Организация работы с одаренными детьми на уроках информатики
статья
На данный момент одной из приоритетных задач обучения школьника является получение на выпуске школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_odarennymi_detmi_na_urokah_informatiki.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми на уроках информатики
На данный момент одной из приоритетных задач обучения школьника является получение на выпуске школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Для создания творческой обстановки в классе можно использовать следующие приемы:
- фоновая музыка: используется музыка без слов как отечественных так и зарубежных авторов, музыка природы, музыка для релаксации;
- соревновательный момент: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость. Одно и то же задание применяю при изучении разных тем в разных параллелях. Например, карточку с изображением множества геометрических фигур использую при закреплении знаний по темам: графические операторы языка программирования, растровые графические редакторы, векторные графические редакторы;
- разноуровневые задания;
- физкультминутки (для глаз, общие.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют шесть основных типов одаренности:
- Интеллектуальный;
- Академический;
- Художественный;
- Креативность;
- Лидерская, или социальная;
- Психомоторная или спортивная.
Основные цели работы с одаренными детьми:
- Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся (развитие чувства гражданина)
При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными детьми:
- объединения дополнительного образования
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
- факультативы
- заочные, очно-заочные, дистанционные школы
- конкурсы и конференции
- участие в олимпиадах
- спецкурсы
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов
Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:
- дифференцированный подход
- проблемное обучение
- проектная деятельность.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
- по содержанию задания
- по форме организации работы на уроке
- по способу педагогической поддержки
- по способу восприятия информации
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Обработка текстовой информации» учащиеся не получают от учителя инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись с проблемой набора текста, содержащего римские цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Учитель не оказывает поддержки в решении данной проблемы.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики.
В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.
Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются активными участниками и призерами смотров, конкурсов, конференций, фестивалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках литературы
Описание работы учителя литературы с одаренными детьми....
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....
Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...
Организация проектной внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на уроках информатики
Выступление на ШМО...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....