Статья "Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения".
статья

Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.        

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом, целью образования является общекультурное, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.

        Стандарт предъявляет требования к метапредметным результатам, а именно к формированию универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями, в широком смысле, понимается — умение учиться.    

        Проблемой формирования познавательных универсальных учебных действий занимались такие авторы, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, а также И.Д. Лушников и Е.Ю. Ногтева и др. В работах перечисленных авторов выделена структура познавательных универсальных учебных действий, описаны способы развития и диагностирования познавательных универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий А.Г. Асмолов и др. выделяют познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.

        Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе изучения всех школьных дисциплин, в том числе и по предмету — технология.

        Под познавательными УУД понимаются общие учебные действия, включающие в себя самостоятельное целеполагание, нахождение и упорядочивание нужной информации с использованием разных приемов и методик, а также речевая деятельность (говорение, чтение, пересказ).

        В ряду познавательных УУД выделяют логические универсальные действия — к ним относятся высказывание гипотез, их проверка и подтверждение либо опровержение, установление связей между причиной и следствием, классификация и сравнение добытых сведений, их анализ и синтез.

Предполагается, что освоивший познавательные УУД школьник умеет:

  • переводить в текст информацию из таблиц и схем (и наоборот);
  • делать выводы на основе прочитанного или просмотренного;
  • ориентироваться в материалах учебника;
  • находить ответы на вопросы (с опорой на материалы учебника или самостоятельно).

Познавательные УУД формируются, применяются и сохраняются исключительно в связке с активными действиями самих учащихся.         

Виды познавательных универсальных учебных действий

Федеральный государственный стандарт образовательной деятельности (ФГОС) подробно раскрывает специфику данной методики. В частности, выделяются следующие виды познавательных УУД:

  • Общеучебные УУД, речь идет о формировании способности самостоятельно выделять цель познавательной деятельности, а также методы решения возникающих задач. Сюда также относится умение искать необходимую информацию, которая отвечает критериям ясности, доступности, достоверности.
  • Логические УУД направлены на развитие у учащихся аналитических качеств: возможности сравнения исследуемых объектов, выявления закономерностей в однотипных явлениях.

Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий?

        Педагог, осуществляющий общение с учащимся, должен иметь представление о том, что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что в рамках учебных мероприятий учитель должен сформировать у ребенка базовые навыки работы с академическим

        Так, группы познавательных УУД не включают в себя действия, которые совершаются в рамках регулятивных, личностных и коммуникативных действий. Речь идет о нравственно-этической ориентации ребенка, формированию у него способности к саморегуляции для совершения волевых усилий в ситуации, когда необходимо преодолеть очередное препятствие.

        Познавательные УУД по ФГОС, примеры которых могут иметь форму моделирования ситуаций для целей облегчения усвоения знаний, позволяют в кратчайшие сроки сформировать комплекс необходимых ребенку навыков.

Какие действия входят в состав познавательных учебных действий?

В процессе освоения учащимся навыков, необходимых ему для успешного завершения учебной деятельности, могут использоваться следующие действия:

  1. Моделирование. Оно предполагает сочетание знаковой и визуальной формы усвоения знания. Например, изучение внутреннего строения человека может сопровождаться иллюстрированием их в натуральной величине.
  2. Игровые действия. Активное участие учеников в освоении материала формирует у них активную жизненную позицию. Это способствует улучшению отношений с одноклассниками, а также ускоренному освоению материала.
  3. Использование фактических данных. В этом случае педагог преподносит тему изучаемого материала с такой точки зрения, которая способна заинтересовать ученика.

        Отвечая на вопрос, какие действия входят в состав познавательных учебных действий, следует отметить, что их универсальный характер может быть использован для облегчения освоения учебного материала любой сложности.

        Таким образом, виды познавательных УУД позволяют преподавателю выбирать наиболее оптимальную форму взаимодействия с учениками. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировать у ребенка устойчивые навыки в работе с большими объемами информации.

        Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет учащимся наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

        Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; хитроумные решения; составление опорных схем; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями и др.

          Для формирования познавательных универсальных учебных действий учащимся можно предложить найти информацию об использовании инструментов и механизмов в  штукатурных работах, составить их характеристику и оформить в виде таблицы. Учащиеся выполняют эскиз инструментов и определяют их назначения.  При выполнении данного упражнения формируются такие подвиды познавательных универсальных учебных действий, как общеучебные (школьники учатся добывать информацию из различных источников, включая интернет, ставить перед собой учебные цели), логические (школьники приобретают умения анализировать полученную информацию о материалах и их свойствах, синтезировать ее)

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:                    

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края

Значимость ПУУД сложно переоценить. В процессе овладения подобными навыками обучающиеся самостоятельно развиваются, активно постигая желаемый социальный опыт. Формирование УУД является стратегическим направлением оптимизации системы современного начального общего образования. Таким образом обеспечивается готовность и способность детей к овладению самой главной компетентностью – «уметь учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных учебных действий на уроках математики

В данной работе рассматривается необходимость целенаправленной организации познавательной деятельности ученика и  приведены примеры учебных действий ( из опыта работы), с помощью которых учитель ...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках"

Развитие личности в системе образования  через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию

целеполагание  в обучении это установление учениками и учителем  целей и задач обучения на  определенных его этапах....

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"

В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы....

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроке иностранного языка посредством чтения сказок

В данной статье рассматривается проблема формирования УУД на уроке иностранного (и, в частности, немецкого и французского) языка посредством чтения сказок на изучаемом языке. Актуальность проблемы обу...