Использование метода проекта на уроках трудового обучения.
статья по технологии на тему
Освещается цель проетного обучения, характеристика этапов проекта, классификация проектов, оформление паспорта проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_obucheniya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода проекта на уроках трудового обучения».
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом развитии. Признание прав каждого такого ребёнка, его интересов, способностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще – это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определённой степени позволяют решить проблемы мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности обучающихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:
- формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности;
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
- созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессинально-трудовой деятельности обучающихся;
- дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
- использованию методов, активизирующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств с целью развития речевых навыков обучающихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Использование этой технологии даёт возможность обучающимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение обучающихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребёнка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения);
5. развивают системное мышление.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание ребёнком конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Характеристика этапов учебного проектирования.
Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности.
Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.
Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи проекта. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).
Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструктивная и технологическая проработка с составлением соответствующей документации.
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления проводятся испытания и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По результатам обучающимся выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.
Защита проекта – итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов обучающиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-бальной системе, и заполняют карту испытаний. По результатам анкет обучающиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.
Классификация проектов
№ | Параметры | Виды проектов |
1. | Уровень творчества | Исполнительские Конструктивные Творческие |
2. | Содержание | Монопредметные Межпредметные Надпредметные (вне школьной программы) |
3. | Назначение | Учебные Личные (семейные) Общественные Производственные |
4. | База для выполнения | Школьные Внешкольные Комплексные |
5. | Количественный состав исполнителей | Индивидуальные Групповые Коллективные |
6. | Возрастной состав исполнителей | Одновозрастные Разновозрастные |
7. | Продолжительность выполнения | Мини-проекты Четвертные, полугодовые, годовые, многолетние. |
Методический паспорт учебного проекта
1. Тема проекта.
2. Предмет.
3. Задачи.
4. Класс.
5. Время работы над проектом.
6. Режим работы.
7. Тип проекта.
8. Форма работы.
9. Количество участников.
10. Планируемый результат.
11. Учебно-методическое, техническое оснащение.
12. Дополнительно привлекаемые специалисты.
13. Новые методические (практические) приёмы.
Дизайн-анализ
№ | Критерии | Оценка | ||||||
1. | Форма | |||||||
2. | Назначение | |||||||
3. | Используемые материалы | |||||||
4. | Трудоёмкость изготовления | |||||||
5. | Стоимость изготовления | |||||||
6. | Внешний вид |
Карта испытания
№ | Критерии | Оценка | ||||||
1. | Соответствует ли изделие своему назначению? | |||||||
2. | Нравится ли оно вам? | |||||||
3. | Эстетична ли конструкция? | |||||||
4. | Экологично ли изделие? |
Литература:
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок», издательство «Учитель», 2005г.
Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко «Управление образовательным процессом», издательство «Педагогический поиск», 2001г.
В.В. Косарев «Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», №3, 2008г.
А.В. Крылов «Проектирование в технологии», журнал «Школа и производство», №1, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»
Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...
Доклад "Использование метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения"
Доклад о включении элементов метода творческих проектов в учебный процесс на уроках трудового обучения, дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить моти...
Методы контроля на уроках трудового обучения
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной часмтью процесса обучения.Целью контроля является опрелделение качества усвоения учащимися программного материала, дмагностииров...
Выступление на заседании МО учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Данный материал был представлен на педагогическом совете...
Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Выступлениедля учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"...
ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ....
Выступление на заседании методического объединения учителей трудового обучения по теме: "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения".
Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"....