Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.
методическая разработка

Вакилова Галина Валентиновна

     Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

     Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.

    Этот комплекс ориентирован, прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся.

    При выборе варианта методической работы коллектив учреждения руководствуется следующей системой оснований:

  • задачами, стоящими перед учреждением, педагогами;
  • уровнем учебно-воспитательного процесса;
  • состоянием учебно-материальной базы;
  • накопленным позитивным и негативным опытом работы.

   Во главе методической работы стоит методический совет, который осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав методического совета входят директор, его заместитель, руководители методических объединений.

    Методическая работа на базе образовательного учреждения выполняет ряд важных функций:

  • благодаря активному участию в этом виде деятельности, педагог сохраняет и закрепляет свое положение в учреждении; с возрастом методическая работа способствует решению проблемы профессионального сохранения, преодолению возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;
  • обучение освобождает человека от ложных ценностей, делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;
  • обучение на рабочем месте способствует достижению педагога желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе;
  • методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе.

  Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. Следует отметить, что в условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретного учреждения. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы большая часть занятий, представленных в программе, носила практико-ориентированный характер. Четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные педагогами в процессе изучения темы, повысят продуктивность методической работы.

      Все многообразие организационных форм методической работы в образовательной организации можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:

  • общеобразовательные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции, методические выставки);
  • групповые формы методической работы (методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, групповое наставничество, взаимопосещение занятий и воспитательных мероприятий);
  • индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).

      Каковы же формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений? Выбор их зависит от количественного состава этих подразделений, от квалификации входящих в них педагогов, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания и т.д.

      Так наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы занятий (заседаний):

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на занятиях, мероприятиях);
  • диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум) и др.;
  • «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;
  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;
  • обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий;
  • обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
  • конкурсы;
  • педагогические советы и др.

   Организация работы над проблемой образовательной организации.

   Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе образовательной организации.

 Противоречие - это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса).

Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.

  Методическая служба учреждения в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.

С  одержание работы над проблемой может включать:

  • фиксацию нормативных, ценностных и др. затруднений у педагогов, обучающихся, которые приводят к возникновению проблемы;
  • изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;
  • изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;
  • типологизация средств разрешения проблемы;
  • обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;
  • построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
  • разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;
  • апробация новой модели деятельности;
  • выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.

   Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы - важная задача для методической учебы педагогического коллектива.

   Специальные семинары, организационно-деятельностные игры и т.п. должны проводиться в целях обучения коллектива и формирования способностей перед началом работы над проблемой.

    Проблема определяется на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год, например: «Использование проектов на занятиях», «Организация деятельности обучающихся на занятиях» и т.д.

   С целью систематизации процесса накопления и обобщения опыта работы МО внутри учреждения необходимо организовывать творческий отчет МО, где МО представят методические и дидактические материалы, разработанные    идеями и т.д., т.е. подведут итог своей работы.

      При анализе планов работы МО, видны следующие недостатки:

Чувствуется изолированность МО, их замкнутость в узких рамках не только своей направленности, но и конкретных учебных программ, предметной дидактики, состава педагогов. А это порождает разобщенность, несогласованность тематики, отсутствие межпредметных связей.

Поэтому для всех форм методической работы обязательна единая тематика, исходящая не из предложений и пожеланий педагогов, а из целей и задач развития учреждения и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.

      Не планируются промежуточные и конечные результаты методической работы по избранной проблеме.

      Результатами могут быть:

  • оценка методической работы каждого педагога в зависимости от квалификации или притязаний на более высокую квалификационную категорию;
  • включение молодых педагогов в решение методических, педагогических проблем, содействовать их профессиональному росту, развивать их методологическую культуру;
  • повышение качества знаний обучающихся;

  Необходимо активизировать теоретико-педагогический всеобучение педколлектива в форме постоянно действующего семинара для выработки общих подходов к решению проблем, привлекая к этой работе работников Департамента, преподавателей вузов.

    Необходимо придать особый статус «открытым» занятиям и мероприятиям, которые являются добровольно избранной формой представления результатов педагогического поиска.

    При планировании административного контроля занятий, взаимопосещений обязательно формулировать конкретные методические проблемы в качестве предмета анализа.

     Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. В условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретного образовательного учреждения. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные педагогами в процессе занятий, представленных в программе, носили практико-ориентированный характер  изучения темы, это повысит продуктивность методической работы.

    Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в учреждении является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного педагога на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к педагогу способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению педагогом творческого подхода к работе. Индивидуализация обучения взрослых как педагогическая проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на глубокое и разностороннее ее исследование. При планировании методической работы рассмотрение проблемы индивидуализации обучения взрослых на основе образовательных технологий требует тщательной разработки. Это связано с тем, что существуют противоречия между необходимостью повышать инструментальность реализации индивидуального подхода в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников и слабой технологической готовностью специалистов, осуществляющих методическую работу в конкретном образовательном учреждении.

    Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.

Методическая служба учреждения в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.

    Для всех форм методической работы обязательна единая тематика, исходящая не из предложений и пожеланий педагогов, а из целей и задач развития учреждения и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на областную конференцию "Час общения как форма эффективного воспитания детей в учреждении дополнительного образования"

В статье представлена структура, методика проведения часа общения в учреждении дополнительного образования...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"

Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...

Статья "Организация профориентационной работы в учреждении дополнительного образования"

Дополнительное образование учащихся – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно,...