рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС основного общего образования), примерной учебной программы по предмету «Литература» (автор: В.Я. Коровина) к учебнику В.Я.Коровиной Литература .9 класс. В 2 частях-М.: Просвещение, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
В курс литературы добавлены темы на изучение предмета «Родная (русская) литература». Результатами освоения данного курса являются:
- развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
- развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
- развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
- развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Раздел 2. Древнерусская литература (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Раздел 3. Русская литература XVIII века (9 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Тема 1. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Тема 2. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Тема 3. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Раздел 4. Шедевры русской литературы XIX века (52 ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Тема 1. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Родная (русская) литература»: В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
Тема 2. Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Тема 3. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
«Родная (русская) литература»: А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент), «Город пышный, город бедный…»
Тема 4. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Тема 5. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Тема 6. Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Раздел 5. Литература ХХ века (31 ч.)
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках и поэтах России.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Тема 1. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
«Родная (русская) литература»: А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
Тема 2. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Тема 3. Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Тема 4. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Тема 5. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Тема 6. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Тема 7. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
«Родная (русская) литература»: М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
Тема 8. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
«Родная (русская) литература»: А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Тема 9. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Тема 10. Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Тема 11. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Тема 12. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Утренник лёг на дорогу…», «Оттаял промёрзший хутор…», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Тема 13. Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Раздел 6. Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (2 ч.)
А.С.Пушкин «Певец», Е,А.Баратынский «Разуверение», Ф.И.Тютчев «К.Б.», М.Ю.Лермонтов «Отчего», А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…», А.А.Сурков « Бьется в тесной печурке огонь…», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Н.А.Заболоцкий «Признание», М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера», Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В.С.Высоцкий «Песня о друге», К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Раздел 7. Из зарубежной литературы (4 ч.)
Тема 1. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Тема 2. Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте.
«К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Тема 3. Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Тема 4. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Сонет 33».
Тема 5. Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Тематическое планирование
п/п | Раздел | Количество часов | Из них уроков развития речи |
1. | Введение | 1 | |
2. | Древнерусская литература | 3 | |
3. | Русская литература XVIII века | 9 | 1 |
4 | Шедевры русской литературы XIX века | 52 | 8 |
5 | Литература ХХ века | 31 | 3 |
6 | Романсы и песни на слова русских писателей XIX- ХХ веков. | 2 | |
7 | Из зарубежной литературы | 4 | |
Итого | 102 | 12 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся
| Дата проведения | ||
План. | Факт. | |||||
Введение | 1 | |||||
1 | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | Учатся работать с критической статьей учебника. | |||
Древнерусская литература | 3 | Учатся: 1. Излагать содержание произведений в кратком и развёрнутом виде. 2. Сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, проблематике и т.д. 3. Выделять в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны изучаемым произведениям. 4. Находить в тексте художественного произведения детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения. 5. Определять черты эпохи, описанные в художественном произведении, в их сочетании с замыслом автора. 6. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель. 7. Определять средства художественной выразительности, используемые автором. 8. Работать над композицией, проблематикой художественного произведения. 9. Строить развёрнутые высказывания в устной и письменной формах. 10.Учатся работать с критической статьей учебника.
| ||||
2 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа «Слова». Открытие «Слова» | 1 | ||||
3 | Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка. | 1 | ||||
4 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова». | 1 | ||||
Русская литература ХVIII века. | 9 | |||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма. | 1 | ||||
6 | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» | 1 | ||||
7 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения. | 1 | ||||
8 | Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям». | 1 | ||||
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство. | 1 | ||||
10 | Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма. | 1 | ||||
11 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | ||||
12 | «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | ||||
13 | Сочинение «Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя» ( на примере 1-2 произведений) | 1 | ||||
Шедевры русской литературы 19 века | 52 | Учатся: 1. Излагать содержание произведений в кратком и развёрнутом виде. 2. Сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, проблематике и т.д. 3. Выделять в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны изучаемым произведениям. 4. Находить в тексте художественного произведения детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения. 5. Определять черты эпохи, описанные в художественном произведении, в их сочетании с замыслом автора. 6. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель. 7. Определять средства художественной выразительности, используемые автором. 8. Работать над композицией, проблематикой художественного произведения. 9. Строить развёрнутые высказывания в устной и письменной формах. 10.Учатся работать с критической статьей учебника.
| ||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | 1 | ||||
15 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Особенности поэтического языка. «Родная (русская) литература»: В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). | 1 | ||||
16 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Светлана». | 1 | ||||
17 | А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга. | 1 | ||||
18 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий». | 1 | ||||
19 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Анализ действия 2. | 1 | ||||
20 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Анализ действия 3. | 1 | ||||
21 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии. Анализ действия 4. | 1 | ||||
22 | Язык комедии «Горе от ума».Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | ||||
23 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. | 1 | ||||
24,25 | Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 2 | ||||
26. | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя | 1 | ||||
27 | Лицейская лирика А.С.Пушкина. Дружба и друзья в творчестве. | 1 | ||||
28 | А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». | 1 | ||||
29 | А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в интимной лирике поэта. | 1 | ||||
30 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Родная (русская) литература»: А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент), «Город пышный, город бедный…» | 1 | ||||
31 | Анализ любимого стихотворения А.С.Пушкина. | 1 | ||||
32 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав». История создания романа. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | ||||
33 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское общество. | 1 | ||||
34 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. | 1 | ||||
35 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. | 1 | ||||
36 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | ||||
37 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 | ||||
38 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики. | 1 | ||||
39, 40 | Сочинение по творчеству А.С.Пушкина | 2 | ||||
41 | Тест по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | ||||
42 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | 1 | ||||
43 | Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||||
44 | М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | ||||
45 | М.Ю. Лермонтов. Любовная лирика. | 1 | ||||
46 | Тема России и её своеобразие в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | ||||
47 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе | 1 | ||||
48 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | ||||
49 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | ||||
50 | М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | ||||
51 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | ||||
52 | Споры о романе «Герой нашего времени». Роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. | 1 | ||||
53, 54 | Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | ||||
55 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. | 1 | ||||
56 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | ||||
57 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя«Мертвые души». | 1 | ||||
58 | Образ города в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». | 1 | ||||
59 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | ||||
60 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. | 1 | ||||
61, 62 | Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 2 | ||||
63 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. | 1 | ||||
64 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | ||||
65 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | 1 | ||||
Литература XX века. | 31 | Учатся: 1. Излагать содержание произведений в кратком и развёрнутом виде. 2. Сопоставлять произведения различных авторов по единству морально-нравственных категорий, проблематике и т.д. 3. Выделять в биографических сведениях о писателях те, которые созвучны изучаемым произведениям. 4. Находить в тексте художественного произведения детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения. 5. Определять черты эпохи, описанные в художественном произведении, в их сочетании с замыслом автора. 6. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель. 7. Определять средства художественной выразительности, используемые автором. 8. Работать над композицией, проблематикой художественного произведения. 9. Строить развёрнутые высказывания в устной и письменной формах. 10.Учатся работать с критической статьей учебника. | ||||
66 | Общая характеристика русской литературы XX века. Многообразие жанров и направлений. Русская критика, публицистика. | 1 | ||||
67 | А.П.Чехов. Слово о писателе». | 1 | ||||
68 | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 | ||||
69 | Сочинение «Особенности изображения внутреннего мира героев рассказов А.П.Чехова». «Родная (русская) литература»: А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент). | 1 | ||||
70 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 | ||||
71 | И.А. Бунина. Мастерство в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | ||||
72 | А.А. Блок. Слово о поэте. | 1 | ||||
73 | А.А.Блок. Лирика. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы. | 1 | ||||
74 | С.А. Есенин. Слово о поэте. | 1 | ||||
75 | Тема Родины в лирике Есенина. | 1 | ||||
76 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. Народно-песенная основа лирики Есенина. | 1 | ||||
77, 78 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. | 2 | ||||
79 | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». | 1 | ||||
80 | М.А. Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | 1 | ||||
81 | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Особенность поэтики Цветаевой. | 1 | ||||
82 | М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Родная (русская) литература»: М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». | 1 | ||||
83, 84 | А.А.Ахматова. Страницы жизни и творчества. Особенности поэтики. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. «Родная (русская) литература»: А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). | 2 | ||||
85, 86 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 2 | ||||
87,88 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. | 2 | ||||
89, 90 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 2 | ||||
91 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. | 1 | ||||
92 | А.Т. Твардовский. Тема войны в лирике. | 1 | ||||
93 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 1 | ||||
94 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | ||||
95 | Сочинение по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор» | 1 | ||||
96 | Контрольная работа по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | ||||
Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков | 2 | |||||
97, 98 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков | 2 | ||||
Из зарубежной литературы | 4 | Учатся: 1. Находить в тексте художественного произведения детали, характеризующие героев и определяющие основной конфликт произведения. 2. Определять основные литературные приёмы, которыми пользуется писатель. 3. Определять средства художественной выразительности, используемые автором. 4. Работать над композицией, проблематикой художественного произведения. 5. Строить развёрнутые высказывания в устной и письменной формах. 6.Учатся работать с критической статьей учебника. | ||||
99 | Гай Валерий Катулл и Квинт Гораций Флакк. Слово о поэтах. Поэтическое творчество. | 1 | ||||
100 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы,её универсально- философский характер. | 1 | ||||
101 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Сонет 33». И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | 1 | ||||
102. | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...