Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства
методическая разработка на тему

Темникова Ирина Геннадьевна

           В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.

Благоприятная адаптация ребенка в школе предполагает обеспечение благополучного развития, что, в свою очередь, определяет снятие перегрузки у обучающихся, учет возрастных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей каждого школьника.

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников», часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левого полушарного «давления»  уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Занятия изобразительным искусством являются одним из любимых и увлекательных видов учебно-творческой, художественной деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства»

                           

           В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.

Благоприятная адаптация ребенка в школе предполагает обеспечение благополучного развития, что, в свою очередь, определяет снятие перегрузки у обучающихся, учет возрастных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей каждого школьника.

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников», часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левого полушарного «давления»  уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Занятия изобразительным искусством являются одним из любимых и увлекательных видов учебно-творческой, художественной деятельности детей.

Художественное творчество детей (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций и т.п.), ввиду своей специфики – ярко выраженного эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям окружающего мира, к прекрасному, само по себе могут служить средством развития положительных эмоций и стимулов обучения, радостных переживаний, средством снятия перегрузки школьника.

Потребность рисовать, что-то изображать, а также рассматривать картинки – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько переживает свое состояние в процессе рисования. В это время учитель имеет уникальную  возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или куске пластилина.

       Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений, на отход от бытующей методики обучения детей созданию конкретных поделок и рисунков по образцам, когда ребенок боится, не справится или нарушить заданное правило исполнения. Поэтому  сама атмосфера и цели художественных занятий с детьми младшего возраста предполагают свободные игровые формы общения. Уроки проходят через игру.

Например, на уроках композиции подготавливаясь к выставке по теме «Космос», мы провели урок в игровой форме. Перед началом урока, зачитывая стихи, дети закрывают глаза  и представляют прочитанное. Затем дети начинают рассуждать, что они будут изображать.

Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, необходимо применять на  занятиях методы коллективных работ.

На уроках живописи при прохождении темы «Цветоведения»; учащимся предлагается передать свое настроение через цвет. Нарисовать натюрморт на разное эмоциональное состояние:

  1. Где ему будет радостно
  2. Где ему будет неуютно

Занятия рисованием не должны сделать всех детей художниками, а призваны  освободить и расширить у всех детей такие источники энергии, как творчество и самостоятельная деятельность, пробудить фантазию, усилить присущие им способности к наблюдению и оценка действительности.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Фантазия- это художественный вымысел, основанный на способности ребенка, взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в подсознании. Чем причудливее  и дальше от реальности становятся фантазии ребенка, тем меньше он связаны с сознательным стремлением к осуществлению творческого замысла и больше подчинены бессознательному желанию осуществления ощущаемой, но не ведомой и не управляемой сознанием цели.

Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда им самим творчества.

В прошлом занятия рисунком грешили тем, что обедняли фантазию детей, блокировали художественную творческую силу детей.

    Лучшими союзниками против "готовой продукции», против заштампованных эстетических произведений, против застывшего мира взрослых являются настоящие художники и сами дети – когда они приподняты над обычностью,  обыденностью.

     Если речь идёт о детях  младше десяти лет – имеется в виду даже не возраст, а степень зрелости, - то преподавателю нужно заботится главным образом о том, чтобы ребенок не испытывал помех в своей игре, в своих начинаниях.

   Преподавать, учить такого ребёнка бесполезно, потому что в этом «нарциссическом» возрасте на любое вторжение в душу, он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще. В этом возрасте рисунок и живопись – главные средства самовыражения.

     Учащиеся 1 –го класса 8-9 лет, не воспринимают критику в учебном рисунке, так как им нравится то, что они рисуют. Это непринужденные, кривые линии. Но если настаивать на исправлении ошибок, то учащиеся вообще отказываются рисовать что-либо. В течение всего урока у ребенка наблюдается подавленное настроение, он замыкается  в себе.    

       Ребёнок старше десяти лет уже не удовлетворяется средствами самовыражения, которыми он владеет, для него приобретает значение широкий окружающий мир, значимым становится не столько фантазия, сколько реальность. Теперь время обучения форме. Однако занятия должны взрыхлить почву или поддержать её  взрыхленной, а не закрывать всходы. Техническое как в рисунке, так и в живописи должна даваться ребёнку в точном соответствии с его потребностями. Элементы, которыми оперирует ребёнок, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, создание композиции. Теперь ребенка знакомят с ними по отдельности.

    Учащиеся 10 лет и старше учебный материал воспринимают более серьезно. Они самокритичны: они видят свои ошибки и пытаются их исправить. Старательно изучают форму, стремятся к академическому рисунку. И если относишься к их работам не серьезно, они воспринимают это как насмешку над их учебной деятельностью.

      Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями не нужно дирижировать. Это может лишить нас возможности войти в мир идей ребёнка, но и видения его готовности к восприятию, его способностей и психического состояния, расположения духа. Если педагог обладает достаточным опытом перехода из мира материальных объектов в мир идеальных причин, то детские рисунки предоставят ему видение важных вещей и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребёнок не воспринимает жадно и с радостью всякое расширение мира его идей, не следует ему этого навязывать. Знания,  навязанные ребёнку, превышающие его способности восприятия или данные в такой момент, когда он поглощен другими интересами, ребенок воспринимает как посягательство на его внутренний мир и отвечает на это скукой и неадекватным поведением.

      Скудность технических средств может быть компенсирована педагогом, если он установил контакт с учениками. А бедность в средствах самовыражения – это уже непреодолимо.

     Если мы хотим рассматривать детские рисунки с радостью и пользой, мы не должны торопиться с окончательными суждениями о форме и содержании, а вглядеться в них молча, вдуматься в то, что они в себе несут.                                         Наши предрассудки и притязания в отношении детских рисунков вытекают, из ложных представлений о самом ребёнке и о том, что он имеет сообщить. Они происходят из предубеждения о высоких или менее высоких эстетических ценностях, выработанных взрослыми под влиянием тщеславия, иногда – самонадеянности, или прохождения трудных стадий развития, которые они считали окончательными и от страха преждевременно подавляли.                             Предписывая путь детям, способности которых, развиваются абсолютно неравномерно и не одновременно, мы перекрываем путь развития их индивидуальных творческих возможностей, а себе самим закрываем возможность, увидеть их возможности.                                                                                                                                                                                                                            

        Большинство детей каждый день живут с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они  быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.   Чего следует ожидать от творческого рисования? Прежде всего, стремления ребенка к всемогущей свободе, в которой он реализуется сначала эмоционально, а потом в создаваемой форме. Следует все доверить самому ребенку, самое большое, что мы можем, - предложить ему материал и побудить его работать. Всякие наши «художественные» оценки не имеют в этот период никакого смысла..

     Учитель, воспитатель должен быть максимально сдержан, оказывая влияние на ученика. Возможно, именно тот, кто обладает вкусом и художественными задатками, испытывая радость от силы и наивности работ ребенка, постарается закрепить его на стадии примитивности или будет настаивать на определенном типе выразительности, будет ли это какой – либо из «измов» или серьезный академический рисунок.

При этом ребенку можно многократно показывать произведения, как старого, так и современного искусства разных направлений, любые изображения с натуры, этим его обогащая. Он сам выберет лишь то, что ему нужно. Не надо только навязывать ему свое мнение и предпочтения, так как он, податливый и доверчивый, жадно прислушивается к любому высказыванию взрослого, отождествляет себя с ним, он готов верить в сказанное взрослым, он быстро соглашается, поскольку так он получает некоторую определенность, застрахованность, гарантию результата. Он верит, что средствами, полученными от взрослого, он скорее выиграет соревнование, которое ему навязано. Таким образом, он отторгается от самого себя и своих потребностей, сначала теряет средства выражения, а затем и сам этот опыт.

 Ребенок свободен, выражать то, что он хочет сказать сам о себе; внезапные  «выплески» любимых фантазий, богатство и бедность их, вплоть до всякой чепухи, не имеющие формы или имеющие ту форму, которой он владеет.

Наш выигрыш заключается в бесценной  возможности видеть, как ребенок «проживает» свой опыт, увидеть его интересы, предпочтения и знания. Работы детей могут служить примерами того, насколько необходимо такое ежедневное спонтанное проявление.

Только дав ребенку возможность при непосредственно- эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества, можно перебрасывать мостик  к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания / самовоспитания и обучения/ самообучения. В противном случае весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появился на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях.

 Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а, также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, ребенок не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству.

Подготовила преп. отделения изобразительного искусства Грошева М.В. ДШИ №2 пгт. Высокий г. Мегиона

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Статья: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"

Статья об использовании современных компьютерных технологий на уроках ИЗО для формирования у учащихся позитивного эмоционального настроя....