Применение личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе с детьми ОВЗ
учебно-методический материал
Применение личностно-ориентированного подхода
в воспитательном процессе с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_lichnostno-orientirovannogo_podkhoda.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение личностно-ориентированного подхода
в воспитательном процессе с детьми ОВЗ
Филиппова Татьяна Владимировна
воспитатель ГБОУ школы – интерната с. Малый Толкай
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса, способы повышения мотивации к получению новых знаний обучающихся и качества обучения и воспитания. Воспитатель коррекционной школы использует современные образовательные технологии, которые применяет на своих воспитательных занятиях и самоподготовках. К числу таких технологий, относится личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание должно опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании. Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому обучающемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении и воспитании с детьми с ОВЗ – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Целью личностно -ориентированного обучения является создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность.
Основные задачи реализации личностно –ориентированной технологии:
1. научить ребенка учиться;
2. формировать у детей уверенность в себе и своих силах, позитивное отношение к себе и окружающему миру;
3. адаптировать его к школе.
Личностнооориентированная технология включает следующие подходы:
- разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности;
-дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
-индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, поэтому моя задача – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку педагогический процесс организую с учетом состояния здоровья детей, эмоционального состояния в данный момент, интересов каждого ребенка.
Например, в начале занятия для создания благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия и установления контакта между детьми я провожу следующие игры и упражнения: «Круг знакомств», «Чувствуем друг друга», Ласковое имя» и т.д. В конце занятия для завершения определённого вида деятельности провожу такие упражнения, как: «Круг друзей», «Поделись радостью», «Солнечные лучики», «Эстафета дружбы»
На своих занятиях я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные обучающиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.
На самоподготовке делю обучающихся на условные подгруппы с учетом типологических особенностей. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.
Например, на самоподготовке по математике, дифференциация выражается в разноуровневых заданиях. Чаще всего разноуровневые задания даю на самоподготовке по математике во время устного счета. Для каждого ученика подбирается свое задание, свой вопрос, затем при выполнении д/з учитывая индивидуальные особенности детей, раздаю карточки с разными заданиями. Так же это могут быть и слайды, и таблицы, и раздаточные картинки типа «Вычисли и раскрась». На занятиях использую различные дидактические игры.
Например, «Меткие стрелки». На одной половине листа даны примеры, а на другой ответы. Детям нужно решить примеры и провести к ответам стрелы.
Пример.
Предлагаю задания:
- обучающимся 1 группы задания:
Найди сумму чисел 80 и 7. Увеличь 53 на 4. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
- для обучающихся 2 и 3 групп использую демонстрационные карточки.
Например, показываю две карточки с числами 13 и 7 и спрашиваю: «Какие действия можно выполнить с данными числами?» Обучающийся должен выполнить эти действия.
При выполнении задания по географии также даю разноуровневые задания:
-обучающиеся 1 группы- читают текст, отвечают на вопросы без опоры на текст, работают по карте;
-обучающиеся 2 группы- ищут ответы с помощью текста;
-обучающиеся 3 группы- списывают в тетрадь текст в рамке на страницах учебника, а затем раскрашивают или рисуют иллюстрации, соответствующие теме урока.
На занятиях провожу игры, игровые упражнения, разучиваем считалки, отгадываем загадки, ребусы. И это не мешает обучению и воспитанию детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них материалом, закреплять на самоподготовке изученную тему на уроке.
Личностно-ориентированный подход применяю при подготовке к воспитательским занятиям. Например, при подготовке занятия «Здравствуй зимушка зима» я раздала задания следующим образом:
- «сильным» обучающимся найти в библиотеке и рассказать, как зимуют животные и птицы зимой,
- «средним» обучающимся найти поговорки, пословицы, народные приметы о зиме;
- «слабым» - найти стихи о зиме.
На втором занятии по этой же теме: «сильные» рисовали рисунки о зиме, а «слабые» разукрашивали раскраски. Свои работы мы повесили на первом этаже интерната на стенд «Наш вернисаж».
Также личностно-ориентированный подход я использую при подготовке к общешкольным праздникам, где нужно подготовить выступление от класса.
Например, для общешкольного праздника «Мы за здоровый образ жизни» надо подготовить инсценировку «На приеме у врача». Роли распределила следующим образом:
- «сильным» и «средним» по способностям, обучающимся были даны главные роли, в которых они озвучивали текст, применяли жесты при выступлении,
- «слабые» обучающиеся играли эпизодические роли.
Участие этих детей в совместной деятельности приносит ребёнку большую радость, у них «загораются» глаза, появляется желание выйти на сцену ещё и ещё. Организую, самодеятельность детей так, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».
Применение личностно-ориентированной технологии в обучении и воспитании:
- повышает уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, избавиться от комплекса неполноценности;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
-появляется возможность более эффективно работать с трудными обучающимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.
Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....
обобщение педагогического опыта по теме «Применение личностно ориентированного подхода в преодолении неуспешности ребёнка на уроках математики»
Ведущая педагогическая идея представленного опыта заключается в том, чтобы сделать учение посильным, формировать положительную мотивацию у школьников, создать такие ситуации в организации учебного про...
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Отчет по применению личностно-ориентированного подхода и ИКТ в обучении математики Склярова Г.В. МБОУ СОШ №19
Данный отчет подводит итоги профессиональной работы в период с 2005 по 2010 учебный год, приводится анализ применения данных технологий на различных этапах педагогической деятельности:- написани...
Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"
Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...
Применение личностно-ориентированного подхода в программе салона «Домовенок Кузя» «Учимся шить»
Программа «Учимся шить» в Центре помощи детям сиротам занимает одну из лидирующих и приоритетных позиций, так как способствует развитию у воспитанниц функциональной технологиче...
Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»
Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...