Статья "Психологическая комфортность на уроке"
статья

Жданова Алия Хамитовна

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка в течении 11 лет этой средой является школа, это 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю жизнь. Специалистами установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Психологическая комфортность на уроках»

Автор: Жданова Алия Хамитовна, учитель ГБОУ СОШ № 491

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка в течении 11 лет этой средой является школа, это 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю жизнь.

Специалистами установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье детей.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы - в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

«Толковый словарь Русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности – «это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Комфортность бывает:

- Психологическая.

- Интеллектуальная.

- Физическая.

Психологическая комфортность - состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологичекой комфортности является:

- положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя должны быть направлены на обеспечение благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

- используйте в своей работе просьбы, а не требования;

- используйте методы словесного убеждения;

- используйте компромиссные решения спорных вопросов;

- добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

- не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

- создайте "домашнюю" атмосферу урока;

- используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в школе только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо не успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

- используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

- используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже, чем через 10-15 минут;

- используйте на уроке методы, способствующие активизации самих учащихся: метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя;

- используйте динамические паузы или минуты релаксации;

- обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент);

- стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

- поддерживайте у учащихся веру в собственные силы;

- создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся);

- справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

- организация горячего питания в школе;

- соблюдение питьевого режима;

- соблюдение гигиенических условий и норм СанПин по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

- уважайте детей;

- ищите в детях хорошее;

- замечайте и отмечайте малейшие успехи ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

- будьте великодушны, умейте прощать;

- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

- не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

- не ищите в лице родителей средство для расправы;

- оценивайте поступок, а не личность;

- дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке мы решили провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.

Слайд

В тесте приняли участие 20 учащихся:

Кол - во учащихся с высоким уровнем напряженности - 1

Кол - во учащихся с уровнем напряженности выше среднего - 2

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, мы можем с уверенностью сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы напомнить одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Анкета

Фамилия____________________Имя____________ Класс_____

 

Утверждения

Да

Не знаю

Нет

1

У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.

 

 

 

2

Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

 

 

 

3

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

 

 

 

4

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах.

 

 

 

5

Я захожу на экзамен и не переживаю.

 

 

 

6

Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.

 

 

 

7

Насмешки одноклассников не портят мне настроение.

 

 

 

8

Я спокойно сплю и меня не преследуют экзаменационные мотивы.

 

 

 

9

В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

 

 

 

10

Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал.

 

 

 

11

Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке.

 

 

 

12

Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня.

 

 

 

13

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене.

 

 

 

14

Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.

 

 

 

15

Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки.

 

 

 

16

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

 

 

 

17

Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.

 

 

 

18

Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

 

 

 

19

Меня сильно беспокоит мое положение в классе.

 

 

 

20

Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.

 

 

 

21

Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.

 

 

 

22

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, зачетом, экзаменом.

 

 

 

23

Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала.

 

 

 

24

Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед одноклассниками.

 

 

 

25

Возможные неудачи в учебе тревожат меня.

 

 

 

26

Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.

 

 

 

27

Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

 

 

 

28

Я часто ссорюсь с ребятами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом.

 

 

 

29

Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.

 

 

 

30

После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться.

 

 

 

 

Суммарный бал

 

 

 

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Кол - во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + колич-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)

Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мальчики, юноши

Девочки, девушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства

      В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Благоприятная адаптаци...

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку...

Комфортность на уроке.

«Комфортность – это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».                          ...

“Обеспечение психологической комфортности на уроках обществознания через использование средств ИКТ и мультимедиа”

Информационно-коммуникационные технологии являются проводниками развития и распространения информационных технологии, формирующих основу информационного пространства....

Принцип психологической комфортности на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению.-Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип  психологической ком...

Из опыта работы "Игра как фактор создания ресурсной комфортности на уроках плавания (использование нестандартных упражнений для обучения плаванию)"

Бассейн нестандартного размера 12х4.5. Тренировачный процесс в таком бассейне практически невозможен. Занятия направлены не на достижение высоких спортивных результатов, а на обучение, оздоровление и ...