Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация

Корнева Любовь Владимировна

. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Цель игр: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС. 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Дети - логопаты имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Цель игр: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления. Задачи: 1) формировать правильный захват шарика кистью руки; 2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук; 3) развивать мышление; 4) развивать в ориентировку на плоскости; 5) профилактика оптико-пространственных нарушений; 6) работать над запоминанием цвета; 7) обогащать словарный запас; 8) развивать внимание и память; 9) профилактика дисграфии; 10) развивать фантазию ребенка.

Перечень игр и краткое описание:

1. Заполни пустой шаблон. Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается  цветовая  гамма. Контуры – готовые шаблоны из альбома Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет», перерисованные крупные картинки из детских раскрасок.

2. Четвертый лишний. Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме т.е закрыть камушком.

3. Автоматизация зука. Прохождение лабиринта с помощью большого камешка.

4. Развитие фонематического восприятия.

Положи синий камешек на картинки, в которых услышишь ЧА.

Положи красный камешек на картинки, в которых услышишь ЧУ.

Положи зеленый камешек на картинки, в которых услышишь Че

5. Отгадывание загадок. Закрой отгадки камешками.

6. Математический диктант. Закрепление понятий: «длинный-короткий», «лево – право», «верх – низ».

7. «Сухой бассейн». Цель: развивать умение выбирать предметы. (Например: мелкие игрушки; природный материал – бобы, фасоль и т.п.). Оборудование: емкость, шарики марблс, мелкие игрушки. Задание: педагог предлагает найти камешки, среди бобов или наоборот сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами.

8. . Сосчитай . Детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько, например, желтых камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле

9. Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (ыш и др.).-выкладываем слоги

10.Придумай картинку по теме… н-р распечатанная картинка взрыв хлопушки на день рождения Медведя.

11.Разбери по группам.

 Разбери по цвету. В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам. Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие. Разбери по форме. Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые. 12. Собери по образцу. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

 13. Крестики – нолики Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

14. Продолжи узор. Продолжить узор или ряд.

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Успехов Вам в творческой деятельности!

Литература:

 1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.

2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника / Л.А.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32с.

 3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника / Л.А.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 20114. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО КЛУБА «МАЛЫШОК»

Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и инт...

Мастер-класс для родителей: Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.

Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.Цель: ознакомление и обучение родителей теоретическим и прак...

"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...

Методическая разработка «Использование «немого» картинного диктанта в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Из всех видов диктантов,  «Немой» картинный диктант больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста....