Формирование экологической культуры на уроках литературы в средней школе
статья

Ленская Татьяна Эдуардовна

Статья рассказывает о возможности формирования экологической культуры на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры на уроках литературы в средней школе

Стандарт устанавливает требования у результатам усвоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования личностных, предметных, метапредметных, включающих усвоение обучающимися межпредметные понятия т универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной  т социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результаты усвоения основной образовательной программы должны отражать помимо других умений формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение литературы направлено на развитие способности понимать  художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, на формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать написанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Исходя из этих требований и формируются уроки в 5-9 классах.

Для понимания и раскрытия образов, созданных в произведениях классической литературы, можно и нужно использовать знания, полученные на других предметах, объединяя, расширять эти знания, добиваться метапредметных результатов.

Возможности метапредметного подхода  можно раскрыть на следующих произведениях:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и «Метель»  - Образ метели

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» - степь

М.Ю. лермонтов «Три пальмы» - пустыня, оазис

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» - болото

В.П.Распутин «Уроки французского», В.П.Астафьев «Васюткино озеро» - Сибирь, реки Ангара и Игарка.

Чтобы понимать, о чем идет речь, каково место действия в произведении, используются знания, полученные на других предметах (география, физика, история).

Благодаря метапредметным связям гораздо глубже раскрываются образы, темы, идеи произведений, изучаемых на уроках литературы. Эти знания помогают развиваться и вне уроков, заставляя по-новому взглянуть на проблемы природы и экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естествоведческих предметов.

Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа имеет исследовательский характер, поможет  в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы....