Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"
учебно-методический материал

Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaja_dejatelnost_na_urokakh_1.docx287.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики

первой категории

МБОУ «Будницкая ОШ»

Двоянова Т.В.

Хоть выйди ты не в белый свет,

  • в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.   (Н.Рыленков)

  • Проектно - исследовательский метод – не есть открытие наших дней. Возник он в начале прошлого века и применяется не только в школьном образовании, однако за последние несколько лет многое изменилось – Россия встала на новую ступень развития, потребовались кардинальные перемены во многих областях деятельности, в том числе и в образовании.

  • Проектная  деятельность  широко  распространена

  • системах образования разных стран. Причина этого заключается в том, что в условиях

информационного общества, в котором стремительно устаревают сведения о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь

пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.

  • 2013-14 учебного года в школах началось введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) на ступени основного общего образования, где главными задачами школы являются духовно – нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. В основе развития универсальных учебных

действий  лежит системно-деятельностный подход.

  • соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность.
  • Реализация метода проектов, методики сотрудничества, довольно перспективна при изучении математики. Участие в проектно – исследовательской деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, которое необходимо для многих современных сфер: экономики, политики, бизнеса, искусства и спорта.

  • Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей. В умелых руках различные виды школьной деятельности действительно можно выполнять как проект. Но надо помнить, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков, иначе такую работу поручать нельзя.
  • Что же такое проект в современном понимании?
  • Проект – практико - ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. Это современная инновационная технология, реализующая системно – деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, его основных признаков, этапов, развитие универсальных учебных действий (УУД) и критериев оценивания этапов. Он позволяет развивать специфические умения: распознавать проблему, формулировать цель работы, планировать необходимые действия, реализовывать намеченный план, находить и привлекать нужные ресурсы, оценивать и показывать результаты.

  • Проектная деятельность школьников – это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представляется в виде проекта.
  • Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

  • Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
  • Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету математики;
  • приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  • продемонстрировать уровень обученности  математике;

  • совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
  • Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

  • Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  • Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

  • Проект  самостоятельная творческая работа учащегося или группы учащихся от идеи до еѐ воплощения с помощью консультаций учителя.
  • По

продолжительност и подготовки проект может быть:

  • - краткосрочный;
  • -средней продолжительности;

  • -долгосрочный.

  • По количеству участников:

  • -индивидуальный;
  • - работа в парах4
  • -групповой (4-6 человек).

  • По методу:
  • -творческий;
  • -исследовательский;

  • -информационный (ознакомительно-ориентированный)
  • -практико-ориентированный.
  • Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организовывая работу над проектом нужно соблюдать этапы проектной деятельности.

  • В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулирует:

Осуществляют:

- личностное присвоение

- проблему проекта;

проблемы;

1- погружение в проблему

- сюжетную ситуацию;

- вживание в ситуацию;

- цель и задачи

- принятие, уточнение и

конкретизацию цели и задачи

Предлагает:

- спланировать деятельность по

решению задач проекта

(установить «рабочий график»);

Осуществляют:

- при организации групповой

-планирование работы;

работы- распределить амплуа и

- разбивку на группы и

2- организация деятельности

обязанности в группах (например,

распределение ролей в группе;

аналитик, инициатор, генератор

- выбор формы и способа

идей и/или новатор, реалист,

представления информации

оптимист, пессимист и т.п.);

- возможные формы

представления результатов

проекта.

Не участвует, но:

Работают активно и

самостоятельно:

- консультирует по

- по поиску, сбору и

необходимости учащихся;

структурированию необходимой

- ненавязчиво контролирует;

информации;

3- осуществление деятельности

- ориентирует в поле

- консультируются по

необходимой информации;

необходимости;

- консультирует по презентации

результатов.

- подготавливают презентацию

результатов

Принимает итоговый отчет:

обобщает и резюмирует

полученные результаты

подводит итоги обучения

Оценивает:

- глубину проникновения в

Демонстрируют:

проблему;

-понимание проблемы, цели и

- привлечение знаний из других

задачи;

областей;

- умение планировать и

- доказательность принимаемых

осуществлять работу;

решений; умение аргументировать

- найденный способ решения

4- презентация, самоанализ и

свои заключения, выводы;

проблемы.

- активность каждого участника

самооценка результатов

проекта в соответствии с его

Осуществляют:

индивидуальными

- рефлексию деятельности и

возможностями;

результатов;

- характер общения и

- взаимооценку деятельности и ее

взаимопомощи,

результативности

взаимодополняемости участников

проекта;

- эстетику оформления результатов

проведенного проекта;

- умение отвечать на вопросы,

лаконичность и

аргументированность ответов

  • Формы представления результатов проекта

Информационные

Исследовательские

Практико-

Творческие

ориентированные

-письменное

- реферат;

-газета;

-рисунки;

сообщение

-

-презентация;

-схемы;

-публичное

исследовательская

-программа

-ребусы;

выступление;

работа;

действий;

-кроссворды;

-выпуск газеты;

-лабораторные

-справочный

-сканворды;

-

исследования;

материал;

-газеты;

информационного

-компьютерная

-графики;

-журналы;

листка;

презентация;

-диаграммы;

-компьютерная

-компьютерная

-описание опыта.

-задачи;

презентация;

презентация.

-наглядные

-буклеты;

пособия.

-инсценировки.

  • Однако между проектом и исследовательской деятельностью существует ряд отличий:

  • - цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.;

  • - исследования подразумевают выдвижение гипотезы и теории, их экспериментальную и теоретическую проверку, тогда как проект может и не включать в свой состав исследования;

  • - проект и исследовательская деятельность различаются этапами (формулирование проблемы, постановка цели и задач исследования, определение объекта исследования, выбор метода проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов, формулирование выводов и оценка


полученных результатов);

  • проект - это замысел, план, творчество по плану;

  • исследовательская деятельность – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
  • Оба вида деятельности, в зависимости от цели, могут быть подсистемами друг друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование. Поэтому мы говорим о реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках в рамках введения ФГОС.

  • Проектно –исследовательская деятельность, которую выполняют ученики, должна вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души.
  • Проектно - исследовательская деятельность в рамках ФГОС предполагает формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Коммуникативных УУД – это дискуссии между учениками, совместное планирование деятельности учителем и учащимися, способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

  • Познавательных УУД - развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, делать выводы и умозаключения.

  • Регулятивных УУД - рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.

  • Личностных УУД - умение четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

  • Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного, успешного усвоения новых знаний, умений.
  • Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы  формирование и воспитание личности, владеющей проектно-исследовательской технологией на уровне компетентности.

  • Таким образом, проектно-исследовательская деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даѐт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
  • Из практики моей работы.

  • На своих уроках математики я предлагаю творческие, практико-ориентированные мини-проекты для индивидуального и группового выполнения, а также для домашнего задания например:кроссворды, диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание модели фигур.

  • Информационные проекты:

  • например «Старинные меры», 6 класс; «Пропорции вокруг нас», 6 класс; «Функции в окружающем мире», 7 класс;

  • «В мире симметрии», 8 класс; сообщения о великих математиках.
  • Исследовательские проекты (обычно групповые):
  • «Взаимное расположение графиков линейных функций», 7 класс;

  • «Теорема Виета», 8 класс;

  • « Решение неравенств с одной переменной», 8 класс;

  • «Решение квадратных уравнений», 8 класс; «Применениеподобия треугольников для решения задач на местности», 8 класс.

питанности

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС

В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...

Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе из...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Применение ЭОР и ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

Применение ЭОР и ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС (презентация материалов из опыта работы учителя математики). Из выступления на августовской конференции пед.работников....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье представлены примеры наиболее эффективных видов проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики на уроках и во внеурочной деятельности....