НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Представлен обзор подходов к системе оценивания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_znaniy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                            КОНТРОЛЬ

-  проблема  контроля

- связан  всегда  с  целью  обучения

- сегодня:  речевая  деятельность, но  она  невозможна  без  языкового  материала

-  ранее:  контроль  знаний (конкретность заданий)

теперь:  умений (параметры  и  критерии)

                      ИСТОРИЯ

  • балльная  система (средневековье, Германия, схоласты);
  • середина  19  века -  теория  свободного  воспитания
  • графическая  система
  • 1918  год -  отмена  отметок, вместо  них  -  характеристики, которые  со  временем  стали  носить  всё  более  трафаретный  характер, поэтому  опять -  к  отметкам, к  5  балльной  шкале  в  массовой  школе.

Сегодня  -  проблема содержания   контроля

Её  снимает  Общеевропейская  шкала, но  она  предполагает, что обучение -  ведущая  личностная  потребность, что  не  стало  для  России  фактом  социальным.

История  контроля  в  России -  шараханье  из  одной  крайности  в  другую.

 В.А. Сухомлинский:  «Контроль -  явление  агрессивное, учёба  ради отметки -  ложь.  Что  можно ожидать  от  человека, у  которого  уже  в  детстве  притупилось  чувство  собственного  достоинства?»

Отрицательные  стороны  контроля:

- заставить  ученика учиться

- проявлять  свою  власть

- симпатия -  антипатия  учителя

- разные  отметки  за  одинаковые  ответы  у  разных  учителей

-  боязнь, страх оценки

-  зависимость  своего  положения  в  классе  от  отметки

Современный  взгляд  на  контроль:

Оценивать  не  личность  ребёнка, а  его  работу  с  учётом  условий, в  которых  она  выполняется

               ФУНКЦИИ  КОНТРОЛЯ

  1.  Проверочная –

учитель  для  себя  устанавливает  факт, а  не  качество  обратной  связи (напр., к  начинающему  учителю  идёт  на  урок  завуч)

  1. Оценочная –

выявляет  качество  обратной  связи

  1. Мотивационно -  стимулирующая

Любая  деятельность  учащихся  оценивается  с  двух  сторон:

-  процесс (активность, усердие, мотивированность)

-  результат

Эта  функция  предполагает  внимание  к  внутренним  изменениям  в  душе  и  сознании  ребёнка, служит  способом  обнаружения  достижений  и  успехов  учащихся.

 На  среднем  этапе  обучения  развитие  личности  является  приоритетной  образовательной  задачей.

  1. Обучающая  функция

идеально  реализуется  путём  выполнения  тестов  на  множественный  выбор  (с  комментариями). Интенсификация  работы  мозга, систематизация, анализ, сопоставление, выбор.

На  уроке  на  стадии  активизации (подстановка  с комментариями, вслух, в  интерактивном  режиме). Необходимо  обилие  тестов.  Проводить  целесообразнее  во  второй  половине  урока  или  даже  под  конец, но  регулярно

  1.  Корректирующая  функция

помогает  учителю  увидеть  сильные  и  слабые  стороны  своей  деятельности, «налечь»  на  западающие  аспекты, подкорректировать. Для  этого  рекомендуется  взаимопосещение  с  последующим  анализом  и  самоанализом  урока.  Слух  и  зрение  притупляются, не  видим  очевидных  недочётов, не  слышим  фонетических  и  прочих  ошибок, в  том  числе  и  своих:  слова -  паразиты, нелепые  жесты, невротические  жесты, мимика, просчёты  в  имидже, а  профессия  учителя -  публичная.

  1. Диагностирующая  функция

позволяет  выявить:

-  уровень  знаний  учащихся

-  положительную  или  отрицательную  динамику  

- трудности, которые  они  испытывают

- анализ  причин, приведших  к  этому  факту

 -  наличие  сдвигов  относительно  «вчера», (прошлого  месяца, прошлой  четверти, полугодия)

7. Развивающая  функция

как  и  обучающая  состоит  в  том, что  предельно  активизируется  умственная  деятельность, что  содействует  развитию  обучаемого, но  это  не  тест  на  множественный  выбор, а  задания  на  догадку, сообразительность (напр., найти  аналогичные  по  смыслу  пословицы, рифмующиеся  слова  и  т.п.)

  1. Воспитывающая  функция

- дисциплинирует,  держит  в  учебной  форме, результат  воспитывает  критическое  отношение  к  своему  труду.

                        ВИДЫ  КОНТРОЛЯ

Предварительный

даёт  сведения  об  исходном  уровне  иноязычной деятельности (навыки, умения).

На  основании  данных  предварительного  контроля  учитель  вносит изменения  в  планирование, намечает  пути  устранения  выявленных  пробелов. Составляется  на  основе  нормативных  документов:  что  учащийся  к  этому  периоду  обучения  должен  знать, уметь (темы, объём  деятельности)

Текущий

Не  прерывает  процесс  обучения.  Это  непрерывная  информация  о  ходе  и  качестве  усвоения  учебного  материала (отметки  за  урок).  Это  контроль  процесса  становления  коммуникативной  компетенции.  Он  устанавливает  соответствие  между  намеченной  целью  и  достигнутыми  результатами.

Периодический (он  же  рубежный, тематический)

после  прохождения  темы  или  окончания  четверти.  Проводится  на  специально  запланированных  уроках, проверяет  достаточно  большой  объём  материала  в  форме  контрольных  работ, тестов, зачётов.

Итоговый

(экзамены)  устанавливает  соответствие  проверяемых  знаний  и  умений  программным  требованиям  к  уровню  обученности  по  этапам (начальная  школа, основная, старшая)

               ФОРМЫ  КОНТРОЛЯ

- устный

- письменный

- тестирование

- фронтальный

- индивидуальный

- комбинированный

- взаимный

ФРОНТАЛЬНЫЙ  ОПРОС\КОНТРОЛЬ  для:

 - проверки  домашнего  задания

 - актуализации  материала (подготовки  к  усвоению  нового)

 - закрепления  только  что  преподнесённого  нового  материала

 - в  начале  этапа  активизации  материала

Обычно  это  вопросно -  ответные  задания.  Если  вопросы  носят  поисковый  характер, побуждают  учащихся к  самостоятельной  мыслительной  деятельности (сравнение, объяснение  причины Почему? В  чём  сходство -  различие? Какое  значение  имеет  для  …?), то  может  рассматриваться  как  текущий  контроль  или  диагностирующий  контроль  и  сопровождаться  индивидуальными  отметками.

+++ охват  большого  количества  учащихся,

активизация  памяти, мышления, внимания, речевой  реакции

 --- поверхностное  представление  о  знаниях  и  умениях  учащихся, а,  следовательно, возможность  необъективной  оценки

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ОПРОС/КОНТРОЛЬ

Более  точные  и  достоверные  данные, но  малый  охват,  поэтому  перед  учителем  стоит  проблема  занятости  остальных  учащихся

КОМБИНИРОВАННЫЙ  КОНТРОЛЬ  связан  с  дифференцированным  подходом  к  обучению

ВЗАИМНЫЙ  КОНТРОЛЬ

Предполагает  работу  в  парах, при  этом  учитель  ходит  по  классу  и  контролирует  деятельность  учащихся

ПИСЬМЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ

- контрольная  работа

- close - test

- диктант (минидиктант)

 - изложение

- сочинение, эссе

  --- занимает  много  времени  на  уроке, поэтому  стоит  задать  на  дом (написать  конец  истории, переписать  с  другими  обстоятельствами)

 Но  close -  test  только  в  классе!!! С  соблюдением  режима  времени. Также  эссе в  формате  ЕГЭ

При  выполнении клоуз -  теста  осмысливается  информация   предшествующая  и  последующая, анализируются  грамматические  структуры, извлекается  из  памяти  нужный  вербальный  элемент, сочетающийся   с  данным  контекстом  и  окружением.  

В  клоуз  -  тесте  может  быть:

-  фиксированный  пропуск  слов (например, на  определённое  лексическое  или  грамматическое  явление, фоновые  или  страноведческие  знания)

-  нефиксированный

-  определенный  по  порядку (си -  тест)

К  клоуз  -  тестам  может  даваться  альтернативный  ряд, но  без  него  обучающий  эффект  усиливается.

Важно:

-  выбор  текста (тема, языковой  материал, учёт  возрастных  интересов),

- количество  и  характер  слов, которые  убираем  из  текста

-  предоставить  учащимся  возможность  прочитать  весь  текст, т.к.  информация  из  конца  может  послужить  для  заполнения  пропусков  в  начале

Тест  на  множественный  выбор:  задания - не  вопросы  и  не  загадки, а  ответы, один  из  которых  верный, остальные  отвлекающие.

Языковые  и  речевые  тесты.

Речевые  тесты -  задания  открытого  типа.

Напр.,

 Величайшим  поэтом нации  англичане  считают  Шекспира, который  родился  ___________________________

(Англия, Стратфорд, 1564)

Задания  со  свободно  конструированным  ответом.

Напр.,

Катрин  -  вегетарианка.  Она  не  ест  мясо, но  ест  много         …………………………………………………………………

Коммуникативные  тесты:

- Прочитайте  рецепт, выпишите  слова, составляющие  список  необходимых  продуктов

- Прочтите  программу  поездки  и  составьте  список  одежды, которую  следует  взять  с  собой

- Напишите  другу, каким  транспортом  можно  добраться  до  города\места, где  вы  живёте

- Ты  звонишь  другу, чтобы  перенести  вашу  встречу.  Составь  вопросы  и  сформулируй  предложения.

Критерии  оценки  диалога:

-  ситуативность (соответствие  речевого  акта  ситуации, составу  участников)

- апеллятивность (обращённость говорящего  к  своему  партнёру)

-  реактивность (своевременная  и  осмысленная  реакция  на  вопрос  или  реплику  собеседника)

-  коммуникабельность -  способность  поддерживать  разговор, предложение  новых  тем)

Критерии  оценки  монолога:

- коммуникативность (способность  добиться  понимания, соответствие  поставленной  задаче, выражение  собственного  мнения, отношения, оценки, наличие  аргументов, выводов, заключений)

- содержательность

- продолжительность

- связность

- логичность

- темп  речи

- языковая  нормативность

КОНТРОЛЬ  в  чтении  зависит  от  цели  чтения

Перевод  применяется только  в  тех  случаях, когда  для  чтения  специально  предполагается  словарь.  Тогда  текст  должен  быть  аутентичным  и  содержать  языковой  материал, непереводимый  дословно.

Контроль    понимания  речи  на  слух  зависит  также  от  цели  прослушивания.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей средствами географии.

В стать рассматриваются формы работы с детьми, которы увлекаются географией. Возможно они свяжут свою будущую деятельность с это наукой. день предмета, занятия в Летней школе, НОУ - не полный перечень...

Некоторые аспекты системы оценивания в условиях ФГОС

В статье представлены некоторые аспекты системы оцениваня в условиях ФГОС....

Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования

Методические материалы для рассмотрения на заседаниях УС, ПС, ШМО. МС по вопросам формирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО):- информация с Коллегии Минобрнауки России от 25.1...

Некоторые аспекты реализации современной системы оценивания качества математической подготовки школьников на ступени ООО

Особенность  ФГОС нового  поколения   -  деятельностный  характер,  который  ставит  главной  задачей  развитие  личности  учащегося....

Некоторые аспекты оформлении программ в дополнительном образовании детей

Статья посвящена некоторым вопросам в оформлении общеразвивающих программ в дополнительном образовании. В статье особое внимание уделяется вопросам подбора наиболее эффективных средств  и методов...

А.Н.Шевелев ФГОС школьного образования: анализ некоторых аспектов современной ситуации внедрения

Александр Николаевич Шевелев, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования...

"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".

quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....