Программа наставничества молодого специалиста
календарно-тематическое планирование
Программа наставничества молодого специалиста содержит цели, задачи, ожидаемый результат наставничества, а также индивидуальный план работы наставника с наставляемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_molodogo_spetsialista.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
молодого специалиста
на 2022/2023 учебный год
Составила: учитель -наставник Беседина Е.В. |
- Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
ЦЕЛЬ:
обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
ЗАДАЧИ:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ
НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель».
Сведения | о молодом специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Грачева Татьяна Александровна | Беседина Елена Викторовна |
Образование | Высшее | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | НГПУ им. Козьмы Минина | НГПУ им. Козьмы Минина |
Педагогический стаж | 1год | 20 лет |
Место работы | МБОУ «Средняя школа № 36» | МБОУ «Средняя школа № 36» |
Должность | Учитель | Учитель |
Предмет | Русский язык и литература | Русский язык и литература |
Учебная нагрузка | 18 часов | 40 часов |
Класс | 6, 7 классы | 5,6,8,9,10 классы |
Классное руководство | 6 класс | 10 класс |
Квалификационная категория | Нет | Первая |
Цель работы: | Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. |
Задачи: | 1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса. 2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога. 3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. |
Содержание деятельности: | 1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей. 2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение. 3. Планирование и анализ деятельности. 4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. 5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.). 6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя. 7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями. 8. Организация мониторинга эффективности деятельности. |
Ожидаемые результаты: |
|
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Планируемые мероприятия | Срок исполнения |
Первый год стажировки | |
Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Специфика обучения преподаваемому предмету в школе. Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (Устав школы, Программа развития школы, программы, методические рекомендации, ФГОС), правила внутреннего распорядка школы; Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей; Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником; Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию, составлению плана самообразования; Практикум по темам «Разработка конструкта урока», «Триединая цель урока и его конечный результат». | сентябрь |
Занятие: Планирование внеурочных занятий; Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи; Практическое занятие: Требования к плану внеклассной работы. Формы внеклассной работы. Основы организации внеклассной и секционной работы. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока; Практическое занятие. Как работать с теоретическим материалом на уроке (изучение требований к группам здоровья, советы по проверке теоретического аспекта урока) | октябрь |
Занятие: Работа со школьной документацией. Ведение электронного журнала. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся. Участие в работе ШМО и РМО. Знакомство с опытом работы учителей в школах района. Занятие: Современный урок и его организация; Практикум: Разработка конкурсных и олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять конкурсные и олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. | ноябрь |
Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями обучающихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности; Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника | декабрь |
Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний обучающихся; Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда задавать; Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; | январь |
Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к промежуточной аттестации. Посещение уроков, спортивных мероприятий и праздников у опытных учителей школы. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. Посещение коллегами открытого урока молодого учителя с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока. Практикум: «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе»; | февраль |
Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее); Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала; | март |
Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры). Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования). Курирование прохождения дистанционных курсов повышения квалификации на базе НИРО Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями. | апрель |
Выступление молодого специалиста на ШМО. Проведение выставки профессиональных достижений учителя. Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником. Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | Май |
Второй год стажировки | |
Оформление рабочей программы педагога, личных дел обучающихся и электронного классного журнала. | сентябрь |
Изучение программ, методических пособий. Подбор/разработка диагностических материалов, методик Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах Взаимопосещение уроков | |
Планирование внеклассной работы на год Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе | |
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Ознакомление с нормативно-правовыми документами по аттестации педагогических кадров | октябрь |
Выбор методической темы, освоение технологии работы над выбранной темой | |
Практические занятия «Разработка учебно-дидактических материалов»; «Оформление учебного кабинета» | |
Выполнение единых требований к ведению тетрадей Помощь в организации сообщений на МО | |
Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета Подготовка портфолио | Ноябрь |
Практические занятия «Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету» Презентация портфолио наставником Посещение уроков | |
Участие в заседании методического объединения Проверка выполнения программы. | |
Анализ работы за первое полугодие Подготовка проекта заявления на аттестацию и паспорта аттестующегося педагога | Декабрь |
Взаимопосещение уроков Разработка КИМов, дидактических материалов Составление портфолио педагога Проведение открытого урока | |
Практические занятия «Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися»; «Изучение основ исследовательской деятельности с обучающимися по предмету»; «Современные образовательные технологии в учебном процессе» | Январь |
Изучение отзывов детей и их родителей о работе молодых специалистов Анализ контрольных работ, методы работы над ошибками. | |
Консультации «Общие положения портфолио педагога. Структура содержания и порядок ведения портфолио» | Февраль |
Организация самостоятельного проектирования урока молодым специалистом Самоанализ уроков Выступление на заседании МО по теме самообразования | |
Посещение и анализ уроков Оценивание материалов портфолио | |
Анализ работы молодого специалиста с высокомотивированными обучающимися | |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста Беседы с молодым педагогом по результатам третьей четверти. | Март |
Проведение открытого внеклассного мероприятия по предмету Заполнение диагностической карты профессиональной деятельности молодым специалистом | |
Проверка выполнения программы Вопросы подготовки обучающихся к участию в соревнованиях школьного и муниципального уровней | |
Анализ работы молодого специалиста с обучающимися с низкой мотивацией к обучению | |
Консультация «Вопросы промежуточной аттестации» | Апрель |
Составление итоговых тестов для проверки теоретических знаний и практических навыков | |
Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста Практическое занятие «Анализ урока. Виды анализа урока» | |
Практическое занятие «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)» | |
Подведение итогов работы наставника со стажером за учебный год | Май |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе | |
Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | |
Контроль выполнения программ, графика контрольных работ; составление характеристик | |
Третий год стажировки | |
Оформление рабочей программы педагога, личных дел обучающихся и электронного классного журнала. | Сентябрь |
Изучение программ, методических пособий. Подбор/разработка диагностических материалов, методик Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана внеклассных мероприятий в закрепленных классах Взаимопосещение уроков. | |
Оказание помощи в планировании методической работы на год | |
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий | Октябрь |
Работа по методической теме, применение педагогических технологий в соответствии с выбранной темой | |
Практические занятия «Способы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся»; «Инновационные процессы в образовании» Помощь в подготовке открытого урока | |
Помощь в организации сообщений на МО | |
Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти Консультация «Участие в профессиональных конкурсах» | Ноябрь |
Изучение передового опыта работы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета Ведение профессионального портфолио | |
Практические занятия «Методы работы с одаренными детьми» Взаимопосещение уроков | |
Участие в заседании методического объединения Проверка выполнения программы | |
Анализ работы за первое полугодие | Декабрь |
Взаимопосещение уроков Разработка КИМов, дидактических материалов Проведение открытого урока | |
Практические занятия «Использование интернет ресурсов при дистанционном обучении». «Практика исследовательской деятельности с обучающимися по предмету» | Январь |
Консультации «Публичное представление своего опыта работы» | |
Анализ деятельности по теме самообразования Выступление на заседании МО по теме самообразования | Февраль |
Посещение и анализ уроков Оценивание дидактических материалов, созданных молодым специалистом | |
Анализ работы молодого специалиста по теме самообразования | |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста Консультация «О подготовке презентации работы в паре наставник – стажер»» Беседы с молодым педагогом по результатам третьей четверти | |
Подготовка к открытому мероприятию по наставничеству Заполнение диагностической карты профессиональной деятельности молодым специалистом | Март |
Проверка выполнения программы Взаимопосещение уроков | |
Анализ работы молодого специалиста по реализации ФГОС | |
Консультация «Вопросы промежуточной аттестации» | |
Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста Практическое занятие «Применение коррекционных методик обучения детей с низкой мотивацией к учению» | Апрель |
Практическое занятие «Развитие лидерских качеств» | |
Подведение итогов работы наставников и стажеров за трехлетний период совместной деятельности на празднике | |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе | |
Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | Май |
Контроль выполнения программ, графика контрольных работ; составление характеристик | |
Мероприятие «Педагогический подиум» (открытое публичное мероприятие популяризации практик наставничества, подведение итогов работы наставнических пар/групп и награждение лучших наставников) |
Учитель-наставник ________________________/_____________________________
01.09.2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...
План наставничества молодого специалиста
Индивидуальный план работы в качестве наставника молодого специалиста (2015-2016 учебный год)....
Развивающе-консультативный программа "Клуб молодого специалисты"
Программа имеет развивающее-консультативный характер и проходит в виде семинаров-тренингов. Рассчитана на молодых специалистов – выпускников психологических факультетов и факультетов смежных специальн...
Программа сопровождения молодых специалистов «Наставник»
Программа МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска «Наставник» направлена на повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в образовательной организац...
план наставничества молодого специалиста
план наставничества молодого специалиста...
Программа наставничества молодого специалиста
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, находят себе другой профессиональ...
Программа наставничества молодого специалиста "Учитель-учителю"
Данная программа является целевой моделью наставничества, в которой отображается максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессион...