Главные вкладки
Статья "О некоторых аспектах развивающего образования в становлении учителя-профессионала"
статья
В статье анализируются условия становления педагога-профессионала, подчёркивается актуальность развития творческих способностей, одним из компонентов которых, является познавательная активность. В качестве обогащения учебного процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы, формирования успешности у будущего профессионала предлагается применение во внеаудиторной деятельности новых технологий, к которым относится и «Метод проектов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akimenko_evsyukova_1.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК: 373.3
В.М. Акименко
С.В. Евсюкова
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ-ПРОФЕССИОНАЛА
Аннотация: В статье анализируются условия становления педагога-профессионала, подчёркивается актуальность развития творческих способностей, одним из компонентов которых, является познавательная активность. В качестве обогащения учебного процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы, формирования успешности у будущего профессионала предлагается применение во внеаудиторной деятельности новых технологий, к которым относится и «Метод проектов».
Ключевые слова: подготовка выпускников Вузов, компетентность, профессионализм, познавательная активность, активные методы обучения, внеаудиторная деятельность, «Метод проектов».
.
В современных педагогических исследованиях проблема подготовки педагогов к профессиональной деятельности рассматривается глубоко и разносторонне. Пристальное внимание общества к деятельности педагогических вузов к качеству подготовки выпускников сегодня становятся наиболее актуальным (В.И. Байденко, Ефремова, В.П. Зинченко, И. Ф. Исаев, Б.Г. Мещерякова, Л.М. Митина, Л.Г. Семушина, М.А. Паламарчук, В. А. Сластенин, С.Ф. Ступницкая, Е. Н. Шиянов и др.),
Одной из наиболее интенсивно разрабатывающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является профессионализация, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию описаний и управлению профессиональным развитием специалиста. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования очерчивает требования к современному учителю и содержанию его профессиональной подготовки, обозначает необходимый уровень компетентностной профессиональный подготовки выпускника. Ведь именно в вузе наиболее заметно человек может раскрыться как творческая личность. Развивающее образование постепенно входит в систему национальных ценностей и становится элементом общественного согласия. В формирующемся российском обществе начинают ценить индивидуальные качества личности, что согласуется с одной из тенденций развития – обращение к субъективному началу обучающихся.
Е.С. Асмаковец, И.М. Кондаков, Л.М. Митина выделяют из интегративных характеристик личности педагога, обуславливающих его профессиональное развитие, компетентность, профессионализм, творческие способности, познавательную активность, в структуру которой входят взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга компоненты: эмоциональный, поведенческий. К условиям, определяющим профессиональное становление педагога, прежде всего, относится развитие его профессионального самосознания, ведь от умения оценивать свои способности и возможности в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности.
Уже к началу 90-х годов появляются работы, ориентированные на учителя, в которых исследуются вопросы развития и формирования инновационных форм обучения и воспитания. Эти работы разделяются по следующим направлениям:
1. Педагогическое. В направлении этого исследования предлагается переосмыслить содержание, организационные формы и методы, формирования у учителя приемов и навыков совместной деятельности с учениками в учебном процессе (К..К. Бабанский, ПК.Кириллова, И.Я. Лериер, М.Н. Скаткин и др.).
- Психологическое. Нацелено на разработку содержания и механизмов мыслительной деятельности педагогов в условиях, при которых осуществляется формирование приемов и навыков совместной мыслительной деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.).
- Методическое. В данном направлении ведутся исследования методического обеспечения инновационного процесса обучения (формы, методы, методические приемы и средства) по конкретному содержанию учебных дисциплин, направляющего учителя на развитие мышления и познавательной активности совместной с учениками деятельности (С.Ф. Бондарь, М.К. Енисеев, Е.П. Бровкина, Е.П. Брунов,И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной и др.).
Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва доказывают, насколько важно учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса познавательную активность обучающего.
Развитие познавательной активности – одна из важных проблем педагогики [5]. Особенно в настоящее время общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы [3].
Поэтому вопросы, связанные с сущностью познавательной активности, особенностями её развития привлекают внимание философов, психологов, педагогов. Разработке этой проблемы занимались и занимаются ведущие педагоги и психологи современности - Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, А.П. Усова, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина,И.П. Сокулина, А.К. Леонтьев, Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов и др.
В исследованиях представителей школы В.Д. Небылицына, Э.А. Голубева, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтес показано, что познавательная активность является высшим проявлением общей активности, активности как меры взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, которая проявляется как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений, выступая как интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий [4].
Проблема познавательной активности в детском, подростковом и юношеском возрасте анализировалась как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне в исследованиях отечественных психологов: Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтес и др. Авторы рассматривают познавательную активность как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях.
Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Г.И. Щукина отмечала, что стимуляция познавательных интересов обучающихся действует из содержания учебного материала, что несёт обучающимся новую незнакомую еще прежде информацию, вызывающую ощущение изумления перед тем, как разнообразен мир и как недостаточно он ещё открыт учащемуся. Сущность знаний заключает в себе способности по-новому пробраться в ранее известное, раскрывать в имеющихся знаниях новейшие грани, рассматривать их под новым углом зрения и чувствовать при этом глубочайшее ощущение удовлетворения. Содержание знаний несёт в себе и такой ценный стимул познавательного интереса, как понимание и осознание практической значимости познания [6].
Стимулирование познавательной активности будущих педагогов требует улучшение организации учебного процесса, которое в свою очередь можно обеспечить совершенствованием форм, методов и средств обучения.
Большие возможности в этом аспекте представляет использование активных методов обучения.
Существенный вклад в развитие теории и практики активных методов обучения внесли: М. М. Бирштейн, В.В. Давыдов, Е. В. Зарукина, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.
В условиях высшего образования активным методам обучения уделяется особое внимание, так как их применение позволяет активизировать мышление студента, способствует выработке творческих решений, повышает степень мотивации и эмоциональности.
К активным методам обучения относится и метод проектов. Проектирование, несомненно, может повлиять на содержание и методы организации занятий, и конечно на повышение интереса к профессиональной деятельности.
Обоснование технологии «Метода проектов» базируется на концепциях, теориях, научных идеях В.В. Гузеева, М.А. Петухова, Г.К. Селевко, И.С. Якиманской и др.
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, или метод проектов. Он нацелен на активизацию творческих возможностей обучающегося. Э.Г Азимов, А.Н. Щукин считают применение метода проектов поможет перейти от школы памяти к школе мышления, перенести акцент с обучающего учителя на познающего ученика.
У.Х. Килпатрик, Дж. Дьюи, Ю. С. Кострова, С.Т. Шацкий, и другие, отмечают следующие положительные стороны метода проектов: развитие инициативы обучающихся, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проектная деятельность студента представляет собой условное воспроизведение в реальной практической деятельности элементы профессиональной деятельности, создает условия реального обучения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к профессиональной деятельности. Выполнение разнообразных проектов позволяет реализовывать не только воспитательные и образовательные задачи, но и творческие. Благодаря новым внедрившимся технологиям студенты могут по-новому взглянуть на себя и на свои творческие способности, которые они смогут воплощать на уроках.
Повышение качества подготовки студентов требует научно – обоснованного подхода к выбору оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса.
Е.В. Балацкий, исследующий проблемы вузовского образования отмечает наличие целого ряда недостатков, характерных для современного высшего образования, это, прежде всего, «…появившийся у студентов феномен отождествления сложных научных знаний, отсутствие востребованности качественного образования рынком труда, неэффективность конкурсной системы в вузах, неадекватное содержание учебных курсов …», что в целом «позволяет говорить о снижении качества обучения в российских вузах» [1].
Вот почему возникает необходимость в специальной внеаудиторной подготовке, которая бы позволили вооружить будущих учителей знаниями и умениями профессионально выполнять исследования, подготовить их к внедрению в школьную практику. Поэтому в системе вузовской подготовки специалистов важна ориентация будущего учителя на сочетание учебно-воспитательной работы с научными поисками. Исходя из этого положения, как уже отмечалось выше, с первых шагов пребывания в вузе каждый студент должен принимать участие в организованной и системной внеаудиторной деятельности и научно-исследовательской работе, которая должна планироваться по курсам с постепенным усложнением заданий и переходом к самостоятельному решению задач научного творчества.
Внеаудиторная деятельность является формой организации обучения студентов Вуза, при которой учитываются их склонности интересы, способности. Внеаудиторная деятельность позволяет расширить возможности поиска способа уменьшения нагрузки студентов не только без ущерба для уровня образования, но и значительно улучшать качество образования. Внеаудиторная деятельность позволяет обеспечить определенный уровень образовательной подготовки, профессиональную ориентацию студентов. организация внеаудиторной деятельности. Вопросами организации внеаудитороной деятельности занимались такие учёные как Э.Г. Азимов, С.С.Витвицкая, И.Ф.Исаев, А. В. Казьмерчук, Л.В. Кондрашов, В.О. Кутьев,. и др.
Бесспорно, наиболее широко в исследованиях различных авторов представлена внеурочная деятельность школьников И.А. Каирова, В.О. Кутьев, И.П. Подласый, В.Д. Шадриков и др.
Наиболее сильной стороной внеаудиторной деятельности является организация личностно – ориентированного обучения и воспитания, где требуется признать индивидуальность каждого студента и право его на это, научиться сотрудничать с ним и научить студентов сотрудничать между собой Содержание подаваемого материала, формы, методы, приемы, используемые в процессе внеаудиторной работы, должны максимально преломляться через призму личности обучаемого: его потребностей, мотивов.. способностей, активности, интеллекта и других индивидуально - психологических особенностей. Это возможно на основе дифференциации внеаудиторной работы, когда учитываются склонности, интересы и проявившиеся способности студентов, а затем на основании учета создаются благоприятные условия для их дальнейшего развития.
Внеаудиторная деятельность предполагает создание структуры учебного учреждения, максимально учитывающего индивидуальные способности и возможности студента: этот необходимое условие воспитания самостоятельно и творчески мыслящей личности, способной взаимодействовать в системах «ученик – ученик», «ученик – учитель» на разных стадиях развития учебного коллектива. Внеаудиторная деятельность как форма обучения ставит перед собой главную задачу – вносить изменение в развитие индивидуальных базовых способностей личности студентов, мышления и общения, на основе которых и строится учебно-воспитательный процесс, влияющий на динамику развития студенческого коллектива.
Педагогический вуз готовит студентов к профессиональной педагогической работе в школе. Следовательно, выпускник вуза должен быть подготовлен к решению тех задач, которые ставятся перед общеобразовательной школой на современном этапе.
Огромная роль отводится студенческим научным кружкам - форме организации научной деятельности студентов, выражающаяся в привлечении студентов к научной деятельности, содействии в выборе научного направления, проведении научных заседаний, заслушивании и обсуждении на них докладов, участия в студенческих научных мероприятиях различного уровня.
Студенческий научный кружок - это единое научное сообщество студентов, способствующее овладению специальными знаниями, умениям и навыками как основы формирования причастности самого студента к порождению знаний.
В своём исследовании, в рамках студенческого научного кружка, мы планировали апробировать такой вид внеаудиторной деятельности как «Метод проектов». Этот вид внеаудиторной деятельности, как показывает теоретическая часть нашего исследования, обладает достаточными педагогическими возможностями формирования учебной успешности студента. В самом общем понимании, возможности - это средства, включающие содержание того или иного компонента среды, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. В процессе внеаудиторной деятельности педагог имеет возможность применять нестандартные эффективные педагогические технологии построения учебного процесса на концептуальной основе, обучение укрупненными дидактическими единицами, организационно-деятельностные и имитационные игры, компьютерные технологии и активные методы обучения [7]. Анализ реального их применения показывает, что «Метод проектов» используются не в полной мере. Совершенно правомерно, что большинство учителей связывают причины неудач в обучении с собственными пробелами в знаниях теоретических основ активных методов обучения, недостаточной подготовкой, отсутствием необходимых навыков.
Таким образом, педагогические возможности внеаудиторной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, организуемыми в Вузе, обладают более выраженными потенциальными преимуществами, способствующими целям формирования учебной успешности, за основу которых может быть взят «Метод проектов».
Список литературы:
1.Балацкий Е.В. Экономическая безопасность в сфере образования // Экономика в образовании. – 2007. - № 3 – 79-89.
2. Ижболдина Г.Т. Формирование познавательной активности младших школьников / Г.Т. Ижболдина // Наука, образование и культура. – 2016. – № 6 (9). – С. 76-78.
3. Спирина Н.С. Формирование познавательной активности младших школьников / Н.С. Спирина, Н.В. Шаманин // Психология учебной и профессиональной деятельности: сборник конференции «Психология учебной и профессиональной деятельности» (Владимир, 27-28 марта 2018 г.). – 2018. – С. 157-161.
- Хлестова, Е.Д. Вопросы практического психолога современной школы / Е.Д. Хлестова // Наука и школа. – 2006. - №5. – С.40-43
- Чучуева М.А. Принципы формирования познавательной активности младших школьников / М.А. Чучуева // Транспортное дело России. – 2011. – № 8. – С. 105-106.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М., 1979. - 160с.
- Иванова А.Д. Использование виртуальной экскурсии на уроках в начальной школе в 3 классе как средство развития познавательной активности младшего школьника [Электронный ресурс] / А.Д. Иванова. – URL:https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/satia_po_teme_ispolzovanie_virtualnoi_ekskursii_na_urokakh_v_nachalnoi_shkole_v_.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»
Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...
Некоторые аспекты инновационных процессов в образовании
Социальные изменения, глобальный процесс становления информационного общества, взаимопроникновение культур и языков в условиях взаимозависимости мира предъявляют сегодня новые требования к...
Некоторые аспекты становления молодого специалиста в рамках реализации учебного проекта "Успешное чтение".
У нашего колледжа педагогическая направленность. Образ современного учителя не раз обсуждался на уроках и во внеурочной деятельности всего ...
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Представлен обзор подходов к системе оценивания...
Некоторые аспекты оформлении программ в дополнительном образовании детей
Статья посвящена некоторым вопросам в оформлении общеразвивающих программ в дополнительном образовании. В статье особое внимание уделяется вопросам подбора наиболее эффективных средств и методов...
Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.
То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитат...
Статья " О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ УЧИТЕЛЯ-ПРОФЕССИОНАЛА"
Статья в научный собрник СГПИ на тему:"О некоторых аспектах развивающего образования в становлении учителя-профессионала"...