Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"
учебно-методический материал
Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaja_dejatelnost_na_urokakh_1.docx | 287.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики
первой категории
МБОУ «Будницкая ОШ»
Двоянова Т.В.
Хоть выйди ты не в белый свет,
- в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
- Проектно - исследовательский метод – не есть открытие наших дней. Возник он в начале прошлого века и применяется не только в школьном образовании, однако за последние несколько лет многое изменилось – Россия встала на новую ступень развития, потребовались кардинальные перемены во многих областях деятельности, в том числе и в образовании.
- Проектная деятельность широко распространена
- системах образования разных стран. Причина этого заключается в том, что в условиях
информационного общества, в котором стремительно устаревают сведения о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь
пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
- 2013-14 учебного года в школах началось введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) на ступени основного общего образования, где главными задачами школы являются духовно – нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. В основе развития универсальных учебных
действий лежит системно-деятельностный подход.
- соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность.
- Реализация метода проектов, методики сотрудничества, довольно перспективна при изучении математики. Участие в проектно – исследовательской деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, которое необходимо для многих современных сфер: экономики, политики, бизнеса, искусства и спорта.
- Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей. В умелых руках различные виды школьной деятельности действительно можно выполнять как проект. Но надо помнить, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков, иначе такую работу поручать нельзя.
- Что же такое проект в современном понимании?
- Проект – практико - ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. Это современная инновационная технология, реализующая системно – деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, его основных признаков, этапов, развитие универсальных учебных действий (УУД) и критериев оценивания этапов. Он позволяет развивать специфические умения: распознавать проблему, формулировать цель работы, планировать необходимые действия, реализовывать намеченный план, находить и привлекать нужные ресурсы, оценивать и показывать результаты.
- Проектная деятельность школьников – это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представляется в виде проекта.
- Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
- Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
- Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
- показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету математики;
- приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
- продемонстрировать уровень обученности математике;
- совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
- Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
- Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
- Проект – самостоятельная творческая работа учащегося или группы учащихся от идеи до еѐ воплощения с помощью консультаций учителя.
- По
продолжительност и подготовки проект может быть:
- - краткосрочный;
- -средней продолжительности;
- -долгосрочный.
- По количеству участников:
- -индивидуальный;
- - работа в парах4
- -групповой (4-6 человек).
- По методу:
- -творческий;
- -исследовательский;
- -информационный (ознакомительно-ориентированный)
- -практико-ориентированный.
- Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организовывая работу над проектом нужно соблюдать этапы проектной деятельности.
- В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Формулирует: | Осуществляют: | ||
- личностное присвоение | |||
- проблему проекта; | проблемы; | ||
1- погружение в проблему | - сюжетную ситуацию; | - вживание в ситуацию; | |
- цель и задачи | - принятие, уточнение и | ||
конкретизацию цели и задачи | |||
Предлагает: | |||
- спланировать деятельность по | |||
решению задач проекта | |||
(установить «рабочий график»); | Осуществляют: | ||
- при организации групповой | |||
-планирование работы; | |||
работы- распределить амплуа и | |||
- разбивку на группы и | |||
2- организация деятельности | обязанности в группах (например, | ||
распределение ролей в группе; | |||
аналитик, инициатор, генератор | - выбор формы и способа | ||
идей и/или новатор, реалист, | |||
представления информации | |||
оптимист, пессимист и т.п.); | |||
- возможные формы | |||
представления результатов | |||
проекта. | |||
Не участвует, но: | Работают активно и | ||||
самостоятельно: | |||||
- консультирует по | |||||
- по поиску, сбору и | |||||
необходимости учащихся; | |||||
структурированию необходимой | |||||
- ненавязчиво контролирует; | |||||
информации; | |||||
3- осуществление деятельности | - ориентирует в поле | ||||
- консультируются по | |||||
необходимой информации; | |||||
необходимости; | |||||
- консультирует по презентации | |||||
результатов. | - подготавливают презентацию | ||||
результатов | |||||
Принимает итоговый отчет: | |||||
обобщает и резюмирует | |||||
полученные результаты | |||||
подводит итоги обучения | |||||
Оценивает: | |||||
- глубину проникновения в | Демонстрируют: | ||||
проблему; | |||||
-понимание проблемы, цели и | |||||
- привлечение знаний из других | |||||
задачи; | |||||
областей; | |||||
- умение планировать и | |||||
- доказательность принимаемых | |||||
осуществлять работу; | |||||
решений; умение аргументировать | |||||
- найденный способ решения | |||||
4- презентация, самоанализ и | свои заключения, выводы; | ||||
проблемы. | |||||
- активность каждого участника | |||||
самооценка результатов | проекта в соответствии с его | Осуществляют: | |||
индивидуальными | |||||
- рефлексию деятельности и | |||||
возможностями; | |||||
результатов; | |||||
- характер общения и | |||||
- взаимооценку деятельности и ее | |||||
взаимопомощи, | |||||
результативности | |||||
взаимодополняемости участников | |||||
проекта; | |||||
- эстетику оформления результатов | |||||
проведенного проекта; | |||||
- умение отвечать на вопросы, | |||||
лаконичность и | |||||
аргументированность ответов | |||||
- Формы представления результатов проекта
Информационные | Исследовательские | Практико- | Творческие |
ориентированные | |||
-письменное | - реферат; | -газета; | -рисунки; |
сообщение | - | -презентация; | -схемы; |
-публичное | исследовательская | -программа | -ребусы; |
выступление; | работа; | действий; | -кроссворды; |
-выпуск газеты; | -лабораторные | -справочный | -сканворды; |
- | исследования; | материал; | -газеты; |
информационного | -компьютерная | -графики; | -журналы; |
листка; | презентация; | -диаграммы; | -компьютерная |
-компьютерная | -описание опыта. | -задачи; | презентация; |
презентация. | -наглядные | -буклеты; | |
пособия. | -инсценировки. | ||
- Однако между проектом и исследовательской деятельностью существует ряд отличий:
- - цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.;
- - исследования подразумевают выдвижение гипотезы и теории, их экспериментальную и теоретическую проверку, тогда как проект может и не включать в свой состав исследования;
- - проект и исследовательская деятельность различаются этапами (формулирование проблемы, постановка цели и задач исследования, определение объекта исследования, выбор метода проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов, формулирование выводов и оценка
⚫
⚫
полученных результатов);
- проект - это замысел, план, творчество по плану;
- исследовательская деятельность – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
- Оба вида деятельности, в зависимости от цели, могут быть подсистемами друг друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование. Поэтому мы говорим о реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках в рамках введения ФГОС.
- Проектно –исследовательская деятельность, которую выполняют ученики, должна вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души.
- Проектно - исследовательская деятельность в рамках ФГОС предполагает формирование и развитие универсальных учебных действий:
- Коммуникативных УУД – это дискуссии между учениками, совместное планирование деятельности учителем и учащимися, способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.
- Познавательных УУД - развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, делать выводы и умозаключения.
- Регулятивных УУД - рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.
- Личностных УУД - умение четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.
- Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного, успешного усвоения новых знаний, умений.
- Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектно-исследовательской технологией на уровне компетентности.
- Таким образом, проектно-исследовательская деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даѐт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
- Из практики моей работы.
- На своих уроках математики я предлагаю творческие, практико-ориентированные мини-проекты для индивидуального и группового выполнения, а также для домашнего задания например:кроссворды, диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание модели фигур.
- Информационные проекты:
- например «Старинные меры», 6 класс; «Пропорции вокруг нас», 6 класс; «Функции в окружающем мире», 7 класс;
- «В мире симметрии», 8 класс; сообщения о великих математиках.
- Исследовательские проекты (обычно групповые):
- «Взаимное расположение графиков линейных функций», 7 класс;
- «Теорема Виета», 8 класс;
- « Решение неравенств с одной переменной», 8 класс;
- «Решение квадратных уравнений», 8 класс; «Применениеподобия треугольников для решения задач на местности», 8 класс.
питанности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС
В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...
Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе из...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....
Применение ЭОР и ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС.
Применение ЭОР и ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС (презентация материалов из опыта работы учителя математики). Из выступления на августовской конференции пед.работников....
Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...
Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.
В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье представлены примеры наиболее эффективных видов проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики на уроках и во внеурочной деятельности....