ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку по теме

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одной из важнейших задач, стоящих перед  преподавателями сегодня является улучшение экологического воспитания студентов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mileshina.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

   Л.И. Милешина

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одной из важнейших задач, стоящих перед  преподавателями сегодня является улучшение экологического воспитания студентов. Необходимо развивать у студентов чувство прекрасного, формировать их экологическую культуру, умение ценить и понимать красоту и богатство природы, воспитывать бережное отношение к ней. Изучая культуру англоязычных стран на уроках иностранного языка, студенты знакомятся с позитивным опытом сохранения и защиты природных богатств и положительными экологическими установками носителей языка. ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу – экологическое  образование подрастающего поколения. Цель экологического образования (воспитания, обучения и развития) -  формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, «только общество  способное установить гармоничное сочетание…может устранить отравление воздуха, воды и почвы.  В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры как составляющая общей культуры человека. В настоящее время важным направлением в системе образования является учебно-исследовательская деятельность. [3,45]

Целью своей деятельности считаю  подготовить студентов к тому, чтобы они не только были способны жить в нашем меняющемся мире, но и построить свое будущее без угрозы для подрастающих  поколений и планеты, т.е. содействовать устойчивости развития. Устойчивое развитие невозможно без общения. « Все актуальные проблемы общества незамедлительно находят свое отражение в языковом материале», в том числе  отношение человека к  себе и к  окружающей среде, Иностранный язык учит общению средствами нового для учащихся языка. С одной стороны, отбор тем и ситуаций общения происходит на основе анализа типичных жизненных ситуаций, в которых человеку требуется совершить речевой поступок. С другой стороны, в процессе учебного общения можно подсказывать студентам темы для обсуждения, прогнозировать и моделировать жизненно значимые ситуации, которые требуют самостоятельности мышления, ориентированы на принятие определенных решений, на достижение результата в процессе речевой деятельности.

 Сформировать у учащихся бережное отношение к природе может педагог, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира, и «пытается помочь студента осознать ему его собственные возможности, войти  в мир культуры, найти свой путь в быстро меняющемся мире.

Моя педагогическая деятельность нацелена на  активное формирование эко культуры.  Чтобы данный процесс проходил успешно, и студенты не чувствовали перегрузок, своей главной задачей я поставила  формирование экологической культуры   «через процесс решения учебно-познавательных проблем на основе творческого диалога, в котором учащийся выступает как полноправный субъект» образования  устойчивого развития. В зависимости от роли, которую студенты выполняют в ходе общения на уроке (отдыхающий, учитель, эколог, турист, пассажир, родители и их дети и т. д.),  студенты  занимают  разные  социальные позиции, отстаиваемые собеседниками. Происходит это через  погружение в экологическую культуру  и взаимоотношения с окружающим миром, способствуя  трансформации общественного сознания, развитию экологического сегмента сознания, экологического мировоззрения, экологических ценностных установок, перерастающих в убеждения, которые должны становиться стилем жизни учащихся. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение учащихся по отношению к природе родного края

На уроках английского языка с экологической тематикой я включаю беседы, не дающие  рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводящие  их к собственным выводам и заключениям;  ситуации.  При выполнении практического задания учащийся не ограничивается в выборе выразительных средств. Это может быть, карандаши, краски, пластилин, бумага, движение. Работы выполняются:

 -графическим изображением (рисунок карандашом, мелком, фломастером,);

- изображение цветное (живопись, аппликация, );

- проект (описание в свободной форме);

 -мини сочинения: « Если я был экологом….»; «Содержи свой город в чистоте» и т.д.

Такие  уроки  способствуют  развитию художественного мышления, наблюдательности, воображения, фантазии, где мы « учимся слышать себя и слышать других, прогнозировать последствия своих действий, делать обоснованный выбор, ориентироваться в море информации, отстаивать свою точку зрения». Каждая тема  таких урока включает в  себя:

Как? Почему? Зачем? (экологические связи)

Мое отношение к объекту (мои чувства, голос, совесть)

Как я поступаю в ситуации выбора?

Творческое решение проблемы.[1,12]

 Стержнем творческой  учебной деятельности в формировании эко культуры  являются интерактивные методы обучения. В этом случае студенты работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания.[3,50] На уроках также уделяю игре, как средству подготовки студентов к решению реальных жизненных ситуаций. Игра помогает  снять психологический барьер, который неизбежно возникает при попытке сформулировать мысль на иностранном языке, преодолеть чувство скованности, путем органичного сочетания речевых и неречевых действий. Например: инсценированные ситуаций и урок в форме игры или практических опытов: «представьте себе, что ваш английский друг член общественного движения «Туризм в защиту мира и природы» и он хочет узнать об экологических проблемах в России». Или встретились две организации – организация Друзья Земли и Гринпис.  Такие уроки     получаются очень интересными, насыщенными учебным материалом. Во время таких уроков в группах не прекращается движение, не бывает  никакой скованности или боязни перед  языковыми трудностями.  Используются  парные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы  используются  лишь тогда, когда каждый из участников имеет достаточную тренировку или хочет выступить по определенной проблеме.   В работе учащиеся руководствуются главными правилами экологической культуры-

«Умей договариваться.

 Не дави на природу. Тогда и она будет  к тебе терпелива.

Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и окружающем мире.

Входя в систему « Вытирай ноги»Экологическая ниша - это чей-то дом.

« Не плюй в чужой колодец!»

«Хозяйствуй, но не властвуй!»

«Помоги –это твой мир!»

 Творческими проекты на примере темы "Спаси город" ( “Save our city”). Среди возможных видов проектной работы по данной теме можно выделить следующие:

-  подготовка и организация экскурсии;

-  проведение интервью и сообщение его результатов;

-  сочинение (индивидуальное);

-  оформление плаката или стенгазеты;

-  разработка викторины;

-  создание лозунгов в защиту окружающей среды;

-  подготовка доклада об актуальных проблемах города.[2,23]

   В заключении хочу сказать, что работа по экологическому образованию и воспитанию студентов очень интересна и важна. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а со   храняя и улучшая.

Так экологический компонент, введенный в предмет, расширяет кругозор студентов, развивает познавательные способности, вызывает любовь к природе, умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышает их экологическую культуру.[3,26]

Литература

1. Бикеева А. С. Экологическая минутка на уроках английского языка// Иностранные языки в школе.-2007.-№5.-60с.

2. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.-2002.-№4.
3.Васильева Н. С. «Формирование экологического сознания»// Иностранные языки в школе. -2010.-№2.- 60с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа имеет исследовательский характер, поможет  в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

Формирование экологического сознания на уроках английского языка

Данная работа содержит в себе обоснование значимости формирования экологического сознания у учащихся на уроках английского языка, а также личный опыт учителя Елизовой Е.М....

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы....