Программа наставничества молодого специалиста "Учитель-учителю"
рабочая программа

Данная программа является  целевой моделью наставничества, в которой отображается максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_matematika.docx80.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ Рабочеостровской СОШ.

  1. Пояснительнаязаписка.

Настоящая целевая модель наставничества в МБОУ Рабочеостровская__СОШ____, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов  "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение  конкурентоспособности  профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование".

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов _ МБОУ Рабочеостровской__СОШ_______.

Создание целевой модели наставничества в __ МБОУ Рабочеостровская__СОШ_____________ позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в

конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг- проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции- способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

  1. Нормативные основы целевой модели наставничеста.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года 3 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  •  Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»;     Федеральный проект «Современная школа»;
  • Распоряжение министерства просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
  •  Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;
  •  Письмо Министерства просвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 «Об учете и использовании в работе методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;
  • Указ Президента РФ от 27.07.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».

Нормативные правовые акты __ОО______

  • Устав
  • Программа развития
  • Отчет о результатах самообследования  деятельности
  • Положение о педагогическом совете
  • Положение о методическом совете

  1. Задачи целевой модели наставничества _______

  1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
  2. Разработка и реализация программ наставничества.
  3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
  4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
  5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
  6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
  7. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
  8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

4.  Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.

  1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся,  так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически  комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
  4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
  5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
  6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
  7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
  8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
  9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
  10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.        
  12.         Снижение        конфликтности        и        развитые        коммуникативных        навыков,        для  горизонтального и вертикального социального движения.
  13.         Включение        в        систему        наставнических        отношений        детей        с        ограниченными  возможностями здоровья.

  1. Структура управления реализацией целевой модели наставничества.

Уровни  структуры

Направления   деятельности.

Региональный орган управления образованием

Осуществление государственного управлениевсфере образования.

Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества;

Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества.

Региональный институт повышения квалификации

Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества.

Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;

Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества.

Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов

Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д.

Школа

Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества

Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.

Реализация программ наставничества.

Назначение        координатора и кураторов        внедрения целевой модели наставничества.

Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Координатор и кураторы

Формирование базы наставников и наставляемых.

Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).

Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.

Контроль проведения программ наставничества.

Участие в оценке вовлеченности в различные формы наставничества.

Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.

Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества.

Наставники

Реализация наставнического цикла.

  1. Кадровая система реализации целевой модели наставничества

В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные,приобретаетновыйопытиразвиваетновыенавыкиикомпетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки   процессов   самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программы наставничества.
  4. Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы наставничества согласно выбранным формам.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

  • Формирование базы наставляемых:

  • из числа обучающихся:
  • демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющих проблемы с поведением;
  • не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
  • из числа педагогов:
  • молодых специалистов;
  • находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
  • Формирование базы наставников из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

7. Этапы реализации целевой модели наставничества в МБОУ Рабочеостровской СОШ.

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий        для запуска программы наставничества

  1. Создание благоприятных условий для запуска программы.
  2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.
  3. Выбор        аудитории для поиска наставников.
  4. Информирование и выбор форм наставничества.
  5. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества.

Пакет документов.

Формирование базы наставляемых

  1. Выявление конкретных проблем, обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.
  2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Формированная база наставляемых с картой запросов.

Формирование базы наставников

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
  • творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам,
  • театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций);
  • педагогов, заинтересованных        в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов,
  • организаторов досуговой  деятельности в образовательной организации и других
  • представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы

наставников из числа:

  • выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
  • сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих
  • кадров (возможно пересечение с выпускниками);
  • успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют
  • потребность  передать свой опыт;
  • представители других организаций, с которыми есть партнерские связи.

Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор и обучение наставников

  1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретно программы.
  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.
  1. Заполнены анкеты        в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками.
  2. Собеседование        с наставниками
  3. Программа обучения.

Организация

хода

наставнической

программы

  1. Закрепление        гармоничных        и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так,

чтобы        они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

  1. Работа в каждой паре/группе включает:
  • встречу-знакомство,
  • пробную рабочую встречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекс последовательных встреч,
  • итоговую встречу.

Мониторинг:

  • сбор обратной  связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
  • сбор обратной связи от наставников, наставляемых        и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества

  1. Подведение итогов работы каждой пары/группы.
  2. Подведение итогов программы школы.
  3. Публичное подведение итогов и популяризация практик.
  • Собраны лучшие наставнические практики.
  • Поощрение наставников.

 8. Формы наставничества в МБОУ Рабочеостровской СОШ.

Для        успешной        реализации        целевой        модели        наставничества        предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.

Исходя из образовательных  потребностей _____ОО_____выбраны следующие формы наставничества: _Ученик- ученик. Учитель –учитель.

  1. Форма наставничества «Ученик –ученик».

Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
  2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
  3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
  4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
  5. Создание        комфортных         условий        и        коммуникаций        внутри        образовательной организации.
  6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Результат:

  1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
  2. Повышение успеваемости в школе.
  3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
  4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
  5. Количественный        и качественный  рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
  6. Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.
  7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик»

Наставник

Наставляый

Кто может быть.

Пассивный

Активный

  • Активный        ученик,

Социально или ценностно

-дезориентированный обучающийся        более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий

неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с        поведением,                 не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Обучающийся с особыми

обладающий лидерским

образовательными

и        организаторскими

потребностями,

качествами,

нуждающийся        в

нетривиальностью

профессиональной

мышления.

Поддержке         или ресурсах

  • Ученик,

демонстрирующий

высокие

для        обмена        мнениями        и

реализации собственных  проектов.

образовательные

результаты.

  • Победитель школьныхи

региональныхолимпиад

и соревнований.

  • Лидер        класса        или

параллели,

принимающий активное

участие в жизни школы.

  • Возможный        участник

всероссийских детско –

юношеских организаций

и объединений.

 Варианты программы наставничества «Ученик – ученик»

Формы взаимодействия

Цель

«Успевающий        –

неуспевающий»

Достижение лучших образовательных результатов.

«Равный – равному»

Обмен навыками для достижения целей.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик»

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Ученик – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества.

Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников.

Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование.        Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После        личных        встреч обсуждения вопросов.

Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление         конкретных результатов взаимодействия                 (проект, улучшение

показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник        получает                уважаемый                и заслуженный                статус.        Чувствует        свою

причастность школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.

  1. Форма наставничества «Учитель – учитель».

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своейдеятельности.
  4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
  5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Результат:

  1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
  2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
  3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
  4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
  5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.
  6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
  7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
  8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.д.)

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Наставник

Наставляемый

Молодой специалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные                успехи (победитель        различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными        и коммуникативными навыками,

хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности        с организацией

учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, родителями.

Специалист, находящийся                в процессе        адаптации на        новом        месте работы,                 которому необходимо получать представление                о традициях, особенностях, регламенте                                и принципах образовательной организации.

Типы наставников

Педагог, находящийся        в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник -

консультант

Наставник        -

предметник

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную

Работу      молодого специалиста или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных

дисциплин.

 Варианты программы наставничества «Учитель – учитель»

Формы взаимодействия

Цель

«Опытный педагог – молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте

работы.

Руководитель – молодой специалист»

Приобретение профессиональных навыков в работе с классным

коллективом и закрепления на месте работы.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Учитель – учитель».

Педагогический  совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов,         самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.

Анкетирование.        Использование базы наставников.

Обучение  наставников.

Проводится при необходимости.

Проводится        отбор педагогов, испытывающий        профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в

программе наставничества.

Анкетирование.        Листы        опроса. Использование базынаставляемых.

Формирование пар, групп.

После встреч, обсуждения вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление        в профессии.        Творческая

деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование.        Проведение        мастер        – классов, открытых уроков.

Рефлексия реализации формы

наставничества.

Анализ эффективности реализации

программы.

Наставник        получает        уважаемый        и

заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или

методический совете школы.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Наставник

Наставляемый

Молодой специалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные                успехи (победитель        различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками,

хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности        с организацией

учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, родителями.

Специалист, находящийся                в процессе        адаптации на        новом        месте работы,                 которому необходимо получать представление        о традициях, особенностях, регламенте                и принципах образовательной организации.

Типы наставников

Педагог, находящийся        в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Наставник -

консультант

Наставник        -

предметник

Создает комфортные условия                для реализации профессиональных качеств,         помогает        с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого

педагогичексих        и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную

работу молодого специалиста        или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и        молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных

дисциплин.

Основные мероприятия

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе, но второй и третий год молодого специалиста также нельзя оставлять без поддержки.

Ф. И. О., должность наставляемого: Комарова В.Е., учитель математики.

Ф. И. О., должность наставляемого: Коваленок У.Ю., учитель начальных классов, учитель математики.

 Ф. И. О., должность наставника: Ольшанникова М.И., учитель математики.

Срок реализации программы: 3 года

Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.

1 год

Срок

Что проводится

Сентябрь

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Изучение устава учреждения и локальных актов

Изучение программ, методических пособий.

Изучение документов по ФГОС.

Составление рабочих программ по предметам «Математика» и «Информатика».

Планирование воспитательной работы на год.

Собеседование. Особенности составления плана воспитательной работы.

Практическое занятие «Как вести классный журнал. Запись замены уроков».

Оформление учебной программы, пояснительных

записок, личных дел учащихся и классного журнала.

Взаимопосещение  уроков.

Октябрь

Адаптация в педагогическом коллективе.

Современный урок, план урока и его анализ.

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Заседание ШМО «Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке».

Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями.

Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»

Ноябрь

Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти.

Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся.

Мастер-класс «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока».

Методика проведения классного часа, внеклассных мероприятий.

Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий.

Составление аналитических справок.

Проверка выполнения программы. Посещение уроков, классного часа.

Декабрь

Самоанализ урока.

Организация индивидуальной работы с обучающимися.

Заседание ШМО «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников

Консультация «Как вести протоколы родительских собраний».

Январь

Портфолио молодого специалиста

Взаимопосещение уроков.

Изучение отзывов детей и их родителей

Анализ контрольных работ, работа над ошибками. Мотивация предмета

Февраль

Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти.

Заседание ШМО «Самообразование педагога. Изучение документов по ФГОС».

Март

Взаимопосещение уроков.

Участие молодого учителя в анализе уроков.

Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

Проверка выполнения программы.

Вопросы ВПР

Апрель

Организация повторения.

Составление и разработка технологических карт к урокам. Подготовка к годовым контрольным работам

Составление итоговых тестов для проверки.

Май

Взаимопосещение уроков.

Заседание ШМО «Организация УУД учащихся».

Составление учебно-методической базы на следующий год.

Оформление документации. Составление отчета.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)

Итоги воспитательной работы за год.

2 год

Сентябрь

Изучение мотивации педагогической деятельности.

Изучение программ, методических пособий.

Подбор/разработка диагностических материалов, методик Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

Планирование воспитательной работы на год.

Оформление учебной программы, пояснительных

записок, личных дел учащихся и классного журнала.

Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе

Взаимопосещение уроков.

Октябрь

Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий

Заседание ШМО «Выбор темы по самообразованию»

Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой

Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

Участие в оформлении учебного кабинета

Выполнение единых требований к ведению тетрадей

Ноябрь

Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти.

Участие в заседании методического объединения;

Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

Презентация портфолио наставником

Проверка выполнения программы.

Посещение уроков.

Декабрь

Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися

Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету

Введение в процесс аттестации.

Требования к квалификации.

Анализ работы за первое полугодие

Январь

Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др.

Участие в заседании методического объединения

Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»

Взаимопосещение уроков.

Изучение отзывов детей и их родителей

Анализ контрольных работ, работа над ошибками.

Февраль

Организация самостоятельного проектирования урока МС.

Анализ и самоанализ уроков.

Общие положения портфолио педагога

Структура содержания и порядок ведения портфолио

Оценивание материалов портфолио

Март

Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования)

Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися

Мониторинг профессионального роста МС

Проверка выполнения программы.

Вопросы ВПР

Апрель

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»

Вопросы ОГЭ, ЕГЭ

Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)

Подготовка к годовым контрольным работам

Составление итоговых тестов для проверки.

Май

Отчет молодого специалиста о проделанной работе

Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год

3 год

Сентябрь

Разработка рабочей программы учителя,

программы воспитательной работы с классом.

Ведение школьной документации.

Взаимопосещение уроков.

Октябрь

Работа с журналом теоретического обучения

Изучение методических рекомендаций по учебной дисциплине

Изучение форм и видов учебных занятий в зависимости от содержания

Посещение стажером урока наставника

Разработка плана-конспекта урока совместно с наставником

Посещение занятия стажера наставником

Самоанализ урока

Ноябрь

Изучение форм и видов внеклассных занятий в зависимости от содержания

Посещение стажером внеклассного занятия наставника

Разработка плана-конспекта внеклассного занятия совместно с наставником

Посещение занятия стажера наставником

Самоанализ внеклассного занятия

Декабрь

Общие вопросы методики проведения уроков и внеурочных мероприятий по предмету с учащимися

Изучение основ проектной и исследовательской деятельности с учащимися по предмету

Взаимопосещение уроков.

Анализ работы за первое полугодие

Январь

Портфолио молодого специалиста

Взаимопосещение уроков.

Анализ контрольных работ, работа над ошибками. Мотивация предмета

Оказание методической помощи

Февраль

Показать наставнику полученные на практических занятиях приемы применения ИКТ

Показать опыт работы по применению педагогической технологии

Март

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока

посещение уроков опытных учителей,

регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой,

участие в работе временных творческих групп

Вопросы ВПР

Апрель

Вопросы ОГЭ, ЕГЭ

Подготовка к годовым контрольным работам

Составление итоговых тестов для проверки.

Май

Мониторинг профессионального роста МС

Задачи наставника

Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:

  • Указать на требования к организации учебного процесса;
  • Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
  • Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
  • Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
  • Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.

Молодой педагог может надеяться на то, что коллега-наставник поможет ему в таких вопросах, как:

  • Разработка программы своего профессионального роста;
  • Подготовка к первичному повышению квалификации;
  • Выбор темы для самообразования;
  • Подготовка к будущей аттестации;
  • Ознакомление с современными тенденциями в педагогике.

Портфолио. Именно наставнику лучше позаботиться о том, чтобы его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Он может показать ему своё портфолио, обратить внимание на требования к нему, подсказать варианты оформления. Сегодня этой визитке педагога уделяется много внимания, и не зря, оно в какой-то степени отзеркаливает профессиональный имидж учителя, является показателем его статуса и достижений.

Подготовка памятки. Необходимо составить памятки для молодых учителей. Поначалу они будут носить их с собой, и ориентироваться по их пунктам, а дальше уже смогут работать по изученному алгоритму. Вот какие памятки понадобятся новичкам обязательно:

  • Анализ и самоанализ урока;
  • Обязанности классного руководителя;
  • Организация работы с родителями;
  • Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
  • Организация работы с неуспевающими.

Занятия с молодым педагогом:

1.Рабочая программа учителя, тематическое планирование.

2.Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)

3.Методические требования к современному уроку.

4.Соответствие методов обучения формам организации урока.

5.Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия,

формы и методы.

6.Школьная документация.

7.Организация индивидуальных занятий с одарёнными детьми.

8.Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1) повышение квалификации молодого педагога;

2) закрепление и успешная деятельность молодого педагога;

3) включение молодого педагога в проектную, исследовательскую, научно-экспериментальную, организационно-методическую, творческую деятельность.

Программа наставничества молодого специалиста должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа наставничества над молодым специалистом...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

План работы с молодым специалистом по программе «Наставничество»

Материал может быть полезен приработе с молодым специалистом...

Программа «Наставничество» для работы с молодым специалистом по физической культуре

материал может быть полезен для разработки программы работы с молодым специалистом...

Программа наставничества молодого специалиста

Программа наставничества молодого специалиста содержит цели, задачи, ожидаемый результат наставничества, а также  индивидуальный план работы наставника с наставляемым....

Программа наставничества молодого специалиста

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, находят себе другой профессиональ...