Программа кружка «Литературное творчество»
методическая разработка по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lt.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Литературное творчество»
35 часов
Пояснительная записка
Цель работы кружка заключается в совершенствовании и развитии навыков содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
В связи с этим школьники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Главная задача в работе кружка - освоение норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Главной особенностью программы является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.
Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Лучшие работы могут быть размещены на школьном сайте, где будет возможность обменяться мнениями по поводу своих сочинений и написанных другими учениками, напечатаны в газете.
Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм.
Кружок поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.
1. Постановка проблемы и ее актуальность.
Каждый человек талантлив. Талант- это труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
2. Краткая характеристика группы.
7-9 классы.
Группа учащихся, занимающихся в мастерской, не однородна по возрасту и литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.
3. Цели и задачи работы:
1) воспитание нравственно-этической культуры школьников, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию, расширению кругозора, повышению интеллектуального уровня;
2) развитие творческих способностей, умения понимать и создавать прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.
3)Обучение основам журналистского мастерства.
4. Формы проведения занятий:
- учебные занятия
- создание сценариев ,
- написание заметок в газету «Я-Ставрополец».
- аналитический разбор написанного;
- творческие конкурсы, викторины;
- составление литературного альманаха «Аврора».
5. План работы на год.
1 четверть.
1.Значение кружка, его задачи.
Особенности устной речи. Диалог и монолог .
2. Знакомство с информационными жанрами:
заметка, репортаж, интервью.
3. Статья в газету. Особенности статьи как одного из газетных жанров.
4. Устное сообщение на тему «Анализ устного высказывания».
5. Составление литературного альманаха «Аврора».
6. Участие в конкурсе чтецов.
II четверть
1. .Особенности письменной речи.
2. Формы письменных высказываний и их признаки.
3. Риторика как искусство мыслить и говорить.
4. Функциональные стили.
5. Участие в предметной неделе русского языка и литературы.
6. Выпуск лингвистической газеты.
III четверть
1. Отзыв и рецензия. Критический анализ творческих работ.
2. Библиография. Аннотация.
3. Самостоятельные отзывы с элементами рецензии.
4. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.
5. Участие в школьной ученической конференции «Шаг в науку».
6. Подготовка стихов и заметок для литературного альманаха «Аврора».
IV четверть
1. Составление сценария.
2. Критический анализ и разбор написанного.
3. Подготовка произведений для литературного альманаха.
4. Ораторская речь. Правильное произношение.
5. Творческий конкурс . Эссе.
6. Фотолетопись. Подготовка бюллетеня « Наши отзывы».
6. Итоги.
К концу года учащиеся должны: составлять тексты различных стилей и жанров, знать упражнения по развитию творческих навыков.
Литература
Для учащихся
Вагаков Д. Риторика. — М., 2001.
Варанов А. Н. Я вас слушаю. — М., 1990.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзъко М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.
Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.
Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
Розенталъ Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.
Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Словари
Крысин Л, П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.
Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. — М., 1989.
Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991.
Диалог: теоретические проблемы и методы исследования / Под ред. Н. А. Безменовой. — М., 1991.
Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.
Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
Граудина Л. К., Мисъкевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.
Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. М., 1992.
И вин А, А. Основы теории аргументации. — М., 1997.
Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и при к тика обучения. — М., 1998.
Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразно публицистики античной эпохи. — М., 1998.
Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. 111 и ряева. — М., 1998.
Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средстнп и предмет обучения. — М., 1986.
Ладыженская Т. А. Риторика в школе и в жизни. - М 2001.
Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учитс.пя. М., 1991.
Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматики. М., 2002.
Основы культуры речи. Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцом М., 1984.
Проблемы эффективности речевой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина. — М., 1989.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы : основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И.Львова.- М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.
Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1995.
Стернин И. А. Коммуникативные ситуации. — Воронеж, 1993.
Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Календарно-тематическое планирование кружка «Литературного творчества»
Работа кружка «Литературного творчества»....
Рабочая программа кружка «Литературного творчества» 5-11 классы
Материалы по работе кружка «Литературного творчества»....
Программа кружка "Литературное творчество"
для аттестации...
Программа кружка «Литературное творчество»
Программа кружка «Литературное творчество»...