ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья
Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сперанская Марина Евгеньевна
учитель трудового обучения
ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
«Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому - это станет моим навсегда»
Это высказывание как нельзя лучше характеризует метод проектов.
Актуальность использования проектного метода в настоящее время очевидна. Переход специального образования на ФГОС требует от ОУ формирования у детей не только предметных, но и личностных результатов, то есть жизненных компетенций. Жизненные компетенции у школьников, как и любое качество личности, формируются в деятельности.
В предметной области «Технология» способность учащихся к разным видам деятельности развивается в процессе их приобщения к «миру труда».
И здесь необходимо понимать, что, именно «Проектная деятельность» в обучении наиболее эффективно создает условия для формирования и развития коммуникативных, информационных, социальных и трудовых компетенций. Ведь именно создавая продукт в рамках проекта необходимо активно взаимодействовать, работать в команде, нести ответственность, делать дело, управлять своим временем и другими ресурсами и многое другое.
Проблемный анализ методов и приемов, показал, что действующими дидактическими и методическими средствами трудно сформировать жизненные компетенции, которые обозначили выше.
Поэтому нами была поставлена цель – внедрение «Проектной деятельности» на системном уровне. В результате на сегодняшний день в нашей школе реализуется огромное количество проектов, связанных с профессионально – трудовым обучением. Такие как:
- общешкольные мероприятия в форме проекта: предметные недели «Труда и творчества», «Твой выбор», «Ярмарка ремесел»
- образовательные проекты в предметной области «Технология»:
«Снегокат», «Дом для кошки», «Наряд для выпускного вечера» «Подарок моей маме», «Я сегодня модельер», «Русский сувенир», «Грелка на чайник», «Конфетница», «Шкатулка», «Кормушка для птиц», «Часы-бабочка», «Символ года», «Воскресный ужин», «Гости на пороге», и др.
- межпредметные: «Кукла-сувенир. Русская красавица», «Бизиборд»,
Все эти проекты – творческие или даже сотворческие. Поскольку дети с ограниченным интеллектуальным ресурсом нуждаются в значительной организующей, направляющей и психологической помощи со стороны взрослого.
Но, ориентируясь на высказывание Л.С. Выготского о том, что «развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка», мы оптимистически подошли к возможности применения метода проектов для обучения.
На первом этапе лишь некоторые учащиеся старших классов разрабатывали и реализовывали свои проекты.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткого алгоритма действий, но требует следования определенной логике и принципам.
Самым доступным для учащихся по нашему опыту, оказался «Творческий проект».
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный. При этом, последовательность работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:
- проблемная ситуация
- проблема, заключенная в ней и осознанная человеком
- поиск способов разрешения проблемы
- решение
Применение проектного метода расширило возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придало образовательному процессу диалоговый характер, позволило расширить диапазон результатов образования.
Мы отметили, что результатами проектного метода обучения стали следующие интеллектуальные и психологические новообразования:
- уверенность у обучающихся в собственных силах и возможностях применения трудовых навыков
- позитивный образ себя и других
- адекватность мотивации на успешную учебную и трудовую деятельность, заинтересованности в результатах своего труда
- умения адекватно оценивать свой труд и деятельность других
- «Командный дух»
- коммуникабельность, умение сотрудничать с разными людьми
- умение искать пути решения поставленной задачи
- навык самопрезентации
- внутренняя потребность профессионального самоопределения в процессе продуктивного труда.
Кроме того, универсальность данной педагогической технологии позволила нам в процессе проектной деятельности формировать следующие компетенции у обучающихся:
- Умение справляться со своими личными проблемами, со стрессами (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы)
- Умение управлять своим временем (проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы)
- Принимать решения
- Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
- Умение применять деловую техническую документацию (инструкции, технологические карты)
- Умение составлять технологические карты
- Осуществление деловой и межличностной коммуникации
- Умение добывать и представлять информацию
- Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других
- Творчески подготовить и представить результат решения проблемы.
Обобщая свой опыт по реализации проектного метода на уроках трудового обучения, мы пришли к выводу, что:
- Творческий проект является эффективным методом для формирования жизненных компетенций.
- В творческом проекте деятельность ребенка строится на интересах и основывается на личном опыте. А это как раз то, что позволит не ломать голову над мотивацией.
- Проектирование способствует коррекции интеллектуальных недостатков путем анализа, синтеза, сравнения готового результата с образом изделия. Это важно для решения коррекционно-развивающих задач.
- Проекты по изготовлению изделий являются средством эстетического и экономического воспитания.
- «Творческий проект» наиболее полно отражает сущность реализации принципов системно - деятельностного обучения.
- Метод проектов позволяет комплексно решать триединую задачу обучения, развития и воспитания. Воспитательные моменты возникают сами по себе, поскольку из них соткан весь процесс проектирования.
Таким образом, метод проектной деятельности многогранен.
Не все так гладко, как хотелось бы!
Одно можно утверждать смело – использование проектного метода реально для обучающихся с интеллектуальными нарушениями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...
Использование метода проекта на уроках трудового обучения.
Освещается цель проетного обучения, характеристика этапов проекта, классификация проектов, оформление паспорта проекта....
Самоанализ педагогической деятельности в межаттестацинный период« Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и на занятиях кружковой работы; формирование у учащихся основных жизненных компетентностей, активн
В работе раскрыты методы и приемы по развитию у обучающихся творческих способностейт на уроках трудового обучения, на занятиях кружковой р...
«Формирование жизненных компетенций обучающихся через уроки профессионального трудового обучения»
Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ через уроки профессионального трудового обучения....
Статья "Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения".
Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения....
Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций.
Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций....