Доклад "ШКОЛА КАК ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ"
статья на тему
Доклад, поготовленный на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolesnikova_n._i._doklad_respublika_mordoviya_doc.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. И. Колесникова
ШКОЛА КАК ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ.
Изменения в российском обществе вызвали изменения в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности. Одним из направлений реформирования можно считать ориентацию школьного образования на воспитание у учащихся интереса и уважения к культуре и языку своего народа, стремление к пониманию наиболее важных характеристик этой культуры.
Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает всё более значимый характер. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа. При этом особую роль играют новые образовательные технологии, в частности, технологии этнокультурного воспитания. Решение данной проблемы предполагает, в первую очередь, глубокое знание традиций и обычаев, а также активизацию педагогической деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса.
Вместе с тем, невозможно изучить историю и культуру одного народа, не рассмотрев всех взаимосвязей (экономических, культурных) его с партнёрами в рамках всего мирового сообщества. Духовное общение на примере тенденций одного этноса зависит от умения использовать принцип дополнительности в диалоге с другими культурами. Таким образом, моделью национальной мордовской школы должен стать системный комплекс направлений педагогической деятельности, позволяющий создать единое этнокультурное пространство, в котором все учебные дисциплины взаимосвязаны и направлены на совершенствование использования эрзянского языка.
Для решения этой задачи в нашей школе разработана комплексно-целевая программа развития этнокультурного образования МБОУ «Поводимовская СОШ» на 2009 – 2015 годы, основной задачей которой является создание в школе прочной основы для обучения и воспитания образованного, с устойчивыми национальными ценностями, в совершенстве владеющего родным эрзянским языком подрастающего поколения села Поводимово.
В рамках реализации данной программы в качестве национально-регионального компонента в школе ведётся изучение эрзянского языка, мордовской литературы. Также изучаются предметы этнокультурного содержания: история и культура Мордовского края, география Мордовии.
Дополнительное этнокультурное образование организовано посредством деятельности школьных кружков: «Резьба по дереву», «Швейное дело», «Танцевальный», «Фольклорный», краеведческого кружка «Истоки».
В школе реализуется проект «Школьный краеведческий музей». Музей в нашей школе является местом, где дети приобщаются к культуре своего края, села. В музее проводятся экскурсии, уроки, внеклассные мероприятия.
Важное место в развитии учащихся школы занимает исследовательская деятельность. Ребята с интересом реализуют ученические проекты. Такие как «Костюм эрзянки села Поводимово», «Песенный фольклор жителей села Поводимово», «Души моей узоры», «Народные гуляния», «Архитектурный облик села Поводимово». Эти и другие проекты ежегодно представляются на республиканских конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии», «Живая культура: традиции и современность», «Многоликая Мордовия», где занимают первые и призовые места.
Сохранение национальных культурных традиций ведётся через: проведение недели эрзянского языка и мордовской литературы, проведение традиционных этнических обрядовых праздников: «Роштовань кудо», «Мастя», «Аштемань чокшне», «Обряд имянаречения у древне мордвы» и многих других.
В нашей школе совместно с Приволжским центром финно-угорских народов были организованы и проведены этнокультурные мероприятия «Кудазор ды Кудазорава», «Ёроков кедь».
Этнокультурный учебно-воспитательный процесс в школе реализуется через работу методического объединения учителей эрзянского языка и мордовской литературы, школьные кружки, деятельность школьного краеведческого школьного музея и библиотеки.
МБОУ «Поводимовская средняя общеобразовательная школа» - сельская национальная школа, где обучается 201 ученик, и осуществляют учебно-воспитательную деятельность 37 педагогических работников. Взаимозависимая жизнь людей на селе создаёт особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Школа, функционирующая в среде традиционной национальной крестьянской культуры, одновременно отражает и усиливает её специфические стороны – личностный и открытый неформальный характер отношений между людьми, приверженность этнокультурным традициям. Неслучайна и тема инновационной деятельности школы – «Школа как центр мировоззренческого и социокультурного самоопределения молодого поколения».
За предоставление качественных образовательных услуг школа награждена дипломом главы администрации Дубёнского района – 2010 год. Поводимовская средняя общеобразовательная школа – трижды победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование» (2007, 2008, 2009 годы). А 2013 году школа признана победителем в республиканском конкурсе «Лучшая школа с этнокультурным компонентом образования».
В условиях современной социально – экономической и культурной жизни одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций, которые создавалась многими поколениями, и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
Представление опыта работы по национальному многоборью...
Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"
Материал включает в себя полное описание совместного проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
"Сохранение национальных традиций при работе с детьми декоративно-прикладным творчеством в дополнительном образовании"
Тематическая презентация...
"Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций"
История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому важно выра...
Этнохудожественная направленность программы «Волшебный мир творчества» как средство сохранения национальных традиций.
В статье представлен опыт работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир творчества», направленной на сохранение и развитие художественной...
Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...