Программа наставничества молодого специалиста
календарно-тематическое планирование
Программа наставничества молодого специалиста содержит цели, задачи, ожидаемый результат наставничества, а также индивидуальный план работы наставника с наставляемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
молодого специалиста
на 2022/2023 учебный год
Составила: учитель -наставник Беседина Е.В. |
- Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
ЦЕЛЬ:
обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
ЗАДАЧИ:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ
НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель».
Сведения | о молодом специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Грачева Татьяна Александровна | Беседина Елена Викторовна |
Образование | Высшее | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | НГПУ им. Козьмы Минина | НГПУ им. Козьмы Минина |
Педагогический стаж | 1год | 20 лет |
Место работы | МБОУ «Средняя школа № 36» | МБОУ «Средняя школа № 36» |
Должность | Учитель | Учитель |
Предмет | Русский язык и литература | Русский язык и литература |
Учебная нагрузка | 18 часов | 40 часов |
Класс | 6, 7 классы | 5,6,8,9,10 классы |
Классное руководство | 6 класс | 10 класс |
Квалификационная категория | Нет | Первая |
Цель работы: | Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. |
Задачи: | 1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса. 2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога. 3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. |
Содержание деятельности: | 1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей. 2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение. 3. Планирование и анализ деятельности. 4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. 5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.). 6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя. 7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями. 8. Организация мониторинга эффективности деятельности. |
Ожидаемые результаты: |
|
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Планируемые мероприятия | Срок исполнения |
Первый год стажировки | |
Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Специфика обучения преподаваемому предмету в школе. Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (Устав школы, Программа развития школы, программы, методические рекомендации, ФГОС), правила внутреннего распорядка школы; Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей; Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником; Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию, составлению плана самообразования; Практикум по темам «Разработка конструкта урока», «Триединая цель урока и его конечный результат». | сентябрь |
Занятие: Планирование внеурочных занятий; Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи; Практическое занятие: Требования к плану внеклассной работы. Формы внеклассной работы. Основы организации внеклассной и секционной работы. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока; Практическое занятие. Как работать с теоретическим материалом на уроке (изучение требований к группам здоровья, советы по проверке теоретического аспекта урока) | октябрь |
Занятие: Работа со школьной документацией. Ведение электронного журнала. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся. Участие в работе ШМО и РМО. Знакомство с опытом работы учителей в школах района. Занятие: Современный урок и его организация; Практикум: Разработка конкурсных и олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять конкурсные и олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. | ноябрь |
Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями обучающихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности; Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника | декабрь |
Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний обучающихся; Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда задавать; Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; | январь |
Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к промежуточной аттестации. Посещение уроков, спортивных мероприятий и праздников у опытных учителей школы. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. Посещение коллегами открытого урока молодого учителя с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока. Практикум: «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе»; | февраль |
Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее); Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала; | март |
Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры). Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования). Курирование прохождения дистанционных курсов повышения квалификации на базе НИРО Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями. | апрель |
Выступление молодого специалиста на ШМО. Проведение выставки профессиональных достижений учителя. Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником. Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | Май |
Второй год стажировки | |
Оформление рабочей программы педагога, личных дел обучающихся и электронного классного журнала. | сентябрь |
Изучение программ, методических пособий. Подбор/разработка диагностических материалов, методик Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах Взаимопосещение уроков | |
Планирование внеклассной работы на год Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе | |
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Ознакомление с нормативно-правовыми документами по аттестации педагогических кадров | октябрь |
Выбор методической темы, освоение технологии работы над выбранной темой | |
Практические занятия «Разработка учебно-дидактических материалов»; «Оформление учебного кабинета» | |
Выполнение единых требований к ведению тетрадей Помощь в организации сообщений на МО | |
Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета Подготовка портфолио | Ноябрь |
Практические занятия «Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету» Презентация портфолио наставником Посещение уроков | |
Участие в заседании методического объединения Проверка выполнения программы. | |
Анализ работы за первое полугодие Подготовка проекта заявления на аттестацию и паспорта аттестующегося педагога | Декабрь |
Взаимопосещение уроков Разработка КИМов, дидактических материалов Составление портфолио педагога Проведение открытого урока | |
Практические занятия «Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися»; «Изучение основ исследовательской деятельности с обучающимися по предмету»; «Современные образовательные технологии в учебном процессе» | Январь |
Изучение отзывов детей и их родителей о работе молодых специалистов Анализ контрольных работ, методы работы над ошибками. | |
Консультации «Общие положения портфолио педагога. Структура содержания и порядок ведения портфолио» | Февраль |
Организация самостоятельного проектирования урока молодым специалистом Самоанализ уроков Выступление на заседании МО по теме самообразования | |
Посещение и анализ уроков Оценивание материалов портфолио | |
Анализ работы молодого специалиста с высокомотивированными обучающимися | |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста Беседы с молодым педагогом по результатам третьей четверти. | Март |
Проведение открытого внеклассного мероприятия по предмету Заполнение диагностической карты профессиональной деятельности молодым специалистом | |
Проверка выполнения программы Вопросы подготовки обучающихся к участию в соревнованиях школьного и муниципального уровней | |
Анализ работы молодого специалиста с обучающимися с низкой мотивацией к обучению | |
Консультация «Вопросы промежуточной аттестации» | Апрель |
Составление итоговых тестов для проверки теоретических знаний и практических навыков | |
Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста Практическое занятие «Анализ урока. Виды анализа урока» | |
Практическое занятие «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)» | |
Подведение итогов работы наставника со стажером за учебный год | Май |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе | |
Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | |
Контроль выполнения программ, графика контрольных работ; составление характеристик | |
Третий год стажировки | |
Оформление рабочей программы педагога, личных дел обучающихся и электронного классного журнала. | Сентябрь |
Изучение программ, методических пособий. Подбор/разработка диагностических материалов, методик Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана внеклассных мероприятий в закрепленных классах Взаимопосещение уроков. | |
Оказание помощи в планировании методической работы на год | |
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий | Октябрь |
Работа по методической теме, применение педагогических технологий в соответствии с выбранной темой | |
Практические занятия «Способы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся»; «Инновационные процессы в образовании» Помощь в подготовке открытого урока | |
Помощь в организации сообщений на МО | |
Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти Консультация «Участие в профессиональных конкурсах» | Ноябрь |
Изучение передового опыта работы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета Ведение профессионального портфолио | |
Практические занятия «Методы работы с одаренными детьми» Взаимопосещение уроков | |
Участие в заседании методического объединения Проверка выполнения программы | |
Анализ работы за первое полугодие | Декабрь |
Взаимопосещение уроков Разработка КИМов, дидактических материалов Проведение открытого урока | |
Практические занятия «Использование интернет ресурсов при дистанционном обучении». «Практика исследовательской деятельности с обучающимися по предмету» | Январь |
Консультации «Публичное представление своего опыта работы» | |
Анализ деятельности по теме самообразования Выступление на заседании МО по теме самообразования | Февраль |
Посещение и анализ уроков Оценивание дидактических материалов, созданных молодым специалистом | |
Анализ работы молодого специалиста по теме самообразования | |
Мониторинг профессионального роста молодого специалиста Консультация «О подготовке презентации работы в паре наставник – стажер»» Беседы с молодым педагогом по результатам третьей четверти | |
Подготовка к открытому мероприятию по наставничеству Заполнение диагностической карты профессиональной деятельности молодым специалистом | Март |
Проверка выполнения программы Взаимопосещение уроков | |
Анализ работы молодого специалиста по реализации ФГОС | |
Консультация «Вопросы промежуточной аттестации» | |
Коррекция индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста Практическое занятие «Применение коррекционных методик обучения детей с низкой мотивацией к учению» | Апрель |
Практическое занятие «Развитие лидерских качеств» | |
Подведение итогов работы наставников и стажеров за трехлетний период совместной деятельности на празднике | |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе | |
Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | Май |
Контроль выполнения программ, графика контрольных работ; составление характеристик | |
Мероприятие «Педагогический подиум» (открытое публичное мероприятие популяризации практик наставничества, подведение итогов работы наставнических пар/групп и награждение лучших наставников) |
Учитель-наставник ________________________/_____________________________
01.09.2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...
План наставничества молодого специалиста
Индивидуальный план работы в качестве наставника молодого специалиста (2015-2016 учебный год)....
Развивающе-консультативный программа "Клуб молодого специалисты"
Программа имеет развивающее-консультативный характер и проходит в виде семинаров-тренингов. Рассчитана на молодых специалистов – выпускников психологических факультетов и факультетов смежных специальн...

Программа наставничества молодого специалиста
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, находят себе другой профессиональ...
Программа наставничества молодого специалиста "Учитель-учителю"
Данная программа является целевой моделью наставничества, в которой отображается максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессион...