XIX Юношеские чтения имени В.И. Вернадского Методическая секция учителей.Тема: «Духовно – нравственное развитие школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности»
учебно-методический материал по географии (9, 10, 11 класс) на тему
Духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение во все времена.
В ситуации кризиса духовного мира граждан России, возвращение в педагогическую науку и практику к категории духовности становится очевидным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_seminar_vernadskiy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
XIX Юношеские чтения имени В.И. Вернадского
Методическая секция учителей.
Учитель географии ГБОУ ЦО № 2006 г. Москвы, Юго – Западный округ, муниципальный район Северное Бутово
Мисунова Светлана Григорьевна
Тема: «Духовно – нравственное развитие школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности» 9.04 – 14.04.2012 год
«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи - нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему».
К.Д. Паустовский.
Уважаемые коллеги. Духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России, возвращение в педагогическую науку и практику к категории духовности становится очевидным.
Современный школьник зачастую видит перспективу своей полезности для общества, но ему не хватает порой условий для реализации своих потребностей и к созиданию самого себя. Здесь и нужна помощь наставника – учителя. Как говорил Жан Жак Руссо «Выходя из моих рук ребёнок будет не солдатом, судьёй или священником; он будет, прежде всего, человеком».
Из всего многообразия инновационных направлений воспитанию духовно – нравственного потенциала личности считаю наиболее продуктивным метод проектов. Именно он позволяет творчески решить производственные, научные, общественные задачи будущего выпускника, позволяет самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. Важно объединить учащихся по интересам. Так 4 декабря 2009 года в ЦО № 2006 создан Клуб любителей географии и экологии «Пилигрим». Пока в него вошли 34 ученика по трем секциям - авторы проектов, победители Портфолио по географии, участники окружных олимпиад. Члены Клуба вносят свой вклад в просветительскую деятельность общеобразовательного процесса школы.
Представляя свой опыт работы остановлюсь на начальном этапе проекта: как найти интересную тему? Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха» и это действительно так. Ведь тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. [1] Поиск новой темы представляет трудность не только для начинающего исследователя, но и для зрелого учёного. Тема должна быть актуальна, то есть отражать проблемы современной науки и техники, соответствовать запросам общества. Тема должна быть конкретна, например, «Путь воина» - проект посвящен 65- летию победы в Великой Отечественной войне, в то же время это наглядный пример личностно – ориентированного характера воспитания. Минаев Егор – ученик 6 «В» класса – сын героя России Минаева Дмитрия Викторовича хочет пойти по стопам своего отца, стать военным. Наряду с изучением семейного архива, бесед с сослуживцами отца, Егора увлекли походы воинов различных географических центров Евразии, он изучил основные кодексы от Чингисхана до Суворова. Термин «воин» использован авторам не как воинственный, а как духовный и высоконравственный, это самый эффективный способ достойно жить и способ стать настоящим человеком. Егор активно участвует во всех общешкольных делах, является хорошим хоккейным защитником в Московском Клубе «Созвездие».
В 7 классе Егор провел исследование по теме: «Космический выбор», ее актуальность связана не только с 50-летием первого полета человека в космос, но и с последующим осмыслением подростком его профессионального выбора. В этом учебном году Егор смело и интересно использовал методы нескольких историко – географических и искусствоведческих дисциплин: биографическое и генеалогическое исследование, искусствоведческий анализ, выполнил серьёзнейшее исследование по теме: «Казачий атаман Фрол Минаев. Зов предков». Увлечение военной историей и географией стало для автора лично актуальным, так как ему удалось отыскать, возможно, следы своего далекого предка Фрола Минаева, одного из казачьих атаманов Донского Казачьего войска. Погружение в историю родословной семьи укрепило решимость автора в выборе будущей профессии - стать военным. Это и есть собственный путь (план) самосовершенствования и духовного развития.
Второй участник конкурса Вернадского - Кравченко Владимир, начиная с начальной школы, изучал свою родословную. Тема его проекта в 6 классе: «Русские мореплаватели – сослуживцы моих пращуров» также способствует формированию любви и гордости за вклад семьи в историю Государства Российского. Володя продолжил проект своего брата Сергея и в новой интерпретации, посвященной 190-летию открытию русскими Антарктиды, раскрыл малоизвестные факторы выдающихся исследователей Лазарева и Беллинсгаузена по воспоминаниям своего пращура Ильинского. В этом году он подготовил учебно – исследовательскую работу по теме: «Князь Михаил Воротынский и мои предки князья Звенигородские на службе Отечеству». Тема работы имеет особую актуальность не только в связи с круглыми датами Битвы при Молоди и взятии Казани, она также касается судьбы его предков. Как отметил рецензент работы кандидат военных наук, доцент Рябов Сергей Алексеевич, «Володя в работе демонстрирует умение систематизировать, анализировать разрозненные материалы, делает важные выводы и четко их формулирует. При этом делает это с чувством глубокого патриотизма и личной заинтересованностью в результатах поиска».
Являясь руководителем проектных работ в течение десяти лет, я все больше убеждаюсь в том, что выбор темы и проведенное исследование способствует осознанию общечеловеческих ценностей, каждый ребенок открывает свой путь деятельности и активной жизни, определяет смысл своего будущего.
Эти два ученика – Минаев Егор и Краченко Владимир являются ярким примером позитивного взаимодействия учитель – ученик в проетной деятельности на протяжении трех лет. Мы творчески работаем опираясь на принципы: равноправия, где никто из сторон не знает правильность истины, хотя бы потому, что она не достижима и принципа естественности - проблема должна быть не надуманной, а актуальной и социально-значимой. Все работы ребят получили высокую оценку экспертов на самых разных конкурсах.
Еще в конце XX века в школьной географии все четче проявились две тенденции: глобализация и регионализация. Большая часть проектов позволяет раскрыть сочетание типичного и уникального в природе, населении и хозяйстве страны. Чтобы понять многие местные особенности заселения края нужно изучить его речную сеть. Битца – живописнейший водный объект Северного Бутова, левый приток пахры. Исток реки – родники Теплостанской возвышенности. Название реки тесно переплетено с название деревни Старая Битца и Старокачалово. Несмотря на то, что её длина все во лишь 24 км. именно она сформировала современный овраго – балочный рельеф, является местном обитания более 600 уток и одним из важнейших зон отдыха горожан. На городском конкурсе «Мы и биосфера» работа: «Исследование современного состояния реки Битцы в пределах района Северное Бутово» (Автор Мельник Анастасия 7 «А» класс) привлекла внимание экспертов и была предложена к печати в журнал «Ихтиофауна».
Воспитание бережного отношения к окружающей среде и любимым пейзажам Подмосковья, также проходит красной нитью в следующем проекте «Выращивая Quercus». Творческий подход ребенка к выполнению домашнего задания – подготовка мини проекта «Осенний гербарий», привел его к серьезной учебно – исследовательской работе. Ученик 5 «А» класса проводит эксперимент: Можно ли в домашних условиях вырастить саженец дуба? Выращивая саженец, Андрей изучил широкий круг вопросов по физиологии дуба, его использованию человеком, узнал о легендах и магических свойствах, систематизировал материалы по геральдике Российских городов, в которых используется дуб как символ могущества и процветания. И если каждый класс высадит возле школы хотя бы одно деревце дуба, то через несколько десятков лет в Северном Бутово вырастет могучая дубрава.
В 2012 году столице нашей Родины - Москве 865 лет. Как по- новому взглянуть на её облик, достижения и проблемы? На заседании Клуба любителей географии и экологии «Пилигрим» мы решили исследовать три темы:
Первая тема «Москва Петра I» (Автор Старчак Александра – 7 «А» класс). Идея данного исследования возникла в связи с памятной датой 9 июня 2012 года. В этот день 340 лет тому назад родился великий русский император и государственный деятель Петр I. В ходе исследования возник интерес к жизнедеятельности царя не только в России в целом, но и в нашем городе Москве. Чтобы по достоинству оценить дела этого великого человека, необходимо изучить все стороны его деятельности. Не лежала у него душа к Москве, хотя не уважать свою родину он не мог.
Вторая тема «Подземные ходы Москвы». (Авторы Богданова Владлена, Леонова Екатерина – 7 «А», «Б» классы. Актуальность этой работы мы связываем с тем, что уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий – это не только одна из самых темных, но и по сию пору одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Своего рода национальная традиция, старательно культивируемая чиновниками любой власти – от московских князей и царя Ивана Грозного до нынешних президентов. Каждый день, по дороге в школу, на работу или во время прогулок в парках, мы даже не догадываемся, что Москва – это огромный город не только на поверхности, но и под землей.
Третья тема «Музеи России – источник просветительства». (Автор Ермаков Егор 8 «Г» класс). В мире много рекламы фильмов – блокбастеров и театральных представлений с аншлагами. Гораздо реже мы слышим о музейных выставках, собирающих большую аудиторию. Но сейчас пыльные полки и скрипящие полы музеев прошлого столетия стремительно отходят в прошлое. Музеи сегодня – это сочетание старинных артефактов с современными технологиями и даже с живыми представлениями.
Принадлежность к большой науке дает возможность всем авторам учебно – исследовательских работ осознать свою значимость не только в коллективе класса, но и школы. Авторы всех проектов составляют хорошую основу Научного Общества Школы, активно взаимодействуют со школьной академией: «Мудрая сова». (Руководитель - директор школы Илюхина Вера Алексеевна). Открытие этой академии приурочено празднованию 300-летия М.В. Ломоносова. В том числе в школе прошёл смотр социальных проектов, посвященных жизни и деятельности этого многогранного учёного. Наш Клуб также подготовил работу «Социально – географическое наследие Ломоносова». (Автор Заремба Лев – 7 «А» класс). Её актуальность связана с тем, что день 19 ноября 2011 года включен ЮНЕСКО в календарь знаменательных памятных дат, наравне с 50-летием полета человека в космос.
Это далеко не полный перечень всех тем проектных и учебно – исследовательских работ. Мы с ребятами продолжаем искать интересные темы. Важно, чтобы тема была актуальна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем. Большое значение придаём различным методам исследования.
Каждый этап проектно – исследовательской деятельности, создание конкретного продукта позволяет ребёнку пережить ситуацию успеха и самореализации, объединение в ролевые группы воспитывает взаимопомощь и обязательность. Реализация на практике компетентностного, деятельностного подхода ведет к формированию высоких духовно – нравственных качеств. Ибо развитый интеллект, общая культура личности – это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.[2]
Сущность технологии проектной деятельности заключается в личностно – ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации.
[1] См.: С. 13. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Науч.ред. Т.И. Шамова. – М.: 5-е издание, 2007, - 160 с.
[2] См.: С. 31. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе./ Поташник М.М. Методическое пособие. – М: Центр педагогического образования, 2010 – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как средство совершенствования УУД
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в старшей школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. В работе рассморены обшие...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....