рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа (11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 11А класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС среднего общего образования) (для Х – ХI классов всех общеобразовательных организаций); примерной учебной программы курса «Литература. 11 класс. Базовый уровень» (автор О.Н.Михайлов и др.; под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
ИКТ-компетенции:
- - развитие умений самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
- - развитие умений моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности.
- -овладение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet);
- - развитие умения искать информацию в библиотеке, в электронных энциклопедиях, использовать информацию из сети Internet;
- - развитие умения создавать мультимедийные презентации, буклеты, журналы, сборники, проекты, таблицы, схемы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- определение темы и основной мысли произведения;
- овладение различными видами пересказа;
- составлять характеристики героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
- определять основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определение родо-жанровой специфики художественного произведения;
- выделение в произведениях элементов художественной формы и обнаружение связи между ними;
- выявление и осмысление формы авторской оценки героев, событий, характера авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- освоение основных теоретико-литературных терминов и понятий как инструмента анализа и интерпретации художественного текста;
- отбор материала и обработка информации, необходимой для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражение личного отношения к художественному произведению, аргументация своей точки зрения;
- выразительное чтение с листа и наизусть произведения/фрагментов произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Содержание учебного предмета
Введение (2ч.)
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста.
Эрих Мария Ремарк. Слово о писателе .«На западном фронте без перемен» (обзорное изучение романа). Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Проза XX века (16 ч.)
Тема 1. Иван Алексеевич Бунин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен выбор других пяти стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения только для школ с русским (родным) языком обучения), «Легкое дыхание», «Сны Чанга» (возможен выбор других рассказов). Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Тема 2. Александр Иванович Куприн
Жизнь и творчество (обзор).Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Тема 3. Леонид Николаевич Андреев
Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Иуда Искариот». Тонкий лиризм философии Л. Н. Андреева, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической прозы Андреева.
Тема 4. Иван Сергеевич Шмелев
Жизнь и творчество писателя. Повесть «Лето Господне». Своеобразие лирического повествования, обращение к проблеме самопознания и воспитания, гуманистическая позиция автора, изысканность авторского стиля.
Тема 5. Борис Константинович Зайцев
Очерк жизни и творчества писателя. Житие «Преподобный Сергий Радонежский». Художественные особенности переводной литературы. Скромность подвижничества в древнерусской литературе.
Тема 6. Аркадий Тимофеевич Аверченко
Биография писателя. Аверченко – мастер юмористического рассказа (анализ 2-3-х произведений по выбору). Аверченко и «новое» искусство. Политическая сатира.
Тема 7. Тэффи
Очерк жизни и творчества писательницы. Художественный мир Тэффи (анализ 2-3-х произведений по выбору). Героини Тэффи. В изгнании.
Тема 8. Владимир Владимирович Набоков
Очерк жизни и творчества писателя. «Машенька» - один из самых русских романов В. В. Набокова. Россия Набокова. Писатель и классическая традиция. Понятие интертекста.
Особенности поэзии начала XX века (21 ч.)
Тема 1. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века
Тема 2. Валерий Яковлевич Брюсов
Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Тема 3. Константин Дмитриевич Бальмонт
Слово о поэте. Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник».Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Тема 4. Фёдор Кузьмич Сологуб
Слово о поэте. Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Звукопись и художественные особенности поэзии Ф. Сологуба.
Тема 5. Андрей Белый
Слово о поэте. Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Тема 6. Николай Степанович Гумилев
Слово о поэте.Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Тема 7. Игорь Северянин
Слово о поэте.Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Тема 8. Максим Горький
Жизнь и творчество (обзор).Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне».Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого иреального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Тема 9. Александр Александрович Блок
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Когда вы стоите на моем пути…», «Скифы». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (11 ч.)
Тема 1. Николай Алексеевич Клюев
Слово о поэте. Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.
Тема 2. Сергей Александрович Есенин
Жизньи творчество (обзор).Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Тема 3. Владимир Владимирович Маяковский
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3-5 других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).
Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Литературный процесс 1920-х годов (6 ч.)
Тема 1. Александр Александрович Фадеев
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Разгром» - смысл названия произведения, особенности стилистической манеры писателя, композиция и проблематика текста.
Тема 2. Исаак Эммануилович Бабель
Жизнь и творчество (обзор). Сборник рассказов «Конармия»: реальность мира в его ужасающей жестокости, сопоставление с автобиографией Бабеля.
Тема 3. Евгений Иванович Замятин Очерк жизни и творчества писателя. Роман-антиутопия «Мы»- идейно-художественное своеобразие произведения, необычность строфики, масштабность проблемы.
Тема 4. Михаил Михайлович Зощенко Очерк жизни и творчества писателя. Сатирические рассказы Зощенко (анализ 2-3х рассказов по выбору). Особенности авторского стиля писателя, злободневность, острота поднятой проблемы, дерзкая метафоричность и новаторство.
Литература 1930-х годов (40 ч.)
Тема 1.Андрей Платонович Платонов
Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Тема 2.Михаил Афанасьевич Булгаков
Жизнь и творчество (обзор).Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете. Э.-Т.-А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Тема 3. Марина Ивановна Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога — исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.
Тема 4. Осип Эмильевич Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные произведения обязательны для изучения). «Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор 3—4 других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Тема 5. Алексей Николаевич Толстой Биография А. Н. Толстого. «Хождение по мукам» - от романа к роману-эпопее. Роман «Петр I». Новаторство Толстого. Образ Петра Первого. Приемы контраста и внутреннего жеста. Народ в романе.
Тема 6. Михаил Михайлович Пришвин. Биография М. М. Пришвина. Два родника: детство и любовь. Особенности художественного мироощущения Пришвина. Природа – зеркало человека, а любовь – дело человеческой жизни.
Тема 7. Борис Леонидович Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).«Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво…». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские Образы в романе.Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Тема 8. Анна Андреевна Ахматова .
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2-3 других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Неразделенность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX — начала XXI веков.
Тема 9. Николай Алексеевич Заболоцкий. Очерк жизни и творчества писателя. Анализ художественных особенностей в лирике Н. А. Заболоцкого (на примере 3-5 стихотворений). Основные мотивы в лирике поэта, его творческое наследие.
Тема 10. Михаил Александрович Шолохов.
Жизнь. Творчество. Личность (обзор).«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Тема 11.Александр Трифонович Твардовский .
Жизнь и творчество. Личность и творчество(обзор).Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные произведения обязательные для изучения).«В тот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Тема 12.Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, К. Паустовского, Б. Горбатова, А. Платонова, В. Гроссманаи др.Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Тема 13. Александр Исаевич Солженицын.
Жизнь. Творчество. Личность (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Тема 14. Из мировой литературы: Эрнест Миллер Хемингуэй. Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Тема 15. Полвека русской поэзии.Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. Творчество Н. М. Рубцова, Б. Ш. Окуджавы, И. Бродского.
Русская проза в 1950-2000 годы. (6 ч.)
Тема 1. Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны. Повести о войне 1940-1970 гг. В.П. Некрасов « В окопах Сталинграда».
Тема 2. «Деревенская проза». Повести Б. Можаева « Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли. Валентин Григорьевич Распутин. Жизнь и творчество (обзор). Проза В.Распутина. «Деньги для Марии», « Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики.
Василий Шукшин. Жизнь и творчество писателя. «Деревенская» проза в повести «Калина красная». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Характеры и сюжеты В.Шукшина. В. Шукшин и А. Вампилов: общее понимание сложности современного быта.
Тема 3. Ф.А.Абрамов. На войне остаться человеком. «Лейтенантская» проза – окопная земля. Ю.В.Бондарев. Повести К Воробьёва «Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка», Е. Носова « Усвятские шлемоносцы» (одно произведение по выбору).
Тема 4. Ю. Трифонов и новый персонажный ряд городской прозы. Самопознание личности в прозе А. Битова. Фантастика городского и барачного быта в повестях В. Маканина.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | Из них уроков развитие речи |
1 | Введение. | 2 | |
2 | Проза XX века | 16 | 1 |
3 | Особенности поэзии начала XX века. | 21 | 3 |
4 | Новокрестьянская поэзия. | 11 | 3 |
5 | Литературный процесс 1920-х годов. | 6 | |
6 | Литература 1930-1940-х годов. | 40 | 4 |
7 | Русская проза в 1950-2000-е годы | 6 | |
ИТОГО | 102 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во час. | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||
1 | Введение | 2 | |||
1.1 | Русская литература начала XX века. Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста. | 2 | Чтение статьи в учебнике, конспектирование характерных особенностей эпохи; выделение основных этапов развития литературы. | ||
1.2 | Из мировой литературы: Э.-М. Ремарк «На западном фронте без перемен», Ф. Кафка «Превращение». | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
2 | Проза XX века | 16 | |||
2.1 | И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества писателя. | 1 | Запись цитатного плана творческого пути писателя | ||
2.2 | «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». Поэтический дар писателя. | 1 | Анализ эпизода и объяснение его связи с проблематикой произведения. | ||
2.3 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | Составление развёрнутой характеристики героя; опре-деление роли художественной детали. | ||
2.4 | Обращение И.А.Бунина к «вечной теме» любви. Цикл «Тёмные аллеи». | 1 | Анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции; опреде-ление особенностей стиля писателя. | ||
2.5 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. Создание повести «Поединок». | 1 | Запись цитатного плана творческого пути писателя | ||
2.6 | Метафоричность названия повести А.И.Куприна «Поединок». Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести. | 1 | Выразительное чтение отрывка и определение роли художественной детали в раскрытии метафоричности названия повести. | ||
2.7 | Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся». | 1 | Выделение в тексте нравственно-идеологических проблем и формулирование собственных ценностных ориентиров | ||
2.8 | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | Выделение ИВС в тексте и определение их роли в раскрытии темы; определение авторского отношения к поднятой проблеме | ||
2.9 | Р/р Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна «Проблема любви в произведениях Бунина и Куприна» «Любовь как духовное возрождение в рассказах И.А.Бунина»; «Тема трагической любви в творчестве А.И.Куприна». | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
2.10 | Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Анализ рассказа «Иуда Искариот». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
2.11 | Очерк жизни и творчества И. С. Шмелева. «Богомолье», «Лето Господне» – вершина творчества И. С. Шмелева. | 1 | Запись цитатного плана творческого пути писателя | ||
2.12 | Биография Б. К. Зайцева. Художественный мир писателя. Скромность подвижничества в тексте «Преподобный Сергий Радонежский». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
2.13 | Очерк жизни и творчества А. Т. Аверченко. Рассказы. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
2.14 | Биография Тэффи. Художественный мир. Обзор рассказов писательницы. | 1 | Запись цитатного плана творческого пути писателя | ||
2.15 | В. В. Набоков. Очерк жизни и творчества писателя. «Машенька» – наиболее «русский» из романов Набокова. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
2.16 | «Одиночки» и «толпа» в романах Набокова. «Защита Лужина», «Приглашение на казнь». | 1 | Работа в парах сильный - слабый по алгоритму выполнения задачи по теме урока, составление тезисного плана для пересказа эпизода | ||
3 | Особенности поэзии начала XX века | 21 | |||
3.1 | Многообразие литературных направлений XX века. | 1 | Чтение статьи учебника и запись цитатного плана | ||
3.2 | «Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В. Я. Брюсова. | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
3.3 | Жизненный путь К. Д. Бальмонта. Особенности поэтики. | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
3.4 | Ф. Сологуб. Очерк жизни и творчества писателя. Темы и образы поэзии. | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
3.5 | Поэтический дар Андрея Белого. | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
3.6 | Акмеизм. Трагическая судьба Н.С.Гумилёва. Мир образов поэта. | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
3.7 | Футуризм. Творчество И.Северянина. | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
3.8 | Р/р Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века». «Мой любимый поэт. (Восприятие, истолкование, оценка)» | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
3.9 | Жизнь и творческая судьба Максима Горького. Романтические бунтари в рассказах «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль». | 1 | Анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции; характеристика особенности стиля писателя. | ||
3.10 | Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | Повторение сведений о драме, определение жанрового своеобразия, проблематики; проследить развитие конфликта в драме, | ||
3.11 | «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». | 1 | Анализировать место и роль отдельного эпизода в драме, характеристика образа Луки. | ||
3.12 | Вопрос о правде в драме М.Горького. | 1 | Выделение в тексте нравственно-идеологических проблем и формулирование собственных ценностных ориентиров | ||
3.13 | Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы. | 1 | Выделение в тексте нравственно-идеологических проблем и формулирование собственных ценностных ориентиров. | ||
3.14 | Публицистика М. Горького. «Несвоевременные мысли». | 1 | Конспектирование лекции, анализ и интерпретация текста. | ||
3.15- 3.16 | Р/р Сочинение по творчеству М.Горького. | 2 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
3.17 | А.А.Блок. Личность и творчество писателя. | 1 | Конспект лекции учителя; сообщение учащихся. | ||
3.18 | Романтический мир раннего Блока. Стихотворение «Незнакомка». | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
3.19 | Тема Родины в творчестве А.Блока. | 1 | Анализ и интерпретация произведений; выявление авторской позиции. | ||
3.20 | Поэма А.Блока «Соловьиный сад». | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
3.21 | Поэма А. Блока «Двенадцать» –первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении. | 1 | Нравственный пафос литературного произведения; характеристика его героев. | ||
4 | Новокрестьянская поэзия. | 11 | |||
4.1 | Н. А. Клюев. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. | 1 | Чтение статьи учебника и запись цитатного плана | ||
4.2 | Жизнь, творчество, личность С. А. Есенина. | 1 | Сообщения учащихся; запись цитатного плана. | ||
4.3 | Любовная лирика С. Есенина. | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
4.4 | «Чувство Родины – основное в моём творчестве» (С.Есенин). | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. | ||
4.5 | Поэма С.Есенина «Анна Снегина». | 1 | Выразительное чтение произведения, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
4.6- 4.7 | Р/р Сочинение по творчеству С. Есенина. | 2 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
4.8 | Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. | 1 | Работа в парах сильный - слабый по алгоритму выполнения задачи по теме урока, составление тезисного плана. | ||
4.9 | «Любовь – это сердце всего». Любовная лирика В.В.Маяковского. | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
4.10 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. | 1 | |||
4.11 | Р/р Сочинение по творчеству В. В. Маяковского. | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
5 | Литературный процесс 1920-х годов. | 6 | |||
5.1 | Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
5.2 | Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром». Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. | 1 | Нравственный пафос литера-турного произведения; характеристика его героев. | ||
5.3 | И. Э. Бабель. Очерк жизни и творчества. «Конармия». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | ||
5.4 | Жизнь и творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
5.5 | Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»). | 1 | Выразительное чтение, анализ и интерпретация. | ||
5.6 | Литературное наследие М. М. Зощенко. Сатирические рассказы писателя. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | ||
6 | Литература 1930-х годов | 40 | |||
6.1 | Судьба Андрея Платонова и его книг. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.2 | Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован». Метафоричность художественного мышления писателя. | 1 | Анализ литературного произведения: определение его принадлежности к одному из литературных родов и жанров; формулиро-вка темы, идеи; | ||
6.3 | М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. | 1 | Сообщение о писателе; Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | ||
6.4 | Сатира Булгакова. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»). | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.5 | Роман «Мастер и Маргарита» –писательский подвиг М. А. Булгакова. Анализ начальных глав романа. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.6 | Сатирическое изображение московского общества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
6.7 | Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника. | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
6.8 | Р/р Сочинение по творчеству М.А.Булгакова. | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
6.9 | «Моим стихам настанет свой черёд». Сложная судьба Марины Цветаевой. | 1 | Сообщение о поэте. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | ||
6.10 | Поэтический мир Марины Цветаевой. Сборник «Версты». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.11 | Поэмы Цветаевой. Чешский период творчества поэта. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.12 | Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Особенности поэтики. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.13 | Биография А. Н. Толстого. Тема русской истории в творчестве писателя. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.14 | Обзорное изучение романа А.Н.Толстого «Пётр I». Панорама русской жизни в романе. Образ главного героя. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. Характеристика Петра 1. | ||
6.15 | М. М. Пришвин. Очерк жизни и творчества писателя. Особенности художественного мироощущения Пришвина. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.16 | Б.Л.Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.17 | Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.18 | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».Стихотворения Юрия Живаго. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.19 | Тема интеллигенции и революции, её решение в романе «Доктор Живаго». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.20 | Р/р Сочинение по творчеству Б.Л.Пастернака. | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
6.21 | А. А. Ахматова – «голос своего поколения».Очерк жизни и творчества. Ранняя лирика поэта. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.22 | Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой. | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
6.23 | Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.24 | Н.А.Заболоцкий. Основные вехи биографии. Человек и природа в поэзии писателя. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.25 | М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.26 | История создания и публикаций романа «Тихий Дон». Идейно-художественное разнообразие романа. | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.27 | Картины жизни донских казаков в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.28 | «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова. | 1 | Выразительное чтение произведений, выделение ИВС в поэтическом тексте и определение их роли; анализ и интерпретация произведения; выявление авторской позиции. | ||
6.29 | Григорий и Аксинья. Судьбы героев (по роману «Тихий Дон»). | 1 | |||
6.30 | Р/р Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
6.31 | А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Лирика разных лет. Поэма «По праву памяти». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.32 | Народный характер поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.33 | Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. | 1 | Лекция учителя; чтение и анализ стихотворений о ВОв | ||
6.34 | А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
6.35 | Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.36 | Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.37 | Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор». | 1 | Анализ произведения в единстве содержания и формы. | ||
6.38 | Р/р Сочинение по творчеству А.И.Солженицына. | 1 | Выбор темы, составление плана, написание сочинения | ||
6.39 | Э. Хемингуэй: «человек выстоит». «Старик и море». | 1 | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения . | ||
6.40 | Поэзия периода «оттепели». Время «поэтического бума: Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Окуджава, И. Бродский. | 1 | Сообщение о поэтах. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | ||
7 | Русская проза в 1950-2000–е годы | 6 | |||
7.1 | Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны. Повести о войне. | 1 | Работа со статьёй учебника. Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения | ||
7.2 | Деревенская проза. Повести Б.Можаева и В.Белова: глубина и цельность нравственного мира человека от земли. | 1 | Анализ произведений в единстве содержания и формы. | ||
7.3 | «Горит село, горит родное». Проза В.Распутина | 1 | Анализ произведений в единстве содержания и формы. | ||
7.4 | В.Шукшин и А.Вампилов: общее понимание сложности современного быта. | 1 | Анализ произведений в единстве содержания и формы. | ||
7.5 | « На войне остаться человеком». Проза Ф.А.Абрамова и Ю.В.Бондарева. | 1 | Анализ произведений в единстве содержания и формы. | ||
7.6 | Творчество Ю.Трифонова, А.Битова и В. Маканина | 1 | Анализ произведений в единстве содержания и формы. | ||
Итого | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...