в педколлективе;
- выявление типологических особенностей личности;
- оценка профессиональной направленности личности;
родителей:
- изучение родительско-детских отношений;
- стиль воспитания.
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
- оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
- формирование новой позитивной «Я – концепции»;
- помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.
Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.
3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.
Консультирование осуществляется в форме
- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;
- индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;
- индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.
Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.
При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
- информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;
- плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
- возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.
Циклограмма рабочего времени
Вид Деятельности Дни недели дата, часы | Диагностическая работа | Коррекционно-развивающая работа | Консультационная работа | Профилактическая работа | Просветительская работа | Организационно-методическая работа |
Понедельник | 2 ч | 1 ч | 2 ч | 1 ч | ||
Вторник | 2 ч | 2 ч | 1ч | 1ч | ||
Среда | 8 ч | |||||
Четверг | 1 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | ||
Пятница | 2 ч | 1 ч | 2 ч | 1 ч | ||
Суббота | 3 ч | 1 ч |
Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.
№ п/п | Направления и мероприятия работы | Сроки | Предполагаемый результат | ||
Организационно-методическая работа | |||||
Планирование работы на учебный год | Август | Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога | |||
Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария | Сентябрь | Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога | |||
Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии. | В течение года | Создание базы для терапевтических занятий | |||
Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса | Сентябрь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога | |||
Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса | Сентябрь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога | |||
Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей. | В течение года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога, формирование методической базы для деятельности педагога-психолога | |||
Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога. | Сентябрь, январь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога | |||
Разработка программы по работе с «трудными» подростками. | Сентябрь | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога | |||
Повышение психологических знаний через: а) обмен опытом с коллегами б) изучение специальной литературы | В течение учебного года | Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога | |||
Диагностическая работа | |||||
Работа с обучающимися | |||||
Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел (в онлайн режиме) | Сентябрь | Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы. | |||
Исследование уровня адаптации первоклассников: - наблюдение - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка» | Октябрь Апрель | Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации. | |||
Исследование уровня адаптации пятиклассников: - «Тест школьной тревожности Филлипса» - «Анкета мотивации при переходе в основную школу» - «Цветовой тест Люшера» | Октябрь Апрель | Выявление обучающихся с признаками дезадаптации | |||
Диагностика уровня тревожности «Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл. | Ноябрь | Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности | |||
Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся: - «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов - «Типы личности» Д. Голланд | Март | Оказание помощи в профессиональном самоопределении | |||
Групповая диагностика первоклассников: - «Тест К. Йиерасека» - методика «Бусы» | Сентябрь Май | Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка. | |||
Индивидуальная диагностика детей «группы риска»: - «Шкала тревожности» - опросник Басса-Дарки ( диагностика состояния агрессивности у подростков) - тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка) | В течение учебного года | Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками. | |||
Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей | В течение учебного года | Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе. | |||
Диагностика (выявление причин девиантного поведения). Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей; Тест школьной тревожности Филлипса; Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье; методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения; проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс». | В течение учебного года | Снижение тревожности, рекомендации. | |||
Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл) | Декабрь | Мониторинг воспитанности, профилактическая работа. | |||
Работа с педагогами | |||||
Выявление затруднений в деятельности педагогов школы | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи | |||
Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания | Март | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи | |||
Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам . | В течение учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы | |||
Работа с родителями | |||||
Диагностика детско-родительских отношений по запросам | В течение учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы | |||
Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания» | В течение учебного года | Координация взаимодействия семьи и школы | |||
Психологическое консультирование | |||||
1 | Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей | По мере обращения | Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей | ||
2 | Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов. | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности родителей | ||
3 | Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности родителей | ||
4 | Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации | По мере обращения | Создание комфортных психологических условий для обучающихся | ||
5 | Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики. | По плану работы | Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога | ||
6 | Участие в пед.консилиумах . | 1 раз в четверть | Разработка индивидуальных программ. Рекомендации. | ||
7 | Участие в родительских собраниях. | По плану | Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей. | ||
Психологическая коррекция | |||||
11 | Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов) | По мере обращения | Нормализация психологического здоровья обучающихся | ||
Групповая коррекционная работа с обучающимися | По мере обращения | Нормализация психологического здоровья обучающихся | |||
Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении | Декабрь | Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся | |||
Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения | По мере обращения | Улучшение психологического здоровья | |||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды. | В течение учебного года | Улучшение психологического здоровья | |||
Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей Проведение блока коррекционных занятий . | В течение учебного года | Улучшение психологического здоровья | |||
Блок занятияй«Я в этом мире» с учащимися «группы риска» | В течение учебного года | Коррекция поведения обучающихся. | |||
Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий». | Апрель Май | Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения. | |||
Занятия в тёмной сенсорной комнате. | В течение учебного года | Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей с ОВЗ детей-инвалидов. | |||
Психологическая профилактика и просвещение | |||||
Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи | В течение учебного года | Сохранение психологического здоровья детей | |||
Единый классный час «Урок доверия» 9 кл. «Выход всегда есть» | сентябрь | Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия. | |||
Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска» | В течение учебного года | Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения | |||
Профориентационная работа с обучающимися 9 кл. - профориентационные консультации - курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии» | В течение учебного года | Профессиональное самоопределение старшеклассников | |||
Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?» | Март Январь | Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях | |||
Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл. | Февраль-апрель | Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов | |||
Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах) Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения». Выступление на МО учителей «Особенности детей с синдромом Дауна». Проведение семинара среди учителей «Коррекционная работа с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья». | По плану Январь Ноябрь Март | Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи. | |||
Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.
| Раз в месяц | Обмен опыта. Мини сайт педагогов -психологов nsportal.ru | |||
Проведение «Недели психологии» в школе. | Ноябрь | Активное участие все участников образовательного процесса. | |||
Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж. | В течение учебного года | Обмен опыта. Просвещение. | |||
Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся. | По запросам | Профилактическая работа. Защита прав ребенка. | |||
Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл.
| Декабрь | Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания. | |||
Экспертная работа | |||||
Обработка и анализ диагностических исследований | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований | |||
Оценка результатов коррекционной и развивающей работы | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога | |||
Участие в заседании совета по профилактике | В течение учебного года | Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога | |||
6 | Психологический анализ урока по запросу администрации | В течение учебного года | Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя | ||
7 | Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК. | Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР. | |||
Инновационная деятельность | |||||
1 | Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции. | В течение учебного года | |||
2 | Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами. | По плану | Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей. | ||
3 | Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов. | В течение учебного года | улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер. | ||
4 | Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы. | В течение учебного года | Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы |
Педагог-психолог: Касаткина И.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
Программа психологического сопровождения образовательного процесса
В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102
Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...
Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года
Перспективный план повышения образовательного уровня Волковой Г.С., учителя физкультуры ГБС(К) ОУ Елабужская школа – интернат I,II вида на 2015-2018 года Цели: 1.Формировать способность к творческ...