ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку по теме
Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателями сегодня является улучшение экологического воспитания студентов...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.И. Милешина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателями сегодня является улучшение экологического воспитания студентов. Необходимо развивать у студентов чувство прекрасного, формировать их экологическую культуру, умение ценить и понимать красоту и богатство природы, воспитывать бережное отношение к ней. Изучая культуру англоязычных стран на уроках иностранного языка, студенты знакомятся с позитивным опытом сохранения и защиты природных богатств и положительными экологическими установками носителей языка. ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу – экологическое образование подрастающего поколения. Цель экологического образования (воспитания, обучения и развития) - формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, «только общество способное установить гармоничное сочетание…может устранить отравление воздуха, воды и почвы. В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры как составляющая общей культуры человека. В настоящее время важным направлением в системе образования является учебно-исследовательская деятельность. [3,45]
Целью своей деятельности считаю подготовить студентов к тому, чтобы они не только были способны жить в нашем меняющемся мире, но и построить свое будущее без угрозы для подрастающих поколений и планеты, т.е. содействовать устойчивости развития. Устойчивое развитие невозможно без общения. « Все актуальные проблемы общества незамедлительно находят свое отражение в языковом материале», в том числе отношение человека к себе и к окружающей среде, Иностранный язык учит общению средствами нового для учащихся языка. С одной стороны, отбор тем и ситуаций общения происходит на основе анализа типичных жизненных ситуаций, в которых человеку требуется совершить речевой поступок. С другой стороны, в процессе учебного общения можно подсказывать студентам темы для обсуждения, прогнозировать и моделировать жизненно значимые ситуации, которые требуют самостоятельности мышления, ориентированы на принятие определенных решений, на достижение результата в процессе речевой деятельности.
Сформировать у учащихся бережное отношение к природе может педагог, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира, и «пытается помочь студента осознать ему его собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь в быстро меняющемся мире.
Моя педагогическая деятельность нацелена на активное формирование эко культуры. Чтобы данный процесс проходил успешно, и студенты не чувствовали перегрузок, своей главной задачей я поставила формирование экологической культуры «через процесс решения учебно-познавательных проблем на основе творческого диалога, в котором учащийся выступает как полноправный субъект» образования устойчивого развития. В зависимости от роли, которую студенты выполняют в ходе общения на уроке (отдыхающий, учитель, эколог, турист, пассажир, родители и их дети и т. д.), студенты занимают разные социальные позиции, отстаиваемые собеседниками. Происходит это через погружение в экологическую культуру и взаимоотношения с окружающим миром, способствуя трансформации общественного сознания, развитию экологического сегмента сознания, экологического мировоззрения, экологических ценностных установок, перерастающих в убеждения, которые должны становиться стилем жизни учащихся. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение учащихся по отношению к природе родного края
На уроках английского языка с экологической тематикой я включаю беседы, не дающие рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводящие их к собственным выводам и заключениям; ситуации. При выполнении практического задания учащийся не ограничивается в выборе выразительных средств. Это может быть, карандаши, краски, пластилин, бумага, движение. Работы выполняются:
-графическим изображением (рисунок карандашом, мелком, фломастером,);
- изображение цветное (живопись, аппликация, );
- проект (описание в свободной форме);
-мини сочинения: « Если я был экологом….»; «Содержи свой город в чистоте» и т.д.
Такие уроки способствуют развитию художественного мышления, наблюдательности, воображения, фантазии, где мы « учимся слышать себя и слышать других, прогнозировать последствия своих действий, делать обоснованный выбор, ориентироваться в море информации, отстаивать свою точку зрения». Каждая тема таких урока включает в себя:
Как? Почему? Зачем? (экологические связи)
Мое отношение к объекту (мои чувства, голос, совесть)
Как я поступаю в ситуации выбора?
Творческое решение проблемы.[1,12]
Стержнем творческой учебной деятельности в формировании эко культуры являются интерактивные методы обучения. В этом случае студенты работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания.[3,50] На уроках также уделяю игре, как средству подготовки студентов к решению реальных жизненных ситуаций. Игра помогает снять психологический барьер, который неизбежно возникает при попытке сформулировать мысль на иностранном языке, преодолеть чувство скованности, путем органичного сочетания речевых и неречевых действий. Например: инсценированные ситуаций и урок в форме игры или практических опытов: «представьте себе, что ваш английский друг член общественного движения «Туризм в защиту мира и природы» и он хочет узнать об экологических проблемах в России». Или встретились две организации – организация Друзья Земли и Гринпис. Такие уроки получаются очень интересными, насыщенными учебным материалом. Во время таких уроков в группах не прекращается движение, не бывает никакой скованности или боязни перед языковыми трудностями. Используются парные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы используются лишь тогда, когда каждый из участников имеет достаточную тренировку или хочет выступить по определенной проблеме. В работе учащиеся руководствуются главными правилами экологической культуры-
«Умей договариваться.
Не дави на природу. Тогда и она будет к тебе терпелива.
Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и окружающем мире.
Входя в систему « Вытирай ноги»Экологическая ниша - это чей-то дом.
« Не плюй в чужой колодец!»
«Хозяйствуй, но не властвуй!»
«Помоги –это твой мир!»
Творческими проекты на примере темы "Спаси город" ( “Save our city”). Среди возможных видов проектной работы по данной теме можно выделить следующие:
- подготовка и организация экскурсии;
- проведение интервью и сообщение его результатов;
- сочинение (индивидуальное);
- оформление плаката или стенгазеты;
- разработка викторины;
- создание лозунгов в защиту окружающей среды;
- подготовка доклада об актуальных проблемах города.[2,23]
В заключении хочу сказать, что работа по экологическому образованию и воспитанию студентов очень интересна и важна. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а со храняя и улучшая.
Так экологический компонент, введенный в предмет, расширяет кругозор студентов, развивает познавательные способности, вызывает любовь к природе, умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышает их экологическую культуру.[3,26]
Литература
1. Бикеева А. С. Экологическая минутка на уроках английского языка// Иностранные языки в школе.-2007.-№5.-60с.
2. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.-2002.-№4.
3.Васильева Н. С. «Формирование экологического сознания»// Иностранные языки в школе. -2010.-№2.- 60с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/30/picture-250422-1367338776.jpg)
Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка
Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506975-1414253507.jpg)
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данная работа имеет исследовательский характер, поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506975-1414253507.jpg)
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506975-1414253507.jpg)
формирование экологической культуры на уроках английского языка
данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569615-1421847556.jpg)
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"
В докладе отражается опыт работы по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены различные виды работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1063856-1538333808.jpg)
Формирование экологического сознания на уроках английского языка
Данная работа содержит в себе обоснование значимости формирования экологического сознания у учащихся на уроках английского языка, а также личный опыт учителя Елизовой Е.М....
Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы.
Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы....