Доклад на тему "Работа со слабоуспевающими и одаренными детьми"
методическая разработка

Балданова Маргарита Александровна

Система работы с неуспевающими учениками.

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит учителей, учеников и их родителей.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года. Основная причина- несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.

 

Причины неуспеваемости:

  • Неблагоприятная наследственность.
  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.
  • Боязнь учителей, школы.
  • Миграция (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объеме).
  • Социально-экономическая ситуация в стране (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребенок предоставлен сам себе).

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с неуспевающими учениками.

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит учителей, учеников и их родителей.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года. Основная причина- несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.

 

Причины неуспеваемости:

  • Неблагоприятная наследственность.
  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.
  • Боязнь учителей, школы.
  • Миграция (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объеме).
  • Социально-экономическая ситуация в стране (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребенок предоставлен сам себе).

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.

Какую помощь можно оказать неуспевающему ученику на уроке?

  • Создание атмосферы особой доброжелательности на уроках.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.
  • Стимулирование оценкой, похвалой.
  • Более частое обращение на уроках к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Разрешение задавать вопросы учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
  • Напоминание приема и способа выполнения домашнего задания, ссылка на правила и свойства.
  • Разбивка заданий на дозы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Более тщательный контроль над их деятельностью, указание на ошибки.

Конечно же, учитель – предметник должен работать в тесном сотрудничестве с классным руководителем, психологом, социальным педагогом и с родителями. К сожалению, такой комплексный подход к решению проблем ребенка не всегда возможен – не все родители контролируют своих детей, поддерживают учителей, не хватает времени для работы с данной категорией учащихся, порой все попытки сдвинуть такого ребенка с места,  безрезультатны. Но главная задача учителя – дать детям знания, которые они смогут применить во взрослой жизни во благо себе и окружающим.

 

Система работы с одаренными детьми

 

  • Создание профильных классов – куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В этих классах, кроме обычной нагрузки по математике, вводятся факультативы. Спецкурсы, элективные курсы.
  • Выделение внутри каждого класса групп с разными уровнями умственных способностей.

В каждом классе учеников можно разделить на три группы:

1 группа – ребята, которые любят математику, активно работают на уроках. Этим ученикам нужны разнообразные и достаточно сложные задания, т.к. однообразные упражнения надоедают и не развивают интереса к предмету.

2 группа – дети работоспособные, обладающие некоторыми математическими способностями, но самостоятельно работают медленно. Такие ученики решают типичные примеры и задачи, но при изменении условия теряются. Для этих ребят главное поверить в себя и двигаться вперед.

3 группа – учащиеся, которые не любят математику, не умеют работать самостоятельно, они относятся чаще всего к неуспевающим ученикам.

 

  • Применение разноуровневых дидактических материалов, предназначенных для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.
  • Дифференцированные домашние задания.
  • Привлечение учащихся к участию олимпиад различных уровней: школьные, муниципальные, межрегиональные, республиканские, российский, международные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".

Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Публичный доклад по теме "Система работы с одаренными детьми"

Выступление зам. директора по УВР Гаязовой Р.Ф....

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...

Доклад "Ролевые игры в работе с одаренными детьми"

Доклад "Ролевые игры в работе с одаренными детьми"...