Программа наставничества молодого специалиста "Учитель-учителю"
рабочая программа
Данная программа является целевой моделью наставничества, в которой отображается максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_matematika.docx | 80.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МБОУ Рабочеостровской СОШ.
- Пояснительнаязаписка.
Настоящая целевая модель наставничества в МБОУ Рабочеостровская__СОШ____, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов _ МБОУ Рабочеостровской__СОШ_______.
Создание целевой модели наставничества в __ МБОУ Рабочеостровская__СОШ_____________ позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг- проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции- способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Нормативные основы целевой модели наставничеста.
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29.12.2012 года 3 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»; Федеральный проект «Современная школа»;
- Распоряжение министерства просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
- Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана»;
- Письмо Министерства просвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 «Об учете и использовании в работе методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»;
- Указ Президента РФ от 27.07.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».
Нормативные правовые акты __ОО______
- Устав
- Программа развития
- Отчет о результатах самообследования деятельности
- Положение о педагогическом совете
- Положение о методическом совете
Задачи целевой модели наставничества _______
- Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
- Разработка и реализация программ наставничества.
- Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
- Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
- Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
- Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
- Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
- Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.
- Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
- Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
- Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
- Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
- Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
- Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
- Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
- Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
- Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
- Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
- Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
- Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Структура управления реализацией целевой модели наставничества.
Уровни структуры | Направления деятельности. |
Региональный орган управления образованием | Осуществление государственного управлениевсфере образования. Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества; Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества. |
Региональный институт повышения квалификации | Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества. Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели наставничества; Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества. Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д. |
Школа | Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели. Реализация программ наставничества. Назначение координатора и кураторов внедрения целевой модели наставничества. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. |
Координатор и кураторы | Формирование базы наставников и наставляемых. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения). Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества. Контроль проведения программ наставничества. Участие в оценке вовлеченности в различные формы наставничества. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества. |
Наставники | Реализация наставнического цикла. |
Кадровая система реализации целевой модели наставничества
В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
- Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные,приобретаетновыйопытиразвиваетновыенавыкиикомпетенции.
- Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программы наставничества.
- Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы наставничества согласно выбранным формам.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
- Формирование базы наставляемых:
- из числа обучающихся:
- демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- имеющих проблемы с поведением;
- не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
- из числа педагогов:
- молодых специалистов;
- находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
- Формирование базы наставников из числа:
- обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
- педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
7. Этапы реализации целевой модели наставничества в МБОУ Рабочеостровской СОШ.
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
| Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. |
Формирование базы наставляемых |
| Формированная база наставляемых с картой запросов. |
Формирование базы наставников | Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:
Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа:
| Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. |
Отбор и обучение наставников |
|
|
Организация хода наставнической программы |
чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.
| Мониторинг:
|
Завершение программы наставничества |
|
|
8. Формы наставничества в МБОУ Рабочеостровской СОШ.
Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.
Исходя из образовательных потребностей _____ОО_____выбраны следующие формы наставничества: _Ученик- ученик. Учитель –учитель.
Форма наставничества «Ученик –ученик».
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
- Помощь в реализации лидерского потенциала.
- Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
- Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
- Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
- Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
- Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Результат:
- Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
- Повышение успеваемости в школе.
- Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
- Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
- Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
- Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.
- Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик»
Наставник | Наставляый | |
Кто может быть. | Пассивный | Активный |
| Социально или ценностно -дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. | Обучающийся с особыми |
обладающий лидерским | образовательными | |
и организаторскими | потребностями, | |
качествами, | нуждающийся в | |
нетривиальностью | профессиональной | |
мышления. | Поддержке или ресурсах | |
демонстрирующий высокие | для обмена мнениями и реализации собственных проектов. | |
образовательные | ||
результаты. | ||
| ||
региональныхолимпиад | ||
и соревнований. | ||
| ||
параллели, | ||
принимающий активное | ||
участие в жизни школы. | ||
| ||
всероссийских детско – | ||
юношеских организаций | ||
и объединений. |
Варианты программы наставничества «Ученик – ученик»
Формы взаимодействия | Цель |
«Успевающий – неуспевающий» | Достижение лучших образовательных результатов. |
«Равный – равному» | Обмен навыками для достижения целей. |
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик»
Этапы реализации. | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик». | Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества. | Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников. |
Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | После личных встреч обсуждения вопросов. |
Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. | Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу. | Поощрение на ученической конференции. |
- Форма наставничества «Учитель – учитель».
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
- Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своейдеятельности.
- Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
- Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
- Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
- Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
- Улучшение психологического климата в образовательной организации.
- Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
- Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.
- Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
- Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
- Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник | Наставляемый | ||
Молодой специалист | Педагог | ||
хорошо развитой эмпатией. | Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. | Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. | |
Типы наставников | Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. | ||
Наставник - консультант | Наставник - предметник | ||
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого-педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную Работу молодого специалиста или педагога. | Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Формы взаимодействия | Цель |
«Опытный педагог – молодой специалист» | Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
Руководитель – молодой специалист» | Приобретение профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. |
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Этапы реализации. | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Учитель – учитель». | Педагогический совет. Методический совет. |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Проводится при необходимости. |
Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базынаставляемых. |
Формирование пар, групп. | После встреч, обсуждения вопросов. |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. | Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых уроков. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. | Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы. |
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Наставник | Наставляемый | ||
Молодой специалист | Педагог | ||
хорошо развитой эмпатией. | Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. | Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. | |
Типы наставников | Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. | ||
Наставник - консультант | Наставник - предметник | ||
Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. | Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. |
Основные мероприятия
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе, но второй и третий год молодого специалиста также нельзя оставлять без поддержки.
Ф. И. О., должность наставляемого: Комарова В.Е., учитель математики.
Ф. И. О., должность наставляемого: Коваленок У.Ю., учитель начальных классов, учитель математики.
Ф. И. О., должность наставника: Ольшанникова М.И., учитель математики.
Срок реализации программы: 3 года
Цель наставничества молодого учителя - увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.
1 год | |
Срок | Что проводится |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Изучение устава учреждения и локальных актов Изучение программ, методических пособий. Изучение документов по ФГОС. Составление рабочих программ по предметам «Математика» и «Информатика». Планирование воспитательной работы на год. Собеседование. Особенности составления плана воспитательной работы. Практическое занятие «Как вести классный журнал. Запись замены уроков». Оформление учебной программы, пояснительных записок, личных дел учащихся и классного журнала. Взаимопосещение уроков. |
Октябрь | Адаптация в педагогическом коллективе. Современный урок, план урока и его анализ. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Заседание ШМО «Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке». Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями. Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей» |
Ноябрь | Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти. Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся. Мастер-класс «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока». Методика проведения классного часа, внеклассных мероприятий. Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий. Составление аналитических справок. Проверка выполнения программы. Посещение уроков, классного часа. |
Декабрь | Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с обучающимися. Заседание ШМО «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников Консультация «Как вести протоколы родительских собраний». |
Январь | Портфолио молодого специалиста Взаимопосещение уроков. Изучение отзывов детей и их родителей Анализ контрольных работ, работа над ошибками. Мотивация предмета |
Февраль | Беседы с молодым педагогом по результатам второй четверти. Заседание ШМО «Самообразование педагога. Изучение документов по ФГОС». |
Март | Взаимопосещение уроков. Участие молодого учителя в анализе уроков. Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. Проверка выполнения программы. Вопросы ВПР |
Апрель | Организация повторения. Составление и разработка технологических карт к урокам. Подготовка к годовым контрольным работам Составление итоговых тестов для проверки. |
Май | Взаимопосещение уроков. Заседание ШМО «Организация УУД учащихся». Составление учебно-методической базы на следующий год. Оформление документации. Составление отчета. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Итоги воспитательной работы за год. |
2 год | |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Изучение программ, методических пособий. Подбор/разработка диагностических материалов, методик Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах; Планирование воспитательной работы на год. Оформление учебной программы, пояснительных записок, личных дел учащихся и классного журнала. Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе Взаимопосещение уроков. |
Октябрь | Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Заседание ШМО «Выбор темы по самообразованию» Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; Участие в оформлении учебного кабинета Выполнение единых требований к ведению тетрадей |
Ноябрь | Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти. Участие в заседании методического объединения; Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию Презентация портфолио наставником Проверка выполнения программы. Посещение уроков. |
Декабрь | Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. Анализ работы за первое полугодие |
Январь | Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др. Участие в заседании методического объединения Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» Взаимопосещение уроков. Изучение отзывов детей и их родителей Анализ контрольных работ, работа над ошибками. |
Февраль | Организация самостоятельного проектирования урока МС. Анализ и самоанализ уроков. Общие положения портфолио педагога Структура содержания и порядок ведения портфолио Оценивание материалов портфолио |
Март | Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования) Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися Мониторинг профессионального роста МС Проверка выполнения программы. Вопросы ВПР |
Апрель | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» Вопросы ОГЭ, ЕГЭ Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) Подготовка к годовым контрольным работам Составление итоговых тестов для проверки. |
Май | Отчет молодого специалиста о проделанной работе Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год |
3 год | |
Сентябрь | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации. Взаимопосещение уроков. |
Октябрь | Работа с журналом теоретического обучения Изучение методических рекомендаций по учебной дисциплине Изучение форм и видов учебных занятий в зависимости от содержания Посещение стажером урока наставника Разработка плана-конспекта урока совместно с наставником Посещение занятия стажера наставником Самоанализ урока |
Ноябрь | Изучение форм и видов внеклассных занятий в зависимости от содержания Посещение стажером внеклассного занятия наставника Разработка плана-конспекта внеклассного занятия совместно с наставником Посещение занятия стажера наставником Самоанализ внеклассного занятия |
Декабрь | Общие вопросы методики проведения уроков и внеурочных мероприятий по предмету с учащимися Изучение основ проектной и исследовательской деятельности с учащимися по предмету Взаимопосещение уроков. Анализ работы за первое полугодие |
Январь | Портфолио молодого специалиста Взаимопосещение уроков. Анализ контрольных работ, работа над ошибками. Мотивация предмета Оказание методической помощи |
Февраль | Показать наставнику полученные на практических занятиях приемы применения ИКТ Показать опыт работы по применению педагогической технологии |
Март | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп Вопросы ВПР |
Апрель | Вопросы ОГЭ, ЕГЭ Подготовка к годовым контрольным работам Составление итоговых тестов для проверки. |
Май | Мониторинг профессионального роста МС |
Задачи наставника
Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:
- Указать на требования к организации учебного процесса;
- Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
- Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
- Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
- Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.
Молодой педагог может надеяться на то, что коллега-наставник поможет ему в таких вопросах, как:
- Разработка программы своего профессионального роста;
- Подготовка к первичному повышению квалификации;
- Выбор темы для самообразования;
- Подготовка к будущей аттестации;
- Ознакомление с современными тенденциями в педагогике.
Портфолио. Именно наставнику лучше позаботиться о том, чтобы его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Он может показать ему своё портфолио, обратить внимание на требования к нему, подсказать варианты оформления. Сегодня этой визитке педагога уделяется много внимания, и не зря, оно в какой-то степени отзеркаливает профессиональный имидж учителя, является показателем его статуса и достижений.
Подготовка памятки. Необходимо составить памятки для молодых учителей. Поначалу они будут носить их с собой, и ориентироваться по их пунктам, а дальше уже смогут работать по изученному алгоритму. Вот какие памятки понадобятся новичкам обязательно:
- Анализ и самоанализ урока;
- Обязанности классного руководителя;
- Организация работы с родителями;
- Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
- Организация работы с неуспевающими.
Занятия с молодым педагогом:
1.Рабочая программа учителя, тематическое планирование.
2.Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
3.Методические требования к современному уроку.
4.Соответствие методов обучения формам организации урока.
5.Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия,
формы и методы.
6.Школьная документация.
7.Организация индивидуальных занятий с одарёнными детьми.
8.Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) повышение квалификации молодого педагога;
2) закрепление и успешная деятельность молодого педагога;
3) включение молодого педагога в проектную, исследовательскую, научно-экспериментальную, организационно-методическую, творческую деятельность.
Программа наставничества молодого специалиста должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества над молодым специалистом
Программа наставничества над молодым специалистом...
Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...
План работы с молодым специалистом по программе «Наставничество»
Материал может быть полезен приработе с молодым специалистом...
Программа «Наставничество» для работы с молодым специалистом по физической культуре
материал может быть полезен для разработки программы работы с молодым специалистом...
Программа наставничества молодого специалиста
Программа наставничества молодого специалиста содержит цели, задачи, ожидаемый результат наставничества, а также индивидуальный план работы наставника с наставляемым....
Программа наставничества молодого специалиста
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, находят себе другой профессиональ...