Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература»
опыты и эксперименты (10, 11 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература»
Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности.
Прежде всего разберемся, каково содержание этого выражения.
Инженерное мышление – способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники.
Основой инженерного языка является творческое воображение и фантазия учащихся, системное творческое осмысление знаний, позволяющей сознательно управление процессом создания новых идей.
Важной чертой инженерного мышления является системность.
Формирование мышления, отличающегося подобными особенностями, происходит в процессе преподавания не только точных предметов, но и предметов гуманитарного цикла, прежде всего на уроках литературы и русского языка.
Задача – определить главный принцип инженерного мышления.
Принцип структурирования в инженерном мышлении — это такой навык, который позволяет видеть взаимосвязи на всех уровнях, дает возможность разбивать целое на компоненты, принимать решения, решать проблемы, мыслить лучше, эффективнее, творчески.
Методы и приемы, способствующие развитию инженерного мышления при изучении литературы:
- различные виды пересказа;
- составление плана лекции;
- составление тезисов, конспектов по предложенному плану;
- составление по ходу лекции вопросов, которые будут заданы после лекции;
- графические схемы изложения материала;
- собственный вывод из лекции.
Активизации познавательной деятельности учащихся во время работы с книгой:
- прием вопросов (одни из них носят фактологический характер –“что? где? когда?”; другие – требуют ответа в виде рассуждения - “почему? в чем? Дайте объяснение)
Задача учителя - выстроить внутри темы систему постепенного усложнения самостоятельной деятельности ученика:
- коллективная проблемно-поисковая работа;
- система семинарских занятий;
- дифференцированные индивидуально–опережающие задания.
При такой организации меняется отношение учеников к учебе, мотивы ученической деятельности; ученики знают близкие и далекие цели своей деятельности, формируются умение целеполагания, планирования, ученики видят результаты своей работы.
Формирование инженерного мышления при изучении литературного произведения:
- жанр;
- проблематика;
- системы персонажей;
- характер конфликта;
- композиционные особенности.
Другой важной технологией, способствующей формированию инженерного мышления, является проектная деятельность.
Проектирование - проявление творческого инженерного мышления.
Формирование инженерного мышления лежит в основе подготовки учащихся к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 и 11 классах.
Сочинение по русскому языку ЕГЭ состоит из двух частей: анализ авторского текста и аргументация собственной позиции.
Подобный алгоритм помогает учащимся выстраивать экзаменационную работу в соответствии с критериями оценивания сочинения ЕГЭ. Такая последовательность действий формирует инженерное мышление.
Подводя итог, можно сказать, что развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета русский язык и литературы.
Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,Программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской...
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципа...
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО
Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык и литература» Основное общее образование 5 – 8 классы (Срок освоения -1 год)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»5-9 классыПояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5- 9 клас...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ
В данной статье представлен опыт использованся технологии проектного обучения при реализации дополнительной общеобразовательной программы "Робототехника: конструирование и программирование...