Проектная деятельность
статья
В статье рассказывается об актуальности проектной деятельности в реализации ФГОС нового поколения, даны типы проектов и формы их представления. Отдельное внимание уделяется индивидуальному итоговому проекту как учебному предмету, выполнение которого обязательно для каждого обучающегося 10 и 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся
Резникова Наталья Николаевна,
МБОУ СШ № 16
учитель английского языка высшей категории,
г. Новый Уренгой
Аннотация
В статье рассказывается об актуальности проектной деятельности в реализации ФГОС нового поколения, даны типы проектов и формы их представления. Отдельное внимание уделяется индивидуальному итоговому проекту как учебному предмету, выполнение которого обязательно для каждого обучающегося 10 и 11 класса.
Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, метапредметные компетенции, коммуникативные умения, проектный продукт.
В рамках перехода на ФГОС начального и основного общего образования нового поколения особую актуальность приобретает формирование у учащихся метапредметной компетенции и универсальных учебных действий, а также достижение определенного набора личностных результатов. Одним из эффективных инструментов, которые помогут учителю успешно реализовать данные требования, является внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Призванная решать очень важные учебные цели и задачи, проектная деятельность в школе считается актуальным образовательным методом. Организация такой деятельности воспитывает самостоятельность, ответственность, мотивацию и инициативность. Учащиеся учатся принимать решения, действовать по ситуации, получают возможность развивать способность выбирать нестандартные решения, искать и осуществлять наиболее приемлемые решения. Проектная деятельность направлена на развитие умений применять на практике полученные знания, также развивает мышление. Проектная работа состоит из различных видов деятельности, таких как разрабатывание и составление плана, обрабатывание информации, анализирование полученных данных, составление рекомендаций. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. От учащегося требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Самым ценным для учителя в проектной деятельности является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов. А учащихся больше всего интересует конечный результат работы. Найти правильный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В связи с этим вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.
Возможные типы проектов и формы их представления:
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | |
Практико- ориентированный, социальный | Решение практических задач. | анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, буклет, журнал, действующая фирма, карта, коллекция, компьютерная анимация, оформление кабинета, пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий, статья, костюм, макет, модель | мультимедийный продукт, отчѐты о проведѐнных исследованиях, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия, обработки архивов, документальный фильм, мультфильм, результаты исследовательких экспедиций, мемуаров, музыкальное произведение, и др. |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. | ||
Информационный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации. | ||
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта. | ||
Бизнес-проектирование | Разработка программы действий по осуществлению конкретного коммерческого, хозяйственного замысла с получением в результате прибыли | ||
Инженерный | Создание продукта (сооружения, изделия и т.д.) или будущего устройства, представленного в схемах, чертежах. |
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени обучения. В начальной школе она организуется на уроках и во внеурочное время: выполняются как совместные проекты класса по определенной проблеме, так и индивидуальные. В начальной школе к процессу проектирования очень часто привлекаются родители. Но при этом необходимо помнить, чтобы родители не брали на себя большую часть работы над проектом, так как будет нарушаться сама идея метода проектов. Важно помогать ребенку родительским советом, поддерживать его мотивацию [1, с. 14]. Таким образом, родители больше времени проводят со своими детьми, сближаются с ними и лучше понимают детские проблемы. Можно с уверенностью сказать, что в результате работы в рамках проектной деятельности восполняется дефицит общения. Неоценимую роль родительская помощь играет именно тогда, когда их дети делают первые шаги в работе над проектом.
В основной школе проектная деятельность чаще всего носит творческий характер. Обучающиеся основной школы накапливают самостоятельный опыт, для них становится важным развитие интеллектуальной и социальной стороны личности. Проектная деятельность на старшей ступени образования носит большей частью исследовательский характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
В результате проделанной работы обучающиеся создают продукт, имеющий значимость для автора или окружающих. У каждого обучающегося есть руководитель проекта, который выступает в роли консультанта при выполнении проекта учениками. Он направляет деятельность учащихся через проблемные ситуации, помогает приобрести новые знания, выполнить проект. [2, с. 20]. Самым важным и главным этапом в проектной деятельности является постановка цели своей работы. На этапе осмысления проблемы и постановки цели особенно необходима помощь учителя. «Зачем я собираюсь делать этот проект?» - этот вопрос задаёт себе каждый автор будущего проекта. Получив ответ, ученик понимает цель своей работы. После этого необходимо найти ответ на следующий вопрос: «Что для этого следует сделать?» Ответив на этот вопрос, обучающийся увидит задачи своей работы.
Можно выделить следующие этапы при работе над каждым проектом:
1. Выбор темы проекта, её актуальности.
2. Сбор информации.
3. Обработка собранного материала.
4. Отчет о выполненной работе своему руководителю.
5. Доработка проектной работы.
6. Защита проекта.
7. Выступление на научно-практической конференции (например, школьной).
Обучение старшеклассников умению проектировать помогает выполнить учебный предмет «Индивидуальный проект». На этом предмете учащиеся изучают теоретические основы проектной деятельности и выполняют практические задания. Индивидуальный итоговый проект – это основной объект оценки метапредметных результатов, которые учащиеся получают в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Занятия по этому курсу ведут высококомпетентные педагоги, имеющие опыт организации проектной деятельности. Планируя занятия, руководители проектов используют современные методы, помогающие находить верные пути решения задач при организации проектирования. Проектная деятельность должна обеспечиваеться сопровождением тьютора, который обсуждает с обучающимся проектную идею, помогают в подготовке защиты и реализации готового проекта. Руководители проектов выполняют основную часть функций тьюторов. Для обеспечения научности и практической значимости проектно-исследовательской деятельности организуется сетевое взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования, предприятими, учреждениями культуры и т.п.
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
- Выдвижение идеи;
- Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
- Промежуточный контроль;
- Обсуждение способов оформления проекта;
- Документирование проекта;
- Презентация результатов проекта;
- Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оценивается по следующим критериям:
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в поиске и обработки информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. (3, с. 43)
Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях, а также практическое использование результатов работы (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)
Список литературы:
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2019. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам). ISBN 978-5-09-027011-3
2. Игнатьева Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы//Психология обучения. — 2017. — № 11. — с. 20–33
3. Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №16» г. Новый Уренгой от 21.09.2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...