Развитие профессиональных компетентностей педагогов как фактор повышения качества образования
статья
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональных компетентностей педагогов как фактор повышения качества образования
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Быть компетентным означает умение использовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, связанная с готовностью решать профессиональные задачи.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
3. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
4. ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
5. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
6. РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
7. ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, связанная с умением работать в сфере ИКТ технологий.
8. КОМПЕТЕНЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, характеризующая учителя как экспериментатора.
9. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Что должен уметь компетентный педагог?
1. Успешно решать проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
2. Понимать какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях.
3. Видеть и понимать жизненные интересы своих учеников.
4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам.
5. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся.
6. Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.
7. Планировать учебные занятия с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы
8. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.
9. Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт.
10. Привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.
11.Оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
12. Оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств.
.
К путям развития профессиональной компетентности педагога относятся:
- Система повышения квалификации.
- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
- Инновационная деятельность
Все эти условия должны бы привести к полной комфортности ребенка, к развитию его внутреннего потенциала, но на практике не каждый ученик попадает в среду действия, раскрывает свой талант, а наоборот, становится изгоем, «невидимкой». Поэтому в образовательном процессе важна индивидуальная работа с обучающимися как с успешными, так и со слабыми. ФГОС предполагает обучение в ОУ обучающихся с ОВЗ и выбор формы получения образования (ОУ- очная, очно-заочная, заочная; семейное образования и самообразование).
Более подробно обсудим индивидуальную работу с обучающимися:
предупреждение и преодоление неуспеваемости,
с одарёнными детьми,
с детьми, имеющими повышенный потенциал,
с детьми с ОВЗ,
находящимися на заочной форме обучения.
(Выступление подготовила Мамаева О. А.)
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся
Предупреждение и преодоление неуспеваемости принадлежит к «вечной» проблеме школьной жизни. Решению ее отдают немалую часть своего времени учителя, заместители директоров по учебно-воспитательной работе и директора школ.
Школа до сих пор пользуется весьма скудным и далеко не совершенным набором средств помощи отстающим и слабоуспевающим ученикам. Весь перечень средств педагогической помощи и профилактики можно свести к двум группам: организация во внеурочное время дополнительных занятий, повторяющих традиционные методы обучения на уроке, и оказанию хорошо известных мер давления, таких как вызов родителей, «проработка» неуспевающих учителями или детскими коллективами.
Все эти средства не только малоэффективны, но нередко бывают и просто вредны, так как многие дети быстро адаптируются к карательным мерам и «проработкам». У других же следы пережитых травм настолько сильны, что вызывают на уроках резкую заторможенность. При опросе эти ученики теряются, отвечают невпопад и т.д. Нередко после серии «проработок» ребенок утрачивает веру в свои возможности и перестает заниматься вовсе.
А к решению данной проблемы существует всего два подхода: второгодничество и перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями.
Несовершенство методов психолого-педагогической работы с отстающими детьми, особенно в младших классах, ведет к изоляции таких детей от коллектива. Дружеские связи они ищут во внешкольных – дворовых и уличных – компаниях, часто с отрицательной социальной направленностью. Наконец, подобные средства ведут к угасанию познавательной потребности у учащихся. Поэтому назрела необходимость всерьез заняться этой проблемой, проработав ее как теоретически, так и с практической стороны.
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному.
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.
И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполненных требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
Ведущую роль в появлении неуспеваемости играют физиологические, психологические факторы, а также особенности семейного воспитания и условия организации учебно-воспитательной работы. Все это требует систематической работы, в первую очередь, учителя по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.
Существуют методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости:
I. Стимулирование посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а)эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный;
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
II. Стимулирование посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий, компьютерных презентаций.
III. Стимулирование посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические).
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия учителя с учеником.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.
5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.
7. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.
8. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
(Выступление подготовила Мамаева О. А.)
Решение
1. Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития школы.
2.Совершенствовать накопленный опыт работы коллектива педагогов по повышению профессиональной компетентности: систематическое проведение тематических педсоветов, теоретических семинаров, мастер-классов, методических недель, мониторинга профессиональной успешности учителя (портфолио, рейтинг учителя), внедрение системного анализа урока, участие в профессиональных конкурсах, семинарах.
Мамаевой О. А.:
1.Продолжить работу по выявлению и ознакомлению учителей школы с типичными проблемами неуспеваемости, мерами по предупреждению отставания школьников в учении ( на заседаниях МО, через самообразование учителей).
2. Принять во внимание комплекс мер, направленных на профилактику типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам учащихся:
- в начальных классах сосредоточить внимание на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
- в средних классах сделать акцент на формирование у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учёбе;
- в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения.
Учителям-предметникам создавать:
- благоприятный психологический микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся; учитывать интересы школьников.
- благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
- условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- условия для ознакомления с нормативно-правовыми документами по ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Сформировать локальное нормативное поле, закрепляющее подходы к разработке основной адаптированной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования
В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...
Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»
2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...
Доклад на педсовете Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...
Доклад: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования у учащихся с ОВЗ.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения...