Методическое оснащение для формирования экологической культуры у учащихся начальной специальной (коррекционной) школы VIII вида
методическая разработка по экологии на тему

Охрименко Юлия Владимировна

Методическое оснащение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_osnashchenie.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8
г. Лыткарино Московской области

Методическое оснащение

для формирования

экологической культуры у учащихся

начальной специальной  (коррекционной) школы VIII вида

                                            Подготовила учитель начальных классов

    Охрименко Ю.В.

2014 – 15 уч. год

Методическое обеспечение системной работы

по  формированию экологической культуры

учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта

I направление (эколого-краеведческое): «Что рядом с нами растет, кто рядом с нами живёт?»

Основным содержанием работы с учащимися является формирование экологических и природоведческих представлений о сезонных изменениях в неживой природе, о растениях и животных ближайшего природного окружения, их значения в жизни человека.

Тема 1. Сезонные изменения в неживой природе

Ознакомление учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменений в разные сезоны.

Осень: ночь становится длиннее, день короче; меньше света и тепла; прохладно; облачно; часто идет дождь; происходят изменения в жизни растений и животных.

Зима: ночь длинная, день короткий, солнце низко над горизонтом; мало света и тепла; холодно, мороз, идет снег.

Весна: день становится длиннее, ночь короче. Солнце поднимается выше и светит ярче. Становится теплее. Постепенно тает снег, появляются проталины. Набухают и распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава.

Лето: день длинный, ночь короткая, много тепла и света. Идут теплые дожди. После дождя на небе появляется радуга. Наиболее благоприятные условия для роста и развития растений и животных.

Основные формы и методы работы:

Ежедневные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе во время прогулок, ведение календаря природы;

Демонстрация педагогом эколого-осознанного отношения к природе: во время прогулок педагог формировал у школьников с нарушениями интеллекта элементарные эстетические представления и эмоциональную реакцию на изменения, происходящие в природе: когда на небе солнце, людям становится веселее и радостнее; первая трава нежная и ярко-зеленая; распускающиеся на деревьях и кустарниках почки, бутоны цветов красивые, но хрупкие; чистый снег переливается на солнце разноцветными огнями и

др-;

Практическая природоохранная деятельность: участие в акции «Помощь зеленому другу» - очищение от мусора территории леса , школы.

Обсуждение экологических, ситуаций:

«Зимой красивую клумбу с цветами около школы засыпало снегом. Гуляли школьники, забавы ради весь снег с клумбы сгребли. А тут ударили морозы. Пришла весна - на клумбе ни одного цветка. Почему?»

Опыты: растапливание и сравнение снега, собранного на территории школы и рядом с проезжей дорогой.

Чтение и иллюстрирование экологических рассказов и сказок: «Путешествие капельки» (по М.Войтешонок); «Чьи цветы лучше?», «Там, где нет песен - желудей не бывает», «Проказы старухи зимы», «Ветер, солнце и мороз», «Художники» (по Г.А. Фадеевой) и др.

Дидактические игры: «Природный мир бывает разный», «Мир вокруг нас», «Хорошо - плохо», «Что будет, если...», «Погода», «Мир звуков», «Волшебные звуки».

Тема 2. Растения рядом с нами. Комнатные растения

Ознакомление учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта с различными видами комнатных растений, обращая внимание на их внешний вид, разнообразие частей (корней, стеблей, листьев, цветков); формировали положительные эмоции при взаимодействии с растениями, элементарные умения замечать их красоту. Организация ежедневных наблюдений сопровождалась актуализацией имеющихся у учащихся представлений: «Видели вы раньше такое растение?», «У кого из вас дома есть такое же растение?». Опираясь на диссертационное исследование М.Ю. Поповой, для более прочного запоминания названий изучаемых растений мы, вместе с научным их названием, давали и народное, опирающееся на ярко выраженные отличительные признаки, например: бальзамин (огонек), гортензия (картошка) и др.; во время наблюдений за растениями использовали разнообразные игровые приемы (использование для фиксации внимания модели насекомого, ползущего по растению, рассматривание через «подзорную трубу», сделанную из бумаги, которая помогала сконцентрировать внимание ребенка на конкретной части растения, выделить его главные признаки, необходимые для формирования понятий, и второстепенные, позволяющие осуществлять операцию сравнения).

Кроме того, чтобы познакомить младших школьников, имеющих нарушения интеллекта, с условиями, необходимыми для роста и развития растений и правилами ухода за ними, мы, как советует М.Ю. Попова, использовали элементы моделирования, составляя «экологический паспорт» растения с помощью карточек - моделей, которые содержали рекомендации по уходу (частота полива, способ удаления пыли с листьев), требования к освещенности, влажности воздуха и др.

Для формирования бережного отношения к объектам природы педагог регулярно обращал внимание детей на красоту изучаемых растений, подчеркивая, что наиболее красивы здоровые, ухоженные растения - те, о которых регулярно заботится человек.

II направление (эколого-нормативное): «В гостях у природы — как правильно себя вести?»

Ознакомление учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта с нарушениями интеллекта с разрешающими и запрещающими правилами поведения в природе; с понятием «Красная книга», растениями и животными, занесенными в нее; с природоохранной деятельностью человека.

Тема 1. Правила рационального природопользования. На этом занятии происходит знакомство учащихся с нарушениями интеллекта с правилами сбора дикорастущих растений и грибов, гербарного материала, природного материала для творческих занятий.

Тема 2. Правила обращения с огнем на природе. Познакомить детей с правилами разведения костров (нельзя разводить костры: очень большие, среди хвойных деревьев, между корнями и под кронами деревьев, около большого количества поваленных деревьев, на торфяных почвах, среди сухой травы, камышей, при сильном ветре; нельзя уходить из леса, не прияв меры по тушению костра и не дождавшись прекращения выделения дыма; в парке можно разводить костры только в строго определенных местах); мероприятиях, помогающих избежать появления «ран от костра».

Тема 3. «Тише, - птицы в гнезде» - как не навредить птицам в природе? Ознакомление учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта с разрешающими (сбор корма для птиц, изготовление кормушек, подкармливание зимующих птиц, помощь больным и израненным птицам) и запрещающими природоохранными правилами (не шуметь в период выведения птенцов, не ломать ветки кустарников, т.к. птицы могли свить там гнезда, не подходить близко к гнезду, не брать в руки птенцов и яйца).

Тема 4. Правила обращения с дикими животными (в городе, в парке, в лесу). На этом занятии происходит формирование у учащихся с нарушением интеллекта представления о правилах взаимодействия с животными (например, не приносить из леса беспомощных животных - они могут погибнуть; не трогать диких животных, особенно со странным, агрессивным поведением; не разорять нор и муравейников и др.).

Тема 5. «Красная книга просит о помощи». Ознакомление учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта с понятием «Красная книга», некоторыми растениями и животными Московской области, занесенными в нее.

Тема 6. Как человек заботится о природе? На этом занятии происходит формирование у учащихся с нарушением интеллекта  представления о природоохранной деятельности человека, создании заповедников и заказников.

Тема 7. Что делать с мусором? На этом занятии происходит учащиеся с нарушением интеллекта  узнают о возможности сортировки мусора и его вторичной переработки.

Основные формы и методы работы:

Специально организованные занятия в группе продленного дня.

Наблюдения за последствиями неблагоприятного воздействия человека на природу: остатками «костровищ» и выгоревшими участками травяного покрова; задымленным горизонтом; оставленным мусором; разрытыми траншеями с поврежденными корнями деревьев и кустарников; обломанными ветками деревьев и т.д.

Демонстрация педагогом эколого-осознанного отношения к природе: во время прогулок, занятий на «экологической тропе» и в «уголке нетронутой природы» педагог демонстрирует соблюдение правил поведения, проводя профилактику негативного обращения учащихся с объектами природы. Например: «У нас остался мусор. Мы не будем его здесь бросать, соберем в пакет и выбросим в урну», «Ребята, у птиц сейчас период гнездования. Я буду говорить тише. И вы тоже постарайтесь не шуметь».

Практическая природоохранная деятельность: устранение последствий негативного влияния человека на природу: уборка мусора; изготовление и развешивание «разрешающих» и «запрещающих» знаков на территории школы, ближайшего парка; участие в конкурсе поделок из бросового материала.

Обсуждение экологических ситуаций: «Почему не заросла «рана» от костра?», «Чем помочь березке?», «Зачем нужны мухоморы?», «Как хорошо отдохнуть и природе не навредить?» и др.;

Экологические беседы: «Земля — наш общий дом. Он должен быть чистым и красивым», «О культуре поведения в природе», «Зачем губить ландыши?», и др.

Опыты: какая «рана от костра» быстрее заживет: та, которую природа сама лечит, или та, которую помогают лечить люди?

Чтение и иллюстрирование экологических рассказов и сказок: «Жалейкин» (по Н. Сладкову); «Все друг другу мы нужны» (по Г.А. Фадеевой).

Дидактические игры: «Это - можно, а это - нельзя», «Что означают эти знаки?», «Приходи в гости», игровые обучающие ситуации: «Требуется срочная помощь» (в данной ситуации доктор Айболит с помощью ребят назначает лечение выжженной земле или сломанному дереву); «Как Незнайка в гости ходил» (в данной ситуации школьники рассказывают игровому персонажу, как нужно вести себя в природе); «Помогите убрать мусор» (в данной ситуации учащиеся рассказывают Незнайке, как можно утилизировать различные бытовые отходы - остатки еды, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стекло, использованные батарейки, обломки металлической машинки).

III направление (эколого-здоровьесберегающее): «С природой дружить - здоровыми быть!»

Основным содержанием работы с детьми является формирование представлений о человеке как объекте окружающей природы, влиянии неблагоприятных экологических факторов на здоровье и условиях, необходимых для профилактики заболеваний.

Тема 1. Безопасен ли наш дом для здоровья? На этом занятии происходит знакомство учащихся  с нарушениями интеллекта с понятием «безопасный дом», формирование у них элементарные представления о неблагоприятном воздействии на здоровье человека пыли, шума, электроприборов и др. Детям доступным языком рассказывали о том, что некоторые материалы и мебель, особенно новые, могут выделять вредные для здоровья вещества, которые вызывают болезни; что постоянно работающие электроприборы, особенно в тесном помещении, также вредны для здоровья; знакомились с основными составляющими «безопасного» с точки зрения экологии жилья — немного мебели, обязательное присутствие комнатных растений, необходимость влажной уборки и проветривания; уменьшение времени работы телевизора и компьютера.

Тема 2. Самое лучшее место для прогулки. На этом занятии у детей с нарушениями интеллекта формируются, представления о влиянии загрязненного воздуха, воды, шума на здоровье человека. Ребят учат грамотно выбирать места для прогулки: подальше от оживленных дорог, где больше зелени, меньше шума. Детям рассказывают о необходимости употребления только кипяченой или бутилированной воды для питья; о купании только в разрешенных местах.

Тема 3. Полезные для здоровья продукты. На этом занятии мы у школьников с нарушениями интеллекта формируются первоначальные представления о рациональном питании: о разнообразии продуктов питания: о необходимости употребления овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов; о пользе употребления продуктов, способных выводить вредные вещества из организма (капуста, кабачки, патиссоны); об ограничении употребления сладостей, газированной воды, жирной пищи, копченых продуктов. Рассказывается о недопустимости употребления продуктов с истекшим сроком годности, даже если на вид они кажутся хорошими и свежими; о необходимости пить достаточное количество жидкости; о вреде слишком соленой, слишком горячей или очень холодной пищи.

Тема 4. Зеленые фильтры. На этом занятии  у учащихся с нарушениями интеллекта  формируются представления о пользе комнатных растений для освежения и очистки воздуха в помещении; о роли растений в сохранении здоровья человека в большом городе (защита от шума, пыли, палящего солнца, положительное эмоциональное воздействие цветников).

Тема 5. Солнце, воздух и вода - наши верные друзья. На этом занятии у младших школьников с нарушениями интеллекта формируются представления о значении природных факторов для здоровья человека. Школьников знакомят с мероприятиями по закаливанию организма — обливаниями и влажными обтираниями, необходимостью прогулок на свежем воздухе. Также формируют знанияо пользе и вреде солнечного излучения; о том, что около реки или ручья, особенно после дождя, образуются полезные частицы (ионы), которые полезны для здоровья.

Тема 6. Зелёная аптека. На этом занятии учащихся с нарушениями интеллекта обзорно знакомят с «уголком лекарственных растений», в котором представлены чистотел, календула, подорожник, мать-и- мачеха, мята, ромашка; дети узнают лишь о некоторых лекарственных свойствах этих растений; о правилах сбора (собирать только нужные части растения, в определенное время, часть растений нужно обязательно оставлять в природе). Детям разъясняют, что осуществлять сбор лекарственных растений можно только совместно со взрослыми (педагогами, родителями).

Основные формы и методы работы:

Специально организованные занятия в группе продленного дня, на уроках развития речи и классных часах.

Цикл наблюдений за лекарственными растениями по следующему

плану:

  1. Какие растения растут в «уголке лекарственных растений»?
  2. Какие изменения происходят с лекарственными растениями?
  3. Какие условия необходимы им для жизни?
  4. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
  5. Какими лекарственными свойствами обладают?
  6. Каковы правила их сбора?

Демонстрация педагогом эколого-осознанного отношения к лекарственным растениям: во время прогулок, педагог демонстрирует учащимся 4-го класса с нарушениями интеллекта необходимость бережного отношения к лекарственным растениям, напоминает о правилах их сбора; ребята учатся замечать красоту и хрупкость лекарственных растений, бережно относится к ним.

Опыты: запись и последующее прослушивание разных источников шума (оживленной улицы, сквера, леса), их сравнение.

Дидактические игры. «Выбери место для прогулки», «Полезные и вредные продукты», «Что купить в магазине?», «Построй безопасный дом».

Игровые обучающие ситуации: «Почему у Кати болит голова?» (в этой ситуации доктор Айболит рассказывает ребятам, как сделать свой дом безопасным для здоровья); «Незнайка и компьютер» (в этой ситуации ребята объясняют Незнайке, почему нельзя весь день проводить за компьютером или телевизором); «Как перестать болеть?» (в этой ситуации школьники рассказывают сказочному персонажу о мероприятиях по закаливанию организма).

Экологические беседы: «Растения - наши друзья», «В природу за здоровьем», «Чем лечить простуду?», «Как бы нам не заболеть... О профилактике простудных заболеваний».

Практическая природоохранная деятельность: уход за растениями фитоогорода; мероприятия по озеленению помещений школы; составление «зеленой аптечки» из лекарственных растений, выращенных на фитоогороде; участие в оформлении информационного стенда «С природой дружить - здоровыми быть!».

Экологические сказки: «Домашний садик», «Душистая мята», «Подорожник», «Ромашка аптечная», «Зверобой — семибратская кровь», «Валериана» (по А. Лопатиной, М. Скребцовой).

Досуг: конкурс «Знатоки природы» помогал учащимся закрепить полученные знания о лекарственных растениях.


Список художественной литературы экологической тематики, рекомендованный для внеклассного чтения учащихся младших  классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида

1. Авдеева H.H. Кто живет в воде (море, океан) : учебное наглядное пособие по экологическому воспитанию дошкольников / H.H. Авдеева. -Ярославль : Акад. развития, 2003. — 24 с.

2. Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова. - М.: МНЭПУ, 1995.- 164 с.

3. Борисенко М.Г. Домашние птицы: от 2 до 7 лет / М.Г. Борисенко. — СПб. : Паритет, 2005 (ГИПК Лениздат). - 28 с.

4. Борисенко М.Г. Животные наших лесов: от 2 до 7 лет / М.Г. Борисенко. - СПб. : Паритет, 2005. - 30 с.

5. Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе : книга для детей 56 лет / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2005. - 143 с.

6. Громова O.E. Стихи о временах года и игры : дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / O.E. Громова, Г.Н. Соломатина, H Л. Савинова. - М. : Сфера, 2004. - 109 с.

7. Еремеев C.B. Азбука птиц : [для чтения взрослыми детям] / C.B. Еремеев. - Екатеринбург : ООО ИД "Восток". - 10 с.

8. Зенина Т.Н. Экологические праздники для старших дошкольников : учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М. : Пед. о-во России, 2006. - 127 с.

9. Лопатина A.A. Сказы матушки земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / A.A. Лопатина. - М. : Амрита- Русь, 2007. - 252 с.

10. РыжоваH.A. Не просто сказки... Экологические рассказы, сказки и праздники / H.A. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 192 с.

11. Стихи и рассказы о природе : для чтения родителями детям / под ред. Е.А. Бакановой. - М. : Дрофа-Плюс, 2006. - 318 с.

12. Тюняев A.A. Фрукты, ягоды, грибы : [для чтения взрослыми детям] / A.A. Тюняев. - М. : Ин, 2005. - 12 с.

13.  Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье : методическое пособие / Т.А. Шорыгина. -М. : Творческий центр "Сфера", 2004. - 57 с.

14. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они?: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2006. - 63 с. .

15. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : Изд-во Гном и Д, 2004. -64 с.

16. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. — М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2003.-71 с.

17. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки : экология для малышей / Т.А. Шорыгина. - М. : Книголюб, 2005. - 99 с.

18. Шорыгина Т.А. Злаки. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей - / Т.А. Шорыгина. - М. : Изд-во Гном и Д, 2003. - 47 с.

19. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? : путешествие в мир природы : развитие речи : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.

20. Шорыгина Т.А. Кустарники. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2004-63 с.

21. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2005. - 47 с.

22. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2005. - 72 с.

23. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2005. - 63 с.

24. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2003. - 61 с.

25. Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? : книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : ГНОМ и Д, 2005. - 56 с.

26. Шпотова Т.В. Времена года : пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста / Т.В. Шпотова. - М. : Просвещение, 2006. - 159 с.

стихотворений, рассказов и сказок экологического и природоведческого характера для учащихся 4-го класса

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Мухомор

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Человек и природа

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа - наша мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Удержаться он не смог,

Это был его порок.

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

Не губи живое

Федя бабочку поймал

И божию коровку,

Отпускать он их не стал

И посадил в коробку.

Пришёл домой, про них забыл.

У Феди игр тыщи.

Попробовал бы сам - пожил

Год без воды и пищи.

Откуда взрослые на свете?

Они растут из малышей.

Скорее исправляйтесь, дети -

Остаться злым всего страшней.

Слышишь выстрелы в лесу?

Целый день стреляет.

Из ружья убил лису,

А зачем - не знает.

И палит во всех подряд

Федя, тот же самый.

А у маленьких лисят

Нету больше мамы.

Есть, увы, среди детей

И плохие тоже,

Им совсем не жаль зверей.

Будем с ними строже!

Сделай домик для скворца,

Подлечи котёнка.

А зимой в большой мороз

Накорми бельчонка.

Наша планета

Есть одна планета-сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо.

 Береги свою планету –

 Ведь другой, похожей, нету!

 (Я. Аким)

Про рыбалку

Мы ходили на рыбалку,

 Рыбок удили в пруду.

 Витя выловил мочалку,

 А Егор – сковороду.

 Коля – корку мандаринки,

 Саша – старые ботинки,

 А Сабина и Сосо –

 От машины колесо.

 Мне попались две подмётки,

 Боре – банка от селёдки,

 А Серёжка на крючок

 Пакли выудил клочок.

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

 Быстро наши города превратятся в свалки.

 Если мусорить сейчас, то довольно скоро

 Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

 Пострашней произойдут беды на планете…

 Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

 Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

от тогда не полетят в Новый год снежинки,

 А посыплются как град старые ботинки.

 А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

 На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

 

Лес – наш друг!

И не сразу, и не вдруг,

 Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

 Нет без ЛЕСА кислорода,

 Сникнет сразу вся природа,

 Без него дышать не сможем

 И никто нам не поможет.

 Сдуют ветры урожай

 И тогда – прости, прощай!

 Обмелеют наши реки,

 Высохнут они навеки,

 Заболеют все зверушки

 Вплоть до маленькой норушки.

 Нет без ЛЕСА нам лекарств,

 На столах не будет яств.

 Пропадёт тогда планета,

 Горько мне писать всё это.

 А поэтому, друзья,

 Призываю всех вас я:

 Каждый кустик берегите,

 Без нужды костры не жгите,

 Цените каждую травинку

 И на листике дождинку.

 Сбережём ЛЕС от огня

 Для тебя и для меня.

 Красота живая – ЛЕС,

 Пусть растет он до небес!

 (Н. Филимоненко)

Липка

Я густой, кудрявой

 Вырасту на славу, –

 Примечай меня!

 Я медовым цветом

 Расцветаю летом, –

 Береги меня!

 А в денек горячий

 В тень от солнца спрячу, –

 Поливай меня!

 Ливень льет порою,

 Я от ливня скрою, –

 Не ломай меня!

 Хорошо обоим

 Нам расти с тобою, –

 Полюби меня!

 В свет широкий выйдешь,

 Всю страну увидишь, –

 Не забудь меня!

 (П. Воронько)

Люблю птиц

Я, ребята, птиц люблю.

 Никогда их не ловлю

 Ни ловушками,

 Ни в сети.

 Не держу их дома в клетке.

 Никогда гнезда не трону.

 

Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:

 Свиристелей и синиц,

 Воробьев и снегирей.

 Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегда

 Зерна, семечки, вода,

 Знали, что их любят, ждут,

 И всегда приют найдут.

 Воробьишка прилетал,

 Снег немножко притоптал.

 Перья распушил слегка,

 Знать, искал он червяка.

 Но под снегом гололед,

 Корма здесь он не найдет.

 На деревьях не красно,

 Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,

 Где найти ему обед?

 Вот летят гурьбою птицы

 В город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорей

 Наших маленьких друзей!

 Все пернатые важны,

 Помогать мы им должны.

 (Г. Рукосуева)

Что ты тискаешь утёнка?

Что ты тискаешь утенка?

 Он малыш, а ты — большой.

 Ишь, задравши головенку,

 Рвется прочь он всей душой…

 Ты представь такую штуку, —

 Если б толстый бегемот

 Захотел с тобой от скуки

 Поиграть бы в свой черед?

 Взял тебя бы крепко в лапу,

 Языком бы стал лизать,

 Ух, как стал бы звать ты папу,

 И брыкаться, и кричать!..

 Ты снеси утенка к утке,

 Пусть идет купаться в пруд,—

 Лапы мальчика не шутка,

 Чуть притиснешь — и капут.

 (Саша Чёрный)

На городском субботнике

 На городском субботнике

 Отличные работники.

 Прибрать сегодня город

 Пришли и стар и молод.

Благодарность

 Однажды на дачный порожек

 Зашёл любознательный ёжик.

 Навстречу ему потянулась рука,

 Другая рука налила молока.

 Крошили печенье в глубокое блюдце

 И ёж, уходя, обещал им вернуться.

 А вечером думал, гуляя в лесу:

 – Я завтра рукам червяков принесу.

 (Ю. Симбирская)

Мы экологами стали

 Нам значки сегодня дали,

 Мы экологами стали!

 Мы в любую непогоду

 Охранять хотим природу.

 Чтоб цвели сады и скверы,

 Чтобы всем нам лучше стать,

 Мы хорошие манеры

 Будем младшим прививать.

 Чтоб деревья и цветы

 Город украшали,

 Чтобы этой красоты

 Люди не ломали.

Живой Букварь

Нас в любое время года

 Учит мудрая природа:

 Птицы учат пению.

 Паучок терпению.

 Пчелы в поле и в саду

 Обучают нас труду.

 И к тому же в их труде

 Все по справедливости.

 Отражение в воде

 Учит нас правдивости.

 Учит снег нас чистоте.

А теперь вот видим мы

Леса без птиц, и земли без воды...

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Что нельзя купить?

 Я с утра брожу босой,

 Весь обрызганный росой,

 С птицей, возле тополька,

 Воду пью из родника.

 Где-то дома, у метро,

 Пепси-кола и ситро,

 Карусели, зоосад,

 Всюду вывески висят.

 Если деньги накопить,

 Можно многое купить,

 Дом, одежду и завод,

 Самолёт и пароход.

 Но нельзя купить росу,

 Птичье пение в лесу.

 И не спрятать в кошелёк

 Родничок и тополёк.

 (В. Орлов)

Пусть друзьями станут нам:

Птицы, звери, дети,

И тогда увидишь сам -

Хорошо на свете!

Глобус

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Целый день в пруду упрямо

 Рыбу мы удили зря.

 Много выудили хлама,

 И ни разу – пескаря.

 Должен знать и помнить каждый:

 Если мусор сыпать в пруд,

 То в таком пруду однажды

 Рыбы попросту помрут.

 (А. Ерошин)

Пришла беда

Под высокою сосной,

 Защищая лес родной,

 Муравейник жил без бед

 Двадцать зим и двадцать лет.

 А потом пришла беда:

 Ни потоп, ни холода,

 Ни лесной пожар, ни свалка.

 А пришёл… Кирюша с палкой.

 (А. Сметанин)

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

 И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

 Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

 (А. Усачёв)

Недалекое будущее

Человек идет скучает

 В одиночестве в лесу,

 По дороге не встречает

 Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер,

 Уток нету в камышах…

 Вместо птиц китайский плеер

 Заливается в ушах.

 Не цветет в траве фиалка.

 Рыбы нет в глубинах рек.

 Слева – свалка, справа – свалка,

 Посредине – человек.

 Что стоишь – глядишь уныло?

 Раньше думать надо было!

 (А. Игнатова)

Благодарность

Приехала как-то семья на пикник –

 В реке поплескаться, пожарить шашлык.

 Лес встретил их щедро, как добрых друзей:

 Малиной попотчевал, пел соловей.

 И как благодарность, на месте стоянки…

 Остались пакеты, бутылки и банки.

 Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.

 Ему бы за вредность давать молоко!

 (А. Сметанин )

Кормилец

Я единственный кормилец

 Всех ворон и голубей,

 Ждёт мой крошечный гостинец

 Каждый крошка-воробей.

 Только выйду на крыльцо,

 Узнают меня в лицо,

 И гурьбой с окрестных крыш:

 – Чем, родимый, угостишь?

 (А. Орлова)

Ни сороки,

 Ни вороны,

 Ни скворца,

 Ни воробья

 Не обидел в жизни я!

 (Г. Ладонщиков)

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, —

 И не страшна

 Будет им зима.

 Сколько гибнет их — не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.

 (А. Яшин)

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора

 До большого тёмного бора

 И от озера до пруда –

 Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

 И котёнок Васька небось?

 Даже муха – вот это да! –

 Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

 И в пруду отраженья крыш,

 Рвать чернику люблю в лесу,

 Барсука люблю и лису…

 Я люблю тебя навсегда,

 Окружающая среда!

 (Л. Фадеева)

Лети!

Хорошо в непроглядную вьюгу

 Приютить чуть живую пичугу,

 А весной, переждав непогоду,

 Отпустить её в лес – на свободу.

 (Ю. Могутин)

Собрались пенсионеры

 Чистить улицы и скверы.

 – Вам помощники нужны?

 Предложения слышны.

 Это вышел третий класс

 На уборку в первый раз.

 Только слышится: – Давай!

 На работу налетай!

 Кто-то мусор собирает,

 Кто-то деревца сажает,

 Кто-то в клумбах копошится,

 Всюду радостные лица.

 На городском субботнике

 Все дворники, все плотики.

 Даже беспокойный мэр

 Помогать пришёл в наш сквер.

 Никто ни с кем не ссорится,

 У всех работа спорится.

 Третий класс решил на «пять»

 Город к празднику прибрать.

 (Н. Анишина)

Со своих дворов начнём,

 Мусор быстро соберём.

 Стёкла битые кругом,

 Не походишь босиком.

Грабли, вёдра и лопаты

 Разобрали все ребята.

 Навалились на дела,

 И работа в ход пошла.

 Клумбы новые разбили,

 Маргаритки посадили.

 Чтоб деревья не грустили,

 Их водою напоили.

 Тут же к нам со всех концов

 Прилетело сто скворцов.

 Ищут корм своим птенцам

 И разносят по домам.

 Мы трудились, мы старались,

 Превратили двор в оазис.

 От работы так устали,

 Что «зелёными» все стали!

 (Н. Анишина)

Солнце учит доброте:

 Каждый день, зимой и летом,

 Дарит нас теплом и светом.

 И взамен ни у кого

 Не попросит ничего!

 У природы круглый год

 Обучаться нужно.

 Нас деревья всех пород,

 Весь большой лесной народ

 Учат крепкой дружбе.

 (В. Орлов)

                           

                       Примеры экологических рассказов

                                      Кормушка (по В. Д. Купрову)

Серёжа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Серёжа стал вывешивать кусочки сала для синички.

Вопросы для разъяснительной беседы:

  1. Каким представляется вам Серёжа?
  2. Что в нём вызывает симпатию?
  3. Как бы поступили вы и почему?
  1. Какую пользу приносят птицы?

Сурка (по С. Аксакову)

В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он стал лакать молоко. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил мальчика и его маму.

Вопросы для разъяснительной беседы:

  1. Почему щенок привязался к мальчику и его матери?
  2. В чём проявилась их забота о нём?
  1. Как бы поступили вы, если увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котёнка?

Птичка (по Л. Толстому)

Поймал Серёжа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окну и ударился о стекло. Поднял Серёжа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Серёжа перестал ловить птиц.

Вопросы для разъяснительной беседы: 

1. Почему Серёжа больше никогда не ловил птиц?

  1. Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?
  1. В чём был виноват Серёжа?

Жалейкин (по Н. Сладкову)

Жалейкин - мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, всё исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костёр не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

— Вот неряхи! — вскричал Жалейкин, — Как им не жалко портить такой бережок! Придётся навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд ребята купаться и порезали о склянки ноги. Стали рыбу ловить - порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязи и мусора стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько стало сразу вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не

порть!

Вопросы для разъяснительной беседы:

  1. Что не понравилось Жалейкину в поведении туристов?
  2. Как Жалейкин навёл порядок на берегу? К чему это привело?
  3. Какова главная мысль рассказа, и какими словами она выражена?
  4. Как нужно было поступить Жалейкину, чтобы вокруг было меньше недовольных?
  1. Как бы поступили вы на месте Жалейкина?

Андрейкин тополёк (по М. Басиной)

Осенью у дома рабочие посадили молодые тополя. Прошла зима. Весной топольки покрылись молодыми листочками. Только Андрейкин тополёк был очень слабый. Андрей и Наташа стали помогать деревцу. Ребята каждый вечер тащили на улицу ведро воды и поливали деревце. Скоро у тополька зазеленели листочки. Ожило дерево! Летом оно стало зелёным и весёлым.

Вопросы для разъяснительной беседы:

  1. Почему Андрейка и Наташа стали помогать деревцу?
  2. Как они это делали?
  3. Хороший ли это поступок - спасти дерево от гибели?
  1. Помогали ли вы сами когда-нибудь растениям или животным?

                     Примеры экологических сказок

Как Гусейн с Зимой дружил (по А. Самедову)

С каждым днем становилось все холоднее. Но это не беспокоило Гусейна: за лето он заготовил и дрова, и сено для своей коровы, собрал хороший урожай зерна, овощей и фруктов.

В один прекрасный день в окошко к нему постучалась Зима. Гусейн встретил гостью приветливо. В дом пригласил, усадил на самое почетное место, угостил на славу. Поела, попила гостья, и отдыхать на крыше устроилась. Долго отдыхала. А когда начало пригревать солнышко, в дорогу засобиралась. Гусейн провожать ее вышел.

  • Ты меня принял, как уважаемую гостью, — сказала Зима на прощание. — Как же отблагодарить тебя?
  • Друг всегда желает добра своему другу, — ответил Гусейн.
  • Это верно, — согласилась Зима. И подумав, предложила: — Знаешь, в следующий раз я тебе о своем приходе заранее сообщу, чтобы холод тебя врасплох не застал.

Поблагодарил Гусейн гостью, и отправилась она в дальние края, на

Север.

С ее уходом совсем тепло стало. Деревья расцвели, запели птицы, трава на лугу разрослась. Соседи Гусейна взяли косы, и сено косить оправились. Потом хлеба поспели - все на жатву ушли. Потом молотьба началась, заготовка дров... Люди трудились, не покладая рук. Один Гусейн ничего не делал.

  • А куда мне спешить? — Лениво отмахивался он от соседей, когда те на поля или в лес по дрова звали.— Успею. Мне Зима пока знака не подавала.

Шли дни. Вот уже и птицы на юг засобирались, листья на деревьях пожелтели, осыпаться стали, а Гусейн и в ус не дует, сидит себе чаи распивает.

И вот как-то утром проснулся он, выглянул в окно, а на дворе белым- бело. Протер глаза: нет, не показалось - у порога Зима стоит и улыбается: принимай, дескать, гостью.

Делать нечего, приглашает Гусейн Зиму в дом. Чем же угощать ее? Пошел он в хлев, чтобы молока надоить, а корова его, похудевшая, замерзшая, на него смотрит, вздыхает тяжело, словно укоряет: «А ты сено принес мне, накормил? Я же изголодалась. Откуда молоку взяться?»

Схватил Гусейн косу, на луг побежал, а там белым-бело от снега. Вернулся домой, огонь разжечь собрался, чтобы хоть чаем гостью напоить, а дров-то и нет. Взят Гусейн топор, в лес поспешил. Набрал кое-как тощую охапку хвороста, по глубокому снегу еле до двора доволок. «Хоть похлебку из муки сварю», - думает. Зашел в амбар, а мешки там пустые лежат - ни зерна, ни муки.

Ни с чем вернулся Гусейн в дом.

  • Что же ты не предупредила меня, неожиданно явилась? — упрекает гостью.

А зима улыбнулась ледяной улыбкой и говорит:

— Зря ты меня упрекаешь. Я-то свое обещание выполнила: сперва с деревьев листья сорвала, потом птиц в теплые края угнала, горные вершины снегом покрыла. Разве мало тебе этих предупреждений?

Смутился Гусейн, голову опустил. Понял он, что сам во всем виноват. Да только поздно понял.

Подснежник (по Г.А. Фадеевой)

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно- чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал...

Вопросы для разъяснительной беседы:

  1. Можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком?
  2. Почему лось заплакал?
  3. Мог ли Вова остановить своих друзей?

3. Как бы вы поступили, если бы в лесу увидели такие же красивые

цветы?

Рекомендуемые видеофильмы о животных

для учащихся  младших классов

Ребятам о зверятах – Бегемоты

http://www.youtube.com/watch?v=5DPCzdvueuc

        

Ребятам о зверятах – Лев.  

http://www.youtube.com/watch?v=BdT8iL0-m2s

Ребятам о зверятах – Белый медведь

http://www.youtube.com/watch?v=rEJoR4EpZOQ

Ребятам о зверятах – Сурикаты и скорпионы  http://www.youtube.com/watch?v=cuAb5Y5riaU

Ребятам о зверятах - Гепарды

http://www.youtube.com/watch?v=rGZFfkmbLyI

Ребятам о зверятах - Жирафы

http://www.youtube.com/watch?v=--4Mc02yBbY

Ребятам о зверятах – Зеленая Игуана

http://www.youtube.com/watch?v=0y-1zQR-Z4s

Ребятам о зверятах - Слоны

http://www.youtube.com/watch?v=uFHfCoQrVEs

Ребятам о зверятах - Лангуры

http://www.youtube.com/watch?v=5Rx23S_0Vvg

Ребятам о зверятах - Бобры

http://www.youtube.com/watch?v=JpbvjGVwL5Q

Ребятам о зверятах - Капибара

http://www.youtube.com/watch?v=I9fRPJZnxCA

Ребятам о зверятах – Динго собака

http://www.youtube.com/watch?v=uhUuuNWnFRc

Ребятам о зверятах – Африканские страусы

http://www.youtube.com/watch?v=PDXlHBymKvU

Ребятам о зверятах – Северный морской слон

http://www.youtube.com/watch?v=lL17rE3NcHw

Ребятам о зверятах – Северный олень Карибу

http://www.youtube.com/watch?v=fdFN0btmDqM

Подборка дидактических игр экологического содержания

1. Игры на формирование знаний и представлений об объектах окружающего мира, умений их классифицировать.

Цель этого блока игр: упражнять детей с умственной отсталостью в классификации объектов окружающего мира, учить их обобщать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, подводить к пониманию природных взаимосвязей, важности и необходимости любого живого организма.

"Природный мир бывает разный "

Оборудование: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить разделить картинки с изображением живой и неживой природы. Ребенок должен объяснить свой выбор. Например: река относится к неживой природе, а лиса живая - она ест, бегает, растет, у нее могут быть детеныши.

"Мир вокруг нас"

Оборудование: графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и зеленую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: Учитель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что зеленая часть - природный мир, белая - рукотворный (созданный руками человека).

Дети должны правильно распределить картинки и объяснить свой выбор. Например: дерево — в зеленую часть, это природный мир. Компьютер — в белую, это не природный предмет.

Если дети справляются с заданием, то проводится усложненный вариант "Все перепуталось": дети закрывают глаза, учитель перемешивает

картинки по секторам. Затем учащиеся должны найти несоответствия и снова правильно разложить картинки.

"Я знаю"

Материал: мяч.

Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю названия птиц, зверей, деревьев, кустарников и т.д. Второй вариант: учитель бросает ребёнку мяч и называет обобщающее слово - "Цветы". Ребёнок ловит мяч и называет те цветы (одно или несколько названий), которые знает.

"Рыбы — птицы - звери "

Оборудование: любая мягкая игрушка.

Ход игры: учитель передает ребенку игрушку и произносит слово "птица". Ребенок, взяв игрушку, должен назвать любую птицу, например, "галка", и затем вернуть игрушку ведущему.

"Цепочка"

Материал: мягкая игрушка, картинки объектов природы.

Ход игры: учитель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает ребенку игрушку. Тот называет любой признак данного объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков.

"Такой листок, лети ко мне"

Оборудование: опавшие листья различных деревьев (или вырезанные из цветной бумаги).

Ход игры: детям раздаются листья (по одному). Учитель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне".

Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем прикрепить его на магнитную доску, на которой есть изображения этих деревьев.

"Хорошо - плохо "

Ход игры: учитель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение — рассматривать данное явление или объект с позиции другого живого существа (например, дождь - полезен ли для цветка, лягушки, рыбы, кошки и т.д.).

Что не так?

Место: территория вокруг школы. Материалы и оборудование: нитки.

Ход игры. Учитель заранее проходит по маршруту и намеренно делает "ошибки", например, прикрепляет желуди к веткам березы, привязывает ветку дуба к осине. Затем этим маршрутом идут дети. Учитель предлагает им внимательно осмотреться и найти "ошибки". Выигрывает тот, кто больше заметит ошибок.

"Экологическое лото "

Оборудование: большие карточки с изображением разных мест произрастания растений (поле, лес, сад, огород), маленькие карточки с изображениями растений. Аналог - карточки с животными и средой их обитания.

Ход игры: учитель показывает картинку с изображением растения (животного), а ребенок должен определить, где оно произрастает (обитает), и "поселить" у себя на нужной карточке.

Усложнение (для 3-4 классов) - вместо картинок с изображениями растений (животных) предлагаются карточки с их названиями.

"Один — хорошо, много - плохо.

Ход игры: взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полезными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств - плохо. Пример: апельсин - полезный фрукт, содержит много витаминов. Но если съешь много апельсинов - может начаться аллергия.

" Экологический светофор "

Оборудование: у каждого ребенка - сигнальный круг с цветными секторами (красным, желтым, зеленым).

Ход игры: ведущий просит детей оценить экологическую ситуацию: что можно делать (зеленый цвет), чего делать нельзя (красный цвет), в каких случаях надо проявить внимательность и осторожность (желтый цвет).

Например, в ситуации "Что будет, если в речку капнуть одну капельку бензина?» учащиеся должны показать сектор желтого цвета, оценивая ситуацию «Встретив в лесу змею, ребята осторожно ее обошли, не приближаясь», показать сектор зеленого цвета и т.д.

Примечание: важно обсудить с детьми правильность выбора цвета в каждой конкретной ситуации.

"Берегите природу "

Оборудование: игровое поле (см. рисунок), картинки (сектора) со схемами.

Ход игры: учитель показывает детям круг, разделенный на сектора - "квартиры". И предлагает в каждую "квартиру" заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы), человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее учитель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т.д. (рассуждения должны доходить до человека). Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу: все в природе взаимосвязано, человек должен бережно относиться к окружающему миру.

«Выбери место для прогулки»

Оборудование: набор сюжетных картинок городских пейзажей (школьный двор, оживленная улица, парк, сквер и т.д.)

Ход игры: учитель просит ребят выбрать самые лучшие места для прогулки. Выбор каждой картинки обсуждается с детьми.

«Что полезно для здоровья?»

Оборудование: набор муляжей продуктов питания (или предметных картинок).

Ход игры: учитель просит детей «купить в магазине» самые полезные продукты. Отобранные карточки (муляжи) складываются в корзину. Затем выбор продуктов коллективно обсуждается.

«Дом, безопасный для здоровья»

Оборудование: фотографии (или вырезанные из журналов иллюстрации) различных помещений.

Ход игры: учитель просит детей помочь сказочному персонажу выбрать самый безопасный для здоровья дом. Учащиеся с помощью педагога, задающего наводящие вопросы, должны объяснить свой выбор, например: «В этом доме просторно, много цветов, мало мебели, большие окна и т.д.».

2. Игры на развитие чувственного восприятия Цель этого блока игр:

Развивать восприятие и речь младших школьников с нарушениями интеллекта, формировать у них навыки сенсорного обследования объектов материального мира.

"Мир звуков "

Материал: магнитофонная запись шума моря, леса и т.д.

Ход игры: предложить детям послушать запись и рассказать о том, что они услышали (журчание воды, шум ветра, пение птиц, шелест листьев и т.д.).

Усложнение: определить место, где можно услышать эти звуки (лес, парк, улица и др.), вычленить звуки живой и неживой природы.

"Узнай по запаху

Материал: предметы с ярко выраженным запахом (парфюмерия, пряности, овощи, фрукты и т.д.), шарфик или платок из непрозрачной ткани.

Ход игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Далее он должен положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное".

"Чудесный мешочек"

Материал: мешочек из непрозрачного материала, мелкие муляжи фруктов, овощей, ягод, или фигурки животных (до 10 шт.).

Ход игры: на ощупь, не заглядывая в мешочек. Определить, что там спрятано, описать свои тактильные ощущения.

"Какой овощ, фрукт ты съел "

Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей. Ход игры: ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем его угостили.

Усложнение: определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный и пр.), назвать другие продукты, похожие по вкусу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида".

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида"....

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...