Итоги введения обновлённого ФГОС 2021-2022 учебный год ( ШМО учителей русского языка и литературы)
материал

Горзий Оксана Анатольевна

Данный доклад представляет анализ итогов введения обновлённого ФГОС в МБОУ " Бурлинская СОШ", проделанный учителями русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги введения обновленного ФГОС ( ШМО учителей русского языка и литературы)

      Заканчивается 2021-2022 учебный год, который был сложным для нашего ШМО учителей русского языка и литературы  как в методическом плане, компетентностном и в плане оснащенности ЦОРами кабинетов, в которых преподается русский язык и литература. Перечисленные сложности связанные с переходом на обновленный ФГОС.

      В начале учебного года  были разработаны рабочие программы по предметам русский язык и литература, учебному предмету « Смысловое чтение». Все программы разрабатывались по Примерным рабочим программам основного общего образования по русскому языку и литературе , в соответствии с Программой воспитания ООО.  Также  составлены в соответствии с Положением о разработке рабочих программ в МБОУ « Бурлинская СОШ», размещенном на сайте школы.

      В каждую рабочую программу с 5-9 классы включен модуль « Школьный урок», задача которого : использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися. Педагоги  практически на каждом уроке:

1)устанавливают  доверительные отношения с  учениками через поощрение, поддержку, похвалу, совместное обсуждение общих интересов;

2) побуждают школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения через беседы о нормах и правилах поведения, рефлексии и самооценки;

3) используют  воспитательные возможности  содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров , гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, анализ поступков персонажей.

         Совместно с рабочими программами учителями русского языка и литературы были разработаны приложения к рабочим программам  Оценочные материалы с 5 по 9 классы. Источниками  составления Оценочных материалов являлись Поурочные разработки издательства Просвещение, Владос, Вако. Количество оценочных процедур соответствует примерным программам, в которых четко указывается сколько диктантов, уроков по развитию речи необходимо провести в том или ином классе.  В течение учебного года Оценочные материалы не перерабатывались, но к следующему учебному году некоторый материал будет заменен( 7, 8 класс выбраны очень сложные тексты).

        В состав ШМО учителей русского языка и литературы входят 5 педагогов. Из них прошли курсы в соответствии с обновленными ФГОС – 1 педагог( Захарюта Т.В.» Развитие читательской грамотности в условиях обновленных ФГОС»). Считаем необходимым в ближайшее время всем остальным педагогам пройти курсы по обновленным ФГОС.

         Необходимо сказать об участии педагогов в экспертизе и апробации рабочих программ.: 3 педагога( Ляпко К.В, Захарюта Т.В, Воложанина Г.К) –участвовали и в экспертизе и в апробации, 1 педагог ( Горзий О.А)- участник экспертизы, и 1 педагог ( Закатей Л.И.) – не участвовал в апробации и экспертизе.

 Отдельно хочется сказать о соответствии используемых учебников реализуемым рабочим программам.

Русский язык:

5 класс – не соответствует очередность разделов, в течение учебного года приходилось неоднократно менять части учебников.

6 класс- некоторых тем нет в учебнике, информацию приходилось брать из других источников.

7 класс- почти весь учебник соответствует рабочей программе за исключением пары тем.

8 класс- не все темы соответствуют программе, есть темы из учебников 9 класса.

9 класс- учебник соответствует рабочей программе.

Литература: в каждом классе с 5 по 9 добавились   новые произведения( большая проблема в текстах. НЕ все ребята читают электронные варианты по ряду причин. Распечатывать тоже нет возможности- тексты объемные и распечатывать очень затратно).

        В школе 4 кабинета русского языка и литературы- 33,35, 17, 15. Из них оснащены оборудованием в соответствии с обновленным ФГОС 2 кабинета- 33,17. Большие проблемы с ЦОРами в 15 кабинете, частичные в 35 кабинете. Но самая большая проблема -  в преподавании предмета русский язык и литература не в специализированных кабинетах.( зачастую приходишь в другой кабинет, готовишься  например  к аудиопрослушиванию текста, а там проблемы либо с компьютером, либо с колонками).

        На протяжении всего учебного года учителя русского языка и литературы работают над формированием читательской грамотности обучающихся. Читательская грамотность – это  способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни, т.е это  степень овладения навыками чтения и письма.

Зачем нужно у  обучающихся формировать читательскую грамотность? Потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет . Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности( математической, естественно- научной, компьютерная, юридическая, экономическая)

 В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Предложим вам некоторые из них. Возможно в своей педагогической практике вы тоже ими воспользуетесь для общей цели- для формирования функциональной грамотности  обучающихся.

 ( ПЛАКАТ)

Проблемы при реализации рабочих программ:

  1. Слабая  оснащенность методическими материалами( отсутствие текстов, несоответствие учебников, часть учебников новые, а часть старые)
  2. Техническое оснащение кабинетов
  3. Методическая компетентность педагогов- необходимость в практико- ориентированных курсах.

Пути решения проблем:

  1. Прохождение курсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...

Отчёт о работе МО учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год

Выступление на заседании МО  учиелей русского языка и литературы 23 мая 2022 года "Итоги года"....

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...

Методическая копилка к внедрению обновлённого ФГОС ООО И ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Материал для  подготовительной работы и внедрения обновленного ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя русского языка и литературы с 01.09.023 г. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми н...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы 2021-2022 учебный год

Анализ является составляющей Анализа школы за год...