Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
статья по английскому языку по теме
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyshova_trunova_-_statya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: "Восемь шагов по правовому лабиринту".
ДИСЦИПЛИНА: обществознание, 9 класс, основная школа.
ТИП УРОКА: Повторительно-обобщаюший урок по теме: "Права человека и ребенка".
ФОРМА УРОКА: игра-конкурс между группами классов.
ЦЕЛИ УРОКА:
- повышение уровня правовой культуры учащихся
- формирование понятия - уважение к закону
- формирование мотивов к активному изучению права. ЗАДАЧИ УРОКА:
- закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка
- развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях
- развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятые решения.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: За неделю до проведения урока учащиеся получают домашнее задание. Учитель назначает спикеров групп. Спикеры, (т.е. учащиеся), сами формируют группы по 5 человек. Создаются 4 группы, пятая группа получает специфическое задание на уроке, они являются журналистами, готовят репортаж с урока в школьную газету. Каждая группа получает общее и специальное домашнее задание.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведет к отсутствию уверенности в себе. К сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объемом информации о своих правах, у него имеется немало способов отстоять их, защитить себя и других. Наш урок "Восемь шагов по правовому лабиринту" в форме игры-конкурса между группами класса позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям. Игра включает 8 этапов:
- Представление названия команды.
- Разминка. (Проверка знания понятий по теме).
- "Ты - мне, я - тебе!" (Вопросы команд друг Другу).
- "Заморочки". (Задачи и вопросы из жизни).
- "Взрослые и дети". Презентация значка с обращением детей к взрослым.
- "Взрослые и дети". Допиши предложение.
- Литературная дуэль для спикеров команд. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права.)
- Тест по предложенным вопросам (выполняется письменно).
Группа журналистов участвует в конкурсах № 1,6,8, а также в течение урока пишет
заметку в школьную газету с урока, двое учащихся являются экспертами и помогают
учителю в оценивании знаний.
За выполнение заданий группы получают жетоны: красный - 1 балл, синий - 0,5 балла, зеленый - 0 баллов. Отмечается индивидуальная работа учащихся желтым жетоном. Учитель: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название команды должно соответствовать теме "Права человека". Высший -1 балл. (Команды представляют свои названия, например, "Свободный выбор", "Профсоюз", "Гражданин", "Лига прав человека" и т.д. Примеры взяты из урока.) Второй шаг по лабиринту называется "Разминка". Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 6 вопросов: 3 понятия назвать на основе данного определения, 3 понятия объяснить. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны! Вопросы команде № 1.
- Система общеобязательных правил поведения, закрепленных в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства. (ПРАВО)
- Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан. (КОНСТИТУЦИЯ)
- Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое. (ПРЕСТУПЛЕНИЕ).
4. Дайте определение понятиям: гражданин, республика, права человека.
Вопросы команде №2 .
- Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей. (ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО)
- Противоправное поведение гражданина. (ПРАВОНАРУШЕНИЕ)
- Законодательный орган власти в России. ( ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ)
- Дайте определение понятиям: правовая ответственность, несовершеннолетний, Родина.
Вопросы команде № 3.
- Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом. (ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
- Государство, в котором высшие органы власти избираются на определенный срок. (РЕСПУБЛИКА).
- Международный документ о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. (КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА)
4. Дайте определение понятиям: право, проступок, демократия.
Вопросы команде № 4.
- Организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории, организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей на этой территории. (ГОСУДАРСТВО)
- Главные защитники прав ребенка. (РОДИТЕЛИ)
- Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения. (СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС)
- Дайте определение понятиям: преступление, гражданин, Конституция.
После выполнения задания каждая команда получает жетоны в соответствии с условиями и показанными знаниями.
Учитель:
Третий шаг по лабиринту - вопросы друг другу. Вопросы по Конституции РФ, главы
1,2, а также по Конвенции о правах ребенка. Этот конкурс называется "Ты - мне, я -
тебе!". Команда №1 задает свой вопрос команде №2, и наоборот. Вопросы являются вашими домашними заготовками. Затем, команда№3 задает вопрос команде № 4, и наоборот. Оценивается оригинальность и правильность заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа на поставленный вопрос(1 балл). Если команды затрудняются с ответом, могут помочь другие команды, заработав дополнительный балл. Учитель: "Заморочки".
В этом конкурсе, а это четвертый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются задания. Время - 3 минуты. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы команде №1.
- Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 15 лет, а при определенных условиях - 14 лет? ( Необходимость соблюдения права на образование, ст.43.п.4 Конституции РФ, недееспособность несовершеннолетних).
- После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения реализуемы лишь в том случае, если государством Павлу будут предоставлены следующие права ....(Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на получение высшего образования на конкурсной основе.)
- С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения.)
Вопросы команде №2.
1. Молено ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё
наперекор родителям и не уважает их? ( Да, воспитание - равное право и
. ■ ■
обязанность родителей)
1
- Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюбленным следующие права....(Право свободного выезда за пределы России, семейное право).
- С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (С 10 лет).
Вопросы команде №3.
- Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (Противоправное деяние).
- Григорий — страстный фотолюбитель и мечтает открыть своё собственное
фотоателье. Помогут Григорию следующие права (Право на свободное
использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности.)
3. С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих
прав в суд? (С 14 лет).
Вопросы команде №4.
- Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве 14-летним учащимся школы, не желающим писать контрольную работу? (Нет, это преступление, ст.20 УК РФ).
- Могут ли вас сделать рабом? Конечно же, нет, если вы имеете права (Право
на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещен.)
3. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (С разрешения родителей). Учитель: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения, взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребенку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны были дома изготовить значок с обращением несовершеннолетних детей к взрослым. Надеюсь, что ваши обращения дойдут до адресата через наших журналистов, которые поместят свои материалы в школьную газету. Это и есть ваш пятый шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например: Ах, взрослые, нам бы Ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! и т.д.)
Высший балл -1.
Шестой шаг по лабиринту - продолжение темы: "Взрослые и дети". Допиши предложение - так называется следующий конкурс. Послушаем ваши домашние заготовки. Учащимся были предложены варианты:
- Дети - это будущее России, потому что ....
- Счастливый ребенок - это тот, кто....
- Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что ....
- Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно ...
- Когда я стану взрослым, я никогда....
Учитель: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остались - два. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырех команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы,, касающиеся закона, права.
Конкурс называется "Литературная дуэль". За каждый правильный ответ -1 балл.
Побеждает - набравший наибольшее количество баллов. Время на обдумывание- 5
секунд.
Вопросы дуэлянтам:
- Назовите фамилию судьи в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". (Ляпкин-Тяпкин)
- Назовите автора высказывания: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (НА. Некрасов)
- Что означает выражение " Пуститься во все тяжкие?" (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни)
- Назовите автора высказывания: "Человек - это звучит гордо". (А.М. Горький)
- Вспомни и назови хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Например, Ф. Достоевский "Преступление и наказание", Л.Н. Толстой "ВОСКРЕСЕНИЕ", В. Липатов "И это всё о нём" и др.)
- Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; не допустимы - право на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире.)
7. Назовите автора строк и название стихотворения:
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков (Г. Державин "Властителям и судиям")
8. Из русских писателей XIX в. преследованию по обвинению в соучастии в убийстве подвергался: а) Н. Гоголь б) А. Островский в) А. Сухово-Кобылин. Учитель: Завершая движение по правовому лабиринту, вы выполняете тестовое задание из 10 вопросов.
ТЕСТ
1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) август 1991; б) декабрь 1993; в) июнь 1993?
2. Среди законов высшей юридической силой обладает?
а) Гражданский кодекс; б) Уголовный Кодекс; в) Конституция
3. Основные признаки правового государства:
а) сильная армия; б) верховенство права; в) развитая система прав и свобод граждан; г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; д) суровость наказания за преступления.
4. Какая из перечисленных ниже норм является моральной?
а) право на создание семьи; б),право на сочувствие; в) право на неприкосновенность частной жизни.
5. Президент РФ- это:
а) гарант Конституции РФ; б) глава законодательной власти; в) глава исполнительной власти; г) глава судебной власти.
- Ребенок может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав: а) с 10 лет; б) с 14 лет; в) с 16 лет.
- Родительские права в отношении ребенка по закону прекращаются в случае, если: а) ему исполнилось 16 лет; б) он поступил в институтов) ему исполнилось 18 лет; г) он вступил в брак в 17 лет.
8. Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности:
а) с 12 лет; б) за совершение некоторых преступлений с 14 лет; в) во всех случаях
только с 16 лет.
9. Несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет за:
а) убийство; б) нарушение правил уличного движения; в) рыбную ловлю в
запрещенных для лова местах; г) умышленное уничтожение и повреждение имущества,
повлекшее за собой тяжкие последствия.
10. В зарегистрированный брак можно вступать по достижении:
а) 15 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
Ответы: 16; 2в; Зб,в,г; 46; 5а; 6б; 7в; 8б; 9а,г; 10б.
Учитель: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершен. Урок показал,
что вы обладаете конкретными правовыми знаниями, которые позволяют Вам
ориентироваться в сложных современных отношениях. Остается подвести итоги.
(Учитель определяет группу лидера, отмечает индивидуальную работу самых активных
и знающих учащихся, выставляет оценки. За тестовое задание может быть выставлена
вторая оценка.)
ЛИТЕРАТУРА:
- Л.Н. Боголюбов. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл.М.2001.
- Конституция Российской Федерации. М. 1999.
- Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс",М. Издательство Вита-"Пресс", 2000.
- Правовое образование: организация внеурочной работы. Выпуск 1,П. М. ООО Издательский дом "Новый учебник", 2002.
Домашнее задание группе № 1.
- Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
- Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
- Приготовить 2 вопроса команде- сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".
4. Закончите фразу: Дети - это будущее России, потому что
Домашнее задание группе № 2.
- Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
- Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
- Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".
4. Закончите фразу: Счастливый ребенок - это тот, кто....
Домашнее задание группе № 3.
- Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
- Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
- Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема: "Права человека и ребенка".
4. Закончите фразу: Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что
Домашнее задание группе №4.
- Представление названия команды. Название должно быть связано с темой "Права человека".
- Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
- Приготовить 2 вопроса команде сопернику. Тема "Права человека и ребенка".
- Закончите фразу: Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно ...
Домашнее задание группе № 5 (группа журналистов).
- Представление названия команды. Название должно быть связано с темой: "Права человека".
- Изготовить эксклюзивный значок, имеющий обращение детей к взрослым.
- Приготовить в письменной форме 3 вопроса с ответами по теме "Права человека и ребенка".
- Закончите фразу: Когда я стану взрослым, я никогда
Учащиеся к уроку повторяют понятия и основные права человека по Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.
1. Эпиграф: Право - это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)
Право - это всё то, что истинно и справедливо. (В. Гюго)
- Выставка эксклюзивных значков, выполненных учащимися, с обращением от имени детей к взрослым.
- Портрет А.Д. Сахарова - великого гражданина России.
- Графическое изображение лабиринта.
Домашнее задание: подготовить стенгазету к родительскому собранию, на которой будет наклеен значок и обращение к взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Выступление руководителя кафедры иностранных языков Степняк Ирины Владимировны на июньском педсовете МБОУ "Гимназия № 19" Г.о.Балашиха Московской области по теме "Организация работы с о...
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на июньском педсовете по теме "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности" за 2017 - 2018 учебный год...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...