ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья

Сперанская Марина Евгеньевна

Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения  трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сперанская Марина Евгеньевна

учитель трудового обучения

ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

«Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому - это станет моим навсегда»  

Это высказывание как нельзя лучше характеризует метод проектов.

           Актуальность использования проектного метода в настоящее время очевидна.  Переход специального  образования на ФГОС   требует от  ОУ формирования у детей  не только предметных, но и личностных результатов, то есть жизненных компетенций. Жизненные компетенции у школьников, как и любое качество личности, формируются в деятельности.  

В предметной  области   «Технология» способность учащихся к разным видам деятельности  развивается в процессе их приобщения к «миру труда».

И здесь необходимо понимать, что, именно «Проектная деятельность» в обучении наиболее эффективно   создает условия для формирования и развития коммуникативных, информационных, социальных и  трудовых компетенций. Ведь именно  создавая продукт в рамках проекта  необходимо  активно взаимодействовать, работать в команде, нести ответственность, делать дело, управлять своим временем и другими ресурсами и многое другое.

Проблемный анализ методов и приемов, показал, что действующими  дидактическими и методическими средствами  трудно сформировать жизненные компетенции,  которые обозначили выше.

Поэтому нами была поставлена цель – внедрение «Проектной деятельности» на системном уровне. В результате на сегодняшний день в нашей школе реализуется огромное количество проектов, связанных с профессионально – трудовым обучением. Такие как:

- общешкольные мероприятия в форме проекта: предметные недели «Труда и творчества», «Твой выбор», «Ярмарка ремесел»      

- образовательные проекты в предметной  области «Технология»:

«Снегокат», «Дом для кошки», «Наряд для выпускного вечера» «Подарок моей маме», «Я сегодня модельер», «Русский сувенир», «Грелка на чайник», «Конфетница», «Шкатулка», «Кормушка для птиц», «Часы-бабочка», «Символ года», «Воскресный ужин», «Гости на пороге», и др.

- межпредметные: «Кукла-сувенир. Русская красавица», «Бизиборд»,

Все эти проекты – творческие или даже сотворческие. Поскольку дети с ограниченным  интеллектуальным ресурсом нуждаются в значительной организующей, направляющей и психологической помощи со стороны взрослого.

 Но, ориентируясь на высказывание Л.С. Выготского о том, что «развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка», мы оптимистически подошли к возможности применения метода проектов для обучения.

На первом этапе лишь некоторые учащиеся старших классов разрабатывали и реализовывали свои проекты.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткого алгоритма  действий, но требует следования определенной логике и принципам.

Самым доступным для учащихся  по нашему опыту,  оказался «Творческий проект».

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный. При этом, последовательность работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:

  • проблемная ситуация
  • проблема, заключенная в ней и осознанная человеком
  • поиск способов разрешения проблемы
  • решение

Применение проектного метода расширило  возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придало  образовательному процессу диалоговый характер, позволило расширить диапазон результатов образования.

Мы отметили, что результатами проектного метода обучения  стали  следующие интеллектуальные и психологические новообразования:

  •  уверенность у обучающихся в собственных силах и возможностях  применения трудовых навыков
  • позитивный  образ  себя и  других
  • адекватность мотивации на успешную учебную и трудовую деятельность, заинтересованности в результатах своего труда
  • умения адекватно оценивать свой труд и деятельность других
  • «Командный  дух»
  • коммуникабельность, умение сотрудничать с разными людьми
  • умение искать пути решения поставленной задачи
  • навык самопрезентации
  • внутренняя потребность профессионального   самоопределения в процессе продуктивного труда.

Кроме того, универсальность данной педагогической технологии позволила нам в процессе проектной деятельности формировать следующие компетенции у обучающихся:

  • Умение справляться со своими личными проблемами, со стрессами (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы)
  • Умение управлять своим временем (проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы)
  • Принимать решения
  • Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
  • Умение применять деловую техническую документацию  (инструкции,   технологические карты)
  • Умение составлять технологические карты
  • Осуществление деловой и межличностной коммуникации
  • Умение добывать и представлять информацию
  • Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других
  • Творчески подготовить и представить результат решения проблемы.

Обобщая свой  опыт  по реализации проектного метода на уроках трудового обучения, мы пришли к выводу, что:

  • Творческий проект является эффективным  методом для формирования жизненных компетенций.
  • В творческом  проекте деятельность ребенка строится на интересах и основывается на личном опыте. А это как раз то, что позволит не ломать голову над мотивацией.
  • Проектирование способствует коррекции интеллектуальных недостатков путем анализа, синтеза, сравнения  готового результата с образом изделия.  Это  важно для решения коррекционно-развивающих задач.
  • Проекты по изготовлению изделий являются средством эстетического и экономического воспитания.
  •  «Творческий проект» наиболее полно отражает сущность реализации принципов системно - деятельностного обучения.
  • Метод проектов позволяет комплексно решать триединую задачу обучения, развития и  воспитания. Воспитательные моменты возникают сами по себе, поскольку из них  соткан весь процесс проектирования.  

Таким образом, метод проектной деятельности многогранен.

Не все так гладко, как хотелось бы!

Одно можно утверждать смело – использование проектного метода    реально для обучающихся с интеллектуальными нарушениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Использование метода проекта на уроках трудового обучения.

Освещается цель проетного обучения, характеристика этапов проекта, классификация проектов, оформление паспорта проекта....

«Формирование жизненных компетенций обучающихся через уроки профессионального трудового обучения»

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ через уроки профессионального трудового обучения....

Статья "Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения".

Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения....

Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций.

Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций....