Организация работы с одаренными детьми на уроках литературы
статья по литературе (10 класс) по теме
Описание работы учителя литературы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках литературы»
Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности школьников в учебно-познавательном процессе, при котором понятия "личность", "самостоятельность", "развитие", "творчество" становятся опорными. В обучении стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения. Проблему развития творческих способностей учащихся считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека.
Литература – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературы возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком. Учитель литературы должен оказать максимальную помощь одаренным детям в пробуждении способностей к познанию, сопереживанию, сотворчеству, сооткрытию. Развёртыванию такой деятельности на уроке способствует постановка и поиск решения проблем, в том числе и духовных, нравственных.
Главная педагогическая идея, лежащая в основе моей деятельности, – каждый ребенок способен созидать и творить. Изучение литературы вне диалогического взаимодействия личности с ней, на мой взгляд, бессмысленно. Диалог необходим как педагогический метод обучения, как способ становления личности обучающихся. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Такая обучающая среда является развивающей. Развёртыванию такой деятельности на уроке способствует постановка и поиск решения проблем, в том числе и духовных, нравственных. Проблемный метод обучения активизирует работу и мысли, и воображения, проблемный метод обучения плюс приёмы учебного диалога – одно из главных условий активности воображения, образного мышления учащихся, усиливающего процессы смыслопонимания и смыслопорождения при чтении и изучении поэтического произведения.
Система моей работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы заключается в следующем. Формирование устной монологической речи через развитие интереса к искусству слова и читательское воображение: открытый лист учета чтения художественной литературы; поэтические пятиминутки; читательские пятиминутки; тихий опрос. Формирование устной и письменной монологической речи путем усложнения видов заданий и увеличения объема самостоятельной работы учащихся: урок-лекция; урок-практикум; урок-семинар; урок-исследование; творческие работы учащихся. Развитие творческих способностей учащихся через формирование культуры речи с помощью анализа поэтических произведений: урок-рецензия; урок-размышление; урок-представление поэта. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение знаний в нестандартных ситуациях: урок-дискуссия; урок-конкурс; урок-инсценирование; урок-концерт.
Развивая воображение ребенка в процессе изучения литературного произведения, добиваюсь формирования литературных и речевых способностей школьников, которые позднее будут развиты в творческие и перенесены на другие области знания. Таким образом, я реализую проблему интеграции учебных предметов, расширяю общий кругозор обучаемых, создаю условия для раскрытия творческого потенциала каждого из них.
Актуализация мотивационных ресурсов учения придаёт познавательной деятельности личностный смысл, помогает найти в художественном тексте пищу для размышлений и переживаний, пробуждает потребность выразить себя в личном истолковании произведения, в собственной его интерпретации. А отсюда интерес и желание "вчитываться" в текст, "вчувствоваться", эмоционально пережить его и осмыслить. С этой целью провожу в начале урока литературы, посвященного анализу лирических произведений, поэтические пятиминутки, которые активизируют чувственное восприятие школьников, помогают отключиться от обыденной жизни и окунуться в мир поэзии. Тем самым создаётся нужный психологический настрой школьников. Учитывая индивидуальные способности учащихся, чтение происходит по-разному: кто читает наизусть, кто по книге, кто в музыкальном сопровождении. Главное условие при этом – не убить желание в детях читать стихи, поэтому их интересы при выборе тематики произведения, вида чтения учитываются в первую очередь.
Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при технологии учебного диалога. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы; после решения каждого вопроса следует заключение учителя или учащихся, подытоживающее результаты работы. Подводя итог урока, применяю метод встречных усилий. Каждый старается высказать свою точку зрения, и таким образом, суммируя высказанное, дети формулируют вывод. Через метод сопоставления мотивация и предполагающее её реализацию воспоминание оказывают влияние на самореализацию творческих способностей детей. К методам и приёмам, формирующим разные виды рефлексии, отношу, прежде всего, рефлексивный вопрос и рефлексивную задачу.
Используемый мною на уроках метод творческого эксперимента будит воображение детей, способствует их эмоциональному переживанию ситуации текста, развивает самостоятельную творческую активность (учащиеся составляют различного рода карточки, таблицы, схемы, презентации, составляют вопросы для "мозгового штурма", письменно выполняют интерпретацию стихотворений, создают новые тексты).
Очень важно, чтобы работа, проделанная на уроке, нашла своё отражение дома. Домашняя работа не должна вызывать негативную реакцию, она должна быть доступна каждому. Поэтому при выборе домашних заданий я стараюсь учесть личностные особенности ребёнка. А помогает мне в этом вариативность заданий. В связи с введением ЕГЭ как одной из форм аттестации выпускников широко использую метод тестирования, который является одним из важных активизирующих ресурсов в мотивации учащихся.
Одним из важных условий саморазвития личности является творческая деятельность учащихся. Задача учителя при этом – сделать чтение произведения актом творчества.
В последнее время мало говорят о творческой индивиду альности учащихся, о воспитании личности творца. С чего на чинается творец?
Утверждают, и не без основания, наверное, что каждый ребёнок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит; суждено ли раскрыться этому таланту? Хорошо, если в школе заметят одарённого ученика, помо гут его дальнейшему развитию. Ещё лучше, если и дома обста новка располагает к творчеству. Но это редкое стечение благо приятных обстоятельств.
Не случайно многие учащиеся реализуют свои способно сти вне школы: в клубах по интересам, в кружках. Как правило, в каждом классе есть учащиеся, которые пишут стихи, рассказы. Одной из задач, которые я перед собой поставила в начале своей педагогической деятельности, являлось: пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, продолжить развитие литературно-творческих спо собностей у одарённых учащихся, привить поэтический вкус, любовь к стиху, реализовать творческие возможности учащих ся.
Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5 класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении, наблюдать за его изменением. К концу года учащиеся овладевают такими понятиями, как ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с размерами стиха, рифмовкой. С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами (например, буриме), пробуют писать стихи в заданном размере по авторским рифмам, по рифмам, предложенным одноклассниками. В начале 6 класса, наблюдая за тем, как живет звук, цвет, свет, слово в поэзии, учащиеся проникают в тайны создания поэтического образа, знакомятся с различными тропами, стилистическими фигурами, пробуют воссоздать авторский текст, опираясь на свои знания творческой манеры того или иного поэта и свой художественный вкус. К концу года ребята готовят поэтический праздник (тематический или с чтением любимых стихов любимых поэтов), на котором звучат и стихи собственного сочинения. Уроки-концерты, уроки-конкурсы чтецов позволяют вместе с детьми проанализировать чтение, отметить малейшие успехи в достижении правильной выразительной декламации стихотворений.
Я провожу ориентацию на развитие творческих способно стей учеников и целенаправленное обращение ученика к твор честву. Нам, учителям школы, есть чем гор диться. Поэты живут рядом с нами, учатся. У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется уйти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный, волнующий мир, мир поэзии. Стихи учащихся - это исповедь. В них они выражают свои чувства, переживания, восторг. Я всячески поддерживаю и развиваю в своих учениках интерес к поэзии, поощряю их собственные поэтические опыты. Наиболее удачные стихи звучат в классе, на вечерах, ко торые проводим в форме «творческой гостиной» или «литературной гостиной», на заседаниях научного общества учащихся. Это поднимает авторитет юных по этов, и у сверстников появляется желание попробовать свои си лы в поэзии.
Стихи во многом помогают ребятам: научить уважать се бя, научить человеческому достоинству, чуть шире и глубже раскрыть себя. Мои взаимоотношения с учениками строятся на глубоком убеждении в том, что все дети талантливы.
Разными приёмами стремлюсь воспитать у учеников вни мание к поэтическому слову.
Для себя я считаю правилом: в процессе обучения непре менно решать творческие задачи, вводить элементы самостоя тельных исследований учащихся, тем самым развивая их позна вательные силы.
Сегодня особенно важно поощрять и развивать литера турное творчество школьников. Это будет проявлением актив ных сил души, формированием интеллекта и нравственных на чал. Хорошие результаты даёт единая система в обучении сочи нениям на уроках русского языка и литературы, опора на зна ния и умения, приобретённые на занятиях тем или другим пред метом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факульта тивная) по развитию литературно - художественного творчества школьников.
Ценность индивидуальной работы с учётом интересов, способностей и подготовленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях работ творческого ха рактера учат и воспитывают не только авторов, но и всех при сутствующих. Умению собирать материал, вести дневники, вду мываться в смысл происходящего, находить подтверждения своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей - этому учить никогда не поздно.
У детей очень сильно желание сотворче ства. Его только надо правильно ориентировать. Нет неталант ливых детей. Действительно, может быть уроки помогут найти многим свой путь в большую литературу. А пока приятно и радостно от того, что стихотворения моих уче ниц звучат на районном клубе поэтов, учащиеся активно участвуют в различных районных и региональных творческих конкурсах, научно-практических конференциях, становятся призерами.
Думается мне, что после такого соприкосновения с пре красным, каковым является поэзия вообще и творчество наших авторов, в частности, наши учащиеся не будут восприимчивы к вульгарности, пошлости, грязи, насаждаемой в нашей повсе дневной жизни. Ра бота с одаренными детьми на уроках литературы формирует творческую лич ность, ведёт ребят к самопознанию, самовыражению, духовно му и нравственному развитию, побуждает много читать, расширяет литературный кругозор, вызывает стремле ние активно участвовать в подготовке читательских конферен ций, литературных вечеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....
Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...
Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....