НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬ
- проблема контроля
- связан всегда с целью обучения
- сегодня: речевая деятельность, но она невозможна без языкового материала
- ранее: контроль знаний (конкретность заданий)
теперь: умений (параметры и критерии)
ИСТОРИЯ
- балльная система (средневековье, Германия, схоласты);
- середина 19 века - теория свободного воспитания
- графическая система
- 1918 год - отмена отметок, вместо них - характеристики, которые со временем стали носить всё более трафаретный характер, поэтому опять - к отметкам, к 5 балльной шкале в массовой школе.
Сегодня - проблема содержания контроля
Её снимает Общеевропейская шкала, но она предполагает, что обучение - ведущая личностная потребность, что не стало для России фактом социальным.
История контроля в России - шараханье из одной крайности в другую.
В.А. Сухомлинский: «Контроль - явление агрессивное, учёба ради отметки - ложь. Что можно ожидать от человека, у которого уже в детстве притупилось чувство собственного достоинства?»
Отрицательные стороны контроля:
- заставить ученика учиться
- проявлять свою власть
- симпатия - антипатия учителя
- разные отметки за одинаковые ответы у разных учителей
- боязнь, страх оценки
- зависимость своего положения в классе от отметки
Современный взгляд на контроль:
Оценивать не личность ребёнка, а его работу с учётом условий, в которых она выполняется
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ
- Проверочная –
учитель для себя устанавливает факт, а не качество обратной связи (напр., к начинающему учителю идёт на урок завуч)
- Оценочная –
выявляет качество обратной связи
- Мотивационно - стимулирующая
Любая деятельность учащихся оценивается с двух сторон:
- процесс (активность, усердие, мотивированность)
- результат
Эта функция предполагает внимание к внутренним изменениям в душе и сознании ребёнка, служит способом обнаружения достижений и успехов учащихся.
На среднем этапе обучения развитие личности является приоритетной образовательной задачей.
- Обучающая функция
идеально реализуется путём выполнения тестов на множественный выбор (с комментариями). Интенсификация работы мозга, систематизация, анализ, сопоставление, выбор.
На уроке на стадии активизации (подстановка с комментариями, вслух, в интерактивном режиме). Необходимо обилие тестов. Проводить целесообразнее во второй половине урока или даже под конец, но регулярно
- Корректирующая функция
помогает учителю увидеть сильные и слабые стороны своей деятельности, «налечь» на западающие аспекты, подкорректировать. Для этого рекомендуется взаимопосещение с последующим анализом и самоанализом урока. Слух и зрение притупляются, не видим очевидных недочётов, не слышим фонетических и прочих ошибок, в том числе и своих: слова - паразиты, нелепые жесты, невротические жесты, мимика, просчёты в имидже, а профессия учителя - публичная.
- Диагностирующая функция
позволяет выявить:
- уровень знаний учащихся
- положительную или отрицательную динамику
- трудности, которые они испытывают
- анализ причин, приведших к этому факту
- наличие сдвигов относительно «вчера», (прошлого месяца, прошлой четверти, полугодия)
7. Развивающая функция
как и обучающая состоит в том, что предельно активизируется умственная деятельность, что содействует развитию обучаемого, но это не тест на множественный выбор, а задания на догадку, сообразительность (напр., найти аналогичные по смыслу пословицы, рифмующиеся слова и т.п.)
- Воспитывающая функция
- дисциплинирует, держит в учебной форме, результат воспитывает критическое отношение к своему труду.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Предварительный
даёт сведения об исходном уровне иноязычной деятельности (навыки, умения).
На основании данных предварительного контроля учитель вносит изменения в планирование, намечает пути устранения выявленных пробелов. Составляется на основе нормативных документов: что учащийся к этому периоду обучения должен знать, уметь (темы, объём деятельности)
Текущий
Не прерывает процесс обучения. Это непрерывная информация о ходе и качестве усвоения учебного материала (отметки за урок). Это контроль процесса становления коммуникативной компетенции. Он устанавливает соответствие между намеченной целью и достигнутыми результатами.
Периодический (он же рубежный, тематический)
после прохождения темы или окончания четверти. Проводится на специально запланированных уроках, проверяет достаточно большой объём материала в форме контрольных работ, тестов, зачётов.
Итоговый
(экзамены) устанавливает соответствие проверяемых знаний и умений программным требованиям к уровню обученности по этапам (начальная школа, основная, старшая)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- устный
- письменный
- тестирование
- фронтальный
- индивидуальный
- комбинированный
- взаимный
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС\КОНТРОЛЬ для:
- проверки домашнего задания
- актуализации материала (подготовки к усвоению нового)
- закрепления только что преподнесённого нового материала
- в начале этапа активизации материала
Обычно это вопросно - ответные задания. Если вопросы носят поисковый характер, побуждают учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности (сравнение, объяснение причины Почему? В чём сходство - различие? Какое значение имеет для …?), то может рассматриваться как текущий контроль или диагностирующий контроль и сопровождаться индивидуальными отметками.
+++ охват большого количества учащихся,
активизация памяти, мышления, внимания, речевой реакции
--- поверхностное представление о знаниях и умениях учащихся, а, следовательно, возможность необъективной оценки
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС/КОНТРОЛЬ
Более точные и достоверные данные, но малый охват, поэтому перед учителем стоит проблема занятости остальных учащихся
КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ связан с дифференцированным подходом к обучению
ВЗАИМНЫЙ КОНТРОЛЬ
Предполагает работу в парах, при этом учитель ходит по классу и контролирует деятельность учащихся
ПИСЬМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
- контрольная работа
- close - test
- диктант (минидиктант)
- изложение
- сочинение, эссе
--- занимает много времени на уроке, поэтому стоит задать на дом (написать конец истории, переписать с другими обстоятельствами)
Но close - test только в классе!!! С соблюдением режима времени. Также эссе в формате ЕГЭ
При выполнении клоуз - теста осмысливается информация предшествующая и последующая, анализируются грамматические структуры, извлекается из памяти нужный вербальный элемент, сочетающийся с данным контекстом и окружением.
В клоуз - тесте может быть:
- фиксированный пропуск слов (например, на определённое лексическое или грамматическое явление, фоновые или страноведческие знания)
- нефиксированный
- определенный по порядку (си - тест)
К клоуз - тестам может даваться альтернативный ряд, но без него обучающий эффект усиливается.
Важно:
- выбор текста (тема, языковой материал, учёт возрастных интересов),
- количество и характер слов, которые убираем из текста
- предоставить учащимся возможность прочитать весь текст, т.к. информация из конца может послужить для заполнения пропусков в начале
Тест на множественный выбор: задания - не вопросы и не загадки, а ответы, один из которых верный, остальные отвлекающие.
Языковые и речевые тесты.
Речевые тесты - задания открытого типа.
Напр.,
Величайшим поэтом нации англичане считают Шекспира, который родился ___________________________
(Англия, Стратфорд, 1564)
Задания со свободно конструированным ответом.
Напр.,
Катрин - вегетарианка. Она не ест мясо, но ест много …………………………………………………………………
Коммуникативные тесты:
- Прочитайте рецепт, выпишите слова, составляющие список необходимых продуктов
- Прочтите программу поездки и составьте список одежды, которую следует взять с собой
- Напишите другу, каким транспортом можно добраться до города\места, где вы живёте
- Ты звонишь другу, чтобы перенести вашу встречу. Составь вопросы и сформулируй предложения.
Критерии оценки диалога:
- ситуативность (соответствие речевого акта ситуации, составу участников)
- апеллятивность (обращённость говорящего к своему партнёру)
- реактивность (своевременная и осмысленная реакция на вопрос или реплику собеседника)
- коммуникабельность - способность поддерживать разговор, предложение новых тем)
Критерии оценки монолога:
- коммуникативность (способность добиться понимания, соответствие поставленной задаче, выражение собственного мнения, отношения, оценки, наличие аргументов, выводов, заключений)
- содержательность
- продолжительность
- связность
- логичность
- темп речи
- языковая нормативность
КОНТРОЛЬ в чтении зависит от цели чтения
Перевод применяется только в тех случаях, когда для чтения специально предполагается словарь. Тогда текст должен быть аутентичным и содержать языковой материал, непереводимый дословно.
Контроль понимания речи на слух зависит также от цели прослушивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей средствами географии.
В стать рассматриваются формы работы с детьми, которы увлекаются географией. Возможно они свяжут свою будущую деятельность с это наукой. день предмета, занятия в Летней школе, НОУ - не полный перечень...
Некоторые аспекты системы оценивания в условиях ФГОС
В статье представлены некоторые аспекты системы оцениваня в условиях ФГОС....
Подходы к формированию единой системы оценки качества школьного образования
Методические материалы для рассмотрения на заседаниях УС, ПС, ШМО. МС по вопросам формирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО):- информация с Коллегии Минобрнауки России от 25.1...
Некоторые аспекты реализации современной системы оценивания качества математической подготовки школьников на ступени ООО
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося....
Некоторые аспекты оформлении программ в дополнительном образовании детей
Статья посвящена некоторым вопросам в оформлении общеразвивающих программ в дополнительном образовании. В статье особое внимание уделяется вопросам подбора наиболее эффективных средств и методов...
А.Н.Шевелев ФГОС школьного образования: анализ некоторых аспектов современной ситуации внедрения
Александр Николаевич Шевелев, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования...
"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".
quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....