Программа кружка «Литературное творчество»
рабочая программа (9 класс)

Программа кружка «Литературное творчество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lt.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Литературное творчество»

35 часов

Пояснительная записка

Цель работы кружка заключается  в совершенствовании и развитии навыков содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

В связи с этим школьники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Главная задача в работе кружка - освоение норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

 Главной особенностью программы является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.

Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Лучшие работы могут быть размещены  на школьном сайте, где будет возможность обменяться мнениями по поводу своих сочинений и написанных другими учениками, напечатаны в газете.

Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм.

 Кружок поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.

1.  Постановка проблемы и ее актуальность.

Каждый человек талантлив. Талант- это  труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях.  В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.

Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.

2. Краткая характеристика группы.

7-9 классы.

Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту и литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.

3.  Цели и задачи работы:

1)  воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию, расширению кругозора, повышению интеллектуального уровня;

2)  развитие творческих способностей, умения понимать и создавать прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.

3)Обучение основам журналистского мастерства.

4.  Формы проведения занятий:

- учебные занятия

-  создание сценариев ,

     - написание заметок в газету «Я-Ставрополец».

-  аналитический разбор написанного;

- творческие конкурсы, викторины;  

- составление литературного альманаха «Аврора».

5.  План работы на год.

1 четверть.

1.Значение кружка, его задачи.

   Особенности устной речи. Диалог и монолог .

2.   Знакомство с информационными жанрами:

заметка, репортаж, интервью.

3.   Статья в газету. Особенности статьи как одного из газетных жанров.

4.   Устное сообщение на тему «Анализ устного высказывания».

5.    Составление литературного альманаха «Аврора».

6.    Участие в конкурсе чтецов.

II четверть

1.   .Особенности письменной речи.

2.   Формы письменных высказываний и их признаки.

3.   Риторика как искусство мыслить и говорить.

4.   Функциональные стили.

5.   Участие в предметной неделе русского языка и литературы.

 6.    Выпуск лингвистической газеты.

III четверть

1.  Отзыв и рецензия.  Критический анализ творческих работ.

2.   Библиография. Аннотация.

3.   Самостоятельные отзывы с элементами рецензии.

4.   Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

5.   Участие в школьной ученической конференции «Шаг в науку».

6.   Подготовка стихов и заметок  для литературного альманаха «Аврора».

IV четверть

1.   Составление сценария.

2.   Критический анализ и разбор написанного.

3.   Подготовка произведений для литературного альманаха.

4.   Ораторская речь. Правильное произношение.

5.   Творческий конкурс . Эссе.

6.   Фотолетопись. Подготовка бюллетеня « Наши отзывы».

6.   Итоги.

К концу года учащиеся должны: составлять тексты различных стилей и жанров, знать упражнения по развитию творческих навыков.

Литература

Для учащихся

Вагаков Д. Риторика. — М., 2001.

Варанов А. Н. Я вас слушаю. — М., 1990.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзъко М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

Розенталъ Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Словари

Крысин Л, П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.

Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. — М., 1989.

Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991.

Диалог: теоретические проблемы и методы исследования / Под ред. Н. А. Безменовой. — М., 1991.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

Граудина Л. К., Мисъкевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.

Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. М., 1992.

И вин А, А. Основы теории аргументации. — М., 1997.

Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и при к тика обучения. — М., 1998.

Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразно публицистики античной эпохи. — М., 1998.

Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. 111 и ряева. — М., 1998.

Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средстнп и предмет обучения. — М., 1986.

Ладыженская Т. А. Риторика в школе и в жизни. -     М 2001.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учитс.пя. М., 1991.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматики. М., 2002.

Основы культуры речи. Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцом М., 1984.

Проблемы эффективности речевой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина. — М., 1989.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы : основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И.Львова.- М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.

Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1995.

Стернин И. А. Коммуникативные ситуации. — Воронеж, 1993.

Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.

Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

Рабочая программа кружка «Литературного творчества» 5-11 классы

Материалы по работе кружка «Литературного творчества»....

Программа кружка «Литературное творчество»

Программа кружка «Литературное творчество» 35 часов Пояснительная записка Цель работы кружка заключается в совершенствовании и развитии навыков содержательной, правильной, выразительной, воз...