Советы учителям и родителям младших школьников по коррекции почерка
консультация по психологии (5 класс)
В статье предложены Советы учителям и родителям младших школьников по коррекции почерка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 411.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы учителям и родителям младших школьников по коррекции почерка
Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.
Что принято считать плохим почерком?
- когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять - какую из них имел в виду пишущий;
- когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;
- когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;
- когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;
- когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради.
Когда Вы видите приведенные выше примеры в тетради своего малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют ребенка переписывать текст несколько раз.
Но результат – потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!
Важно определить причину, назначить и провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием и всем вместе радоваться его появлению в тетради у ребенка!
Помните, что почерк — это продукт высшей нервной деятельности человека. Заниматься коррекцией почерка имеет смысл если он нечитаем или неудобочитаем.
Каковы причины проблем с почерком у ребенка?
• Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков.
Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.
• Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.
Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ - нарушение
пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».
• У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю!
Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!
• Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например,после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи.
Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как
улучшались отношения с родителями.
Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния и его психологического благополучия или неблагополучия! Кстати, в переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования безупречного почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или долгосрочным консультированием у нейропсихолога или семейного психолога – всей семье на пользу!
Укрепляем руку
Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки. Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.
Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:
- техники рисования,
- штриховка,
- рисование фигуры по точкам,
- лепка,
- игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).
Правильный выбор ручки
Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка, особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.
Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником. В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.
Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.
Поза во время письма
Три самые распространенные неверные позы во время письма:
- ребёнок сильно наклоняет голову вперёд;
- ребёнок опускает вниз (прячет под столом) свободную руку;
- ребёнок не держит тетрадь свободной рукой.
Правильная поза: Два локтя лежат на столе, больший упор на свободную руку.
Расстояние от глаз до тетради не менее 30 см. Регулируем угол наклона тетради (разный для правши и левши). Наклонность почерка создаётся за счет поворота тетради.
Постановка руки
Постановкой руки нужно заниматься в 5-6 лет.
Чтобы писать правильно и красиво нужно отрегулировать положение пальцев, положение ручки и положение самой руки.
Правильное положение: ручка лежит на тыльной стороне среднего пальца, указательный палец и большой палец прижимают её сверху. Пальцы должны быть согнуты и немного разведены в стороны. Косточка запястья и косточка мизинца должны касаться бумаги. Не пишущий край ручки «смотрит» в сторону плеча. Ручку зажимаем не сильно (Проба: «Свободно, легко постучи указательным пальцем по ручке»). Не прижимать пальцы друг к другу. Указательный и большой палец согнуты. Безымянный палец и мизинец прижаты
внутри кисти (можно дать ватку или небольшую салфетку и прижать её внутри кисти безымянным пальцем и мизинцем). Руку держим ниже строки на которой пишем.
Время и количество занятий
Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество
тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.
15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качественно выполнить поставленную задачу.
Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным, красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.
Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее.
Виды упражнений для коррекции почерка
1. Рисуем «заборы» на нелинованной бумаге. «Забор» стараемся рисовать без отрыва руки, равномерной высоты на протяжении всего листа и по возможности не «съезжать» вниз и вверх.
2. Рисуем «гармоничные кривые» или «восьмёрки» горизонтально и вертикально, а такжеразличные спирали и петельки.
3. Двуручное рисование. Рисуем узоры, спирали, восьмёрки двумя руками одновременно.
4. Рисуем узоры в нотной тетради.
5. Письмо под копирку. Под лист с рукописным текстом, написанным каллиграфическим подчерком, подложить лист копировальной бумаги и чистый лист. Карандашом пишемтекст (обводим буквы) с проговариванием. По окончании упражнения анализируем результат, получившийся на чистом листе.
6. Письмо пером для чернил (лучше старинным, у которого носик при надавливании раздваивается).
7. Письмо в тетрадях с косыми линиями.
Если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.
Не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.
http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации родителям младших школьников, изучающих английский язык.
В статье даны советы родителям, чьи дети приступают к изучению английского языка, а также практические рекомендации по выполнению домашнего задания....

Советы родителям младшего школьника
Советы родителям младшего школьника для всестороннего развития ребёнка ....

Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"
Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...
Рекомендации учителя-дефектолога родителям младших школьников на летние каникулы
Памятка организации деятельности детей в период летних каникул....
Рекомендации учителя-дефектолога родителям младших школьников с ЗПР
Памятка родителям по воспитанию и обучению ребенка с ЗПР....

Рекомендации учителя-логопеда родителям младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Инициативы по развитию взаимодействия с родителями направлены на просвещение родителей об особенностях речевого развития обучающихся...