Рекомендации по коррекции почерка школьников
методическая разработка

Тирон Татьяна Ивановна

В настоящее время у многих школьников наблюдаются трудности с почерком. Трудности могут быть разной степени выраженности: от небрежного до нечитаемого, то есть неразборчивого. В данной статье раскрываются причины плохого почерка и описываются направления работы по коррекции почерка у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по коррекции почерка.

Учителям-логопедам часто приходится сталкиваться с проблемами в формировании почерка у учащихся. Эта проблема очень актуальна на современном этапе, но работ по коррекции почерка  недостаточно. Одной из известных методик по преодолению нарушений почерка является методика В.Д.Мазиной. Некоторые положения этой методики и рассматриваются в данной статье. Очень часто в основе плохого почерка могут быть неврологические проблемы, дефицит зрительного восприятия. Самостоятельно ученики исправить свой почерк. В данном случае необходима серьёзная последовательная и длительная по времени работа со специалистом, которая может длиться полгода или год.

Как же понять, кому необходима помощь со стороны специалиста при коррекции  почерка? Необходимо провести диагностику письменных работ ученика. Для оценки качества письма необходимо выполнить анализ его имеющихся письменных работ, дополнительно предложить  диагностическое списывание текста, диктант. Целью анализа работ должна стать оценка письма с точки зрения социальных требований: может ли учитель понять тексты письменных работ ученика, может ли прочитать свою работу сам ученик.  После этого  сделать вывод, соответствует ли каллиграфический навык на данном этапе обучения программным требованиям или нет.

При анализе письменных работ надо обратить внимание на  особенности почерка ученика. Например, часто элемент письменных букв овал в строчных письменных буквах а, д в верхней части не соединяется, от чего буквы воспринимаются как письменные и, у. Элементы букв нечёткие, сглаженные, упрощённые. Соединения букв отсутствуют. Элементы букв разной высоты, ширины и наклона. Надстрочные и подстрочные элементы букв б, у, д, так же как и заглавные буквы слабо выражены. Количество элементов в буквах ш, т, м могут быть меньше необходимого и т.д.

В условиях письменных экзаменов, контрольных и проверочных работ ответы могут быть неверно истолкованы проверяющим учителем и работа оценена ниже актуального уровня знаний.        

Причин плохого почерка может быть несколько:

  • Недостаточное развитие силы, натренированности и выносливости ведущей руки;
  • Недостаточная чувствительность пальцев руки;
  • Недостаточность зрительного восприятия;
  • Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы.
  • Отсутствие сосредоточенности и навыка планирования действий.

При коррекции почерка правильнее пытаться не исправлять почерк, а формировать новое красивое письмо для сознательного использования в значимых ситуациях.

Направления работы для формирования красивого почерка:

  1. Развитие силы и ловкости кисти.
  2. Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.
  3. Развитие навыков регуляции и контроля.
  4. Формирование красивого почерка по прописям.

Примерные упражнения для развития силы и ловкости кисти.

1.Разогрев

- прокатывать шестигранный карандаш между ладонями, двигающимися вверх-вниз,

- самомассаж ладоней с помощью массажёров (Су-джок, колючие мячики)

2. Сила

- использовать кистевой эспандер, тренажёр для пальцев (по 2 подхода на обе руки. Напряжение и расслабление до конца).

- сжимание мягких игрушек ладонью полностью;

- нажимание с усилием пальцами на сквиш и другие эспандеры;

-Растяжки:

-гироскопический тренажёр «Роллер-болл», который помещается в ладонь. Совершать движения кистью с мячом вокруг яблока или стакана с карандашами;

- Упражнение «2 змеи»: кулаки – головы змей, руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях, параллельны друг другу:

кулаки по команде - вверх, наружу, вниз, внутрь (чуть задержаться в каждой точке);

затем круговые плавные движения.

-«Лапки» - руки вытянуты вперёд, разогнуты в локтях,

-«Замочки» - соединить пальцы в замок вытянутыми перекрещенными руками. Затем совершать движения к себе и от себя. Левая и правая руки поочерёдно находятся сверху.

3. Переключения. Ритмические упражнения: «Ладушки» в паре, «Соку-соку, бачи-бачи» (Португальская игра).

О - Соку – удар кулаками со стороны мизинцев. I- Бачи – хлопок в ладоши;

Х - Вира –руки крест-накрест кладутся ладонями на плечи.

Выполняй упражнения с одновременным проговариванем.

ОО  II  ОО  ХХ     Соку-соку, бачи-бачи, соку-соку, вира-вира.  

О  I  О Х                Соку, бачи, соку, вира.  

OIХ                        Соку-бачи-вира.  

4. Координация

-«Луна и Солнце» - чередовать на разведённых в стороны руках сжатые в кулак пальцы и вытянутые в разные стороны. Сначала движения выполняются одинаковые обеими руками, затем разные.

- пальцевые трюки, запуск «волчка», упражнения с «восточными шарами» (оникс) – перекатывания нескольких камушков в ладонях.

5. Раскрашивание цветными карандашами, обведение по контуру рисунков, нанесение цветных полосок методом плотного штрихования вверх-вниз на листе А4

6. Крупномасштабные упражнения. Выполнение безотрывных волнистых линий, петель вверх, петель вниз на длинных лентах на бумаге для факсов. Следить за ритмичностью, наклоном, высотой элементов.

Затем уменьшаем размер (высоту и ширину элементов). Можно использовать ленты для кассовых аппаратов.

После этого можно переходить к прописям. Очень рекомендую «Чудо-прописи» Илюхиной В.А. для 1 и 2 классов. В них отражены все самые значимые моменты для отработки каллиграфического навыка. При работе с прописями необходимо формировать:

  1. Правильность соединений букв.
  2. Правильный наклон и параллельность штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).
  3. Одинаковую высоту букв на строке и на всей странице.
  4. Одинаковые равномерные и пропорциональные расстояния между элементами букв, между буквами и словами.
  5. Постепенный переход от медленного письма к более быстрому.
  6. Плавность и ритмичность письма.

Воспитание красивого почерка – длительный процесс. Он может занять от 3-4 месяцев до 1 года. Лучше заниматься ежедневно по 20-30 минут. 

Обязательно надо верить в то, что научиться писать правильно и красиво – это возможно!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....

Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...

Методические рекомендации по коррекции нарушений формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников.

Механизмы, симптоматика и структура нарушений формирования счетных операций у детей – являются предметом исследований таких научных дисциплин, как: нейропсихология, нейрофизиология, нейролингвистика, ...

Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

 В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы корр...

Советы учителям и родителям младших школьников по коррекции почерка

В статье предложены Советы учителям и родителям младших школьников по коррекции почерка...