Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.
методическая разработка
То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство и являются идеальным материалом для развития творческого мышления, тренировки памяти.
Шахматы формируют и совершенствуют такие черты характера, как решительность, выдержка, терпение, сосредоточенность, трудолюбие, усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Занятия шахматами способствуют повышению усвоения и учебного материала в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности шахмат.
Шахматы по своему содержанию находятся между спортом, искусством и наукой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty_tehnologii_razvivayushchego_obucheniya_shahmatnoy_igre.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Некоторые аспекты технологии развивающего обучения детей шахматной игре» |
|
То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство и являются идеальным материалом для развития творческого мышления, тренировки памяти. Шахматы формируют и совершенствуют такие черты характера, как решительность, выдержка, терпение, сосредоточенность, трудолюбие, усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения и учебного материала в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности шахмат.
Шахматы по своему содержанию находятся между спортом, искусством и наукой.
Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.
Педагогическая технология – это заранее спроектированный учебный процесс в совокупности способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, обеспечивающий эффективность функционирования педагогической системы и достижения четко поставленных педагогических целей.
Цели обучения всегда подразумевают сдвиги во внутреннем состоянии учащегося, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т.д. Между тем, судить о результатах обучения, то есть о достижении целей, можно лишь по внешним проявлениям – по внешне выраженной деятельности ученика, ее продуктам (ответу, решению задач и т.д.).
Общие способы и правила четкой формулировки и упорядочения педагогических целей разработаны Б.С. Блумом и широко используются при планировании обучения и оценке его результатов. На основе классификации целей обучения Б.С. Блума[1], считаю, можно сформулировать педагогические цели технологии обучения игре в шахматы детей (табл.1).
Таблица1
Уровни учебных целей по Б.С. Блуму. | Действия воспитанника, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. |
|
2. Понимание Показателем понимания может служить преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. | • Объясняет: целесообразность соблюдения правил игры в дебюте; ошибочные и верные ходы. • Преобразует реальные шахматные позиции в графические и знаковые модели и обратно. Записывает шахматные партии и воспроизводит партии по записи. • Предвидит развитие шахматных позиций (форсированные варианты). • Предсказывает результат партии на основании оценки позиции. |
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. | • Применяет знания – правила, тактические приемы и т.д. – при решении аналогичных шахматных задач: 1) на реальных шахматах, 2) на графических моделях. • Решает многоходовые задачи по заданному алгоритму: 1) вербальному, 2) знаковому. • Использует знания в новых ситуациях в практической игре. |
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на оставляющие так, чтобы ясно выступала структура. | Оценивает значимость фигуры в позиции. • Умеет вычленить в позиции существенные отношения между фигурами, способствующие решению задачи. • Видит ошибки в игре соперника, следит за соблюдением правил игры. |
5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. | • Предлагает план реализации преимущества. Умеет доводить партию до логического завершения. • Составляет позиции с заданной внутренней закономерностью: 1) на реальных шахматах, 2) на графических моделях. • Дополняет искомую позицию недостающими фигурами: 1) на реальных шахматах, 2) на графических моделях. • Составляет схемы тактических приемов |
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала | Оценивает позицию. Оценивает возможность применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения пешки, постановки мата и др. |
Данная технология обучения шахматам состоит из последовательности занятий, сгруппированных в четыре блока по предметному содержанию: основы шахматной игры, простейшие эндшпили, игра в дебюте, тактические приемы.
Подача учебного материала имеет три уровня сложности в зависимости от подготовленности воспитанника:
- 1-й уровень (для тех, кто только начинает играть в шахматы): изучаются основы шахматной игры, простейшие эндшпили, основные правила игры в дебюте;
- 2-й уровень (для тех, кто уже знает основы шахматной игры, основные правила игры в дебюте): простейшие эндшпили, игра в дебюте (на примере коротких партий), тактические приемы (в 2-3 хода по алгоритму.
- 3-й уровень (для тех, кто уже достиг определенных результатов в игре в шахматы): простейшие эндшпили, игра в дебюте, тактические приемы (в 2-3 хода и 4-5 ходов по алгоритму).
На каждом занятии учебная деятельность воспитанника организуется в форме: совместной работы ребёнка с педагогом, самостоятельной работы по заданию педагога, совместной работы детей в парах. Каждая новая тема изучается на реальных шахматах, основные положения фиксируются в виде диаграмм с графическим обозначением существенных отношений между фигурами в позиции и схем решения в виде алгоритмов. Постепенно детям предлагается перейти от выполнения заданий на реальных шахматах к выполнению заданий на диаграммах
Определены следующие этапы обучения детей работе с графическими и знаковыми моделями:
На первом этапе обучения предъявляются различные способы замещения реальных шахмат – графические и знаковые модели. Воспитанники обучаются схематизировать шахматную доску и фигуры, осуществлять взаимопереходы между реальными шахматами и их графическими изображениями.
На втором этапе воспитанники обучаются схематизировать ходы фигур: обозначать стрелкой на диаграмме направление движения фигуры, конкретный ход; использовать для фиксации хода шахматную нотацию.
На третьем этапе воспитанники обучаются схематизировать шахматные позиции, с графическим обозначением существенных отношений между фигурами и фиксацией решения первоначально графически (стрелкой на диаграмме), затем используя шахматную нотацию.
На четвертом этапе воспитанники самостоятельно решают задачи на реальных шахматах, фиксируют решение графически и используя шахматную нотацию.
На пятом этапе воспитанники выполняют задания и решают задачи на диаграммах, в том числе многоходовые по алгоритму. Они самостоятельно конструируют шахматные позиции в виде графической модели с заданной внутренней закономерность.
Таким образом, нельзя недооценивать значение шахмат в жизни ребёнка. Задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
а) образовательная - расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность воспитанников, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.;
б) воспитательная – вырабатывается у ребёнка настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
в) творческая – шахматы учат творчеству, поскольку в отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
д) Коррекционную — помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
.
Желаем удачи на пути к изучению, не побоюсь сказать, всечеловеческой любимой игры!
[1] Таксономия Блума Б.С. применительно к познавательной сфере имеет шесть уровней (уровни учебных целей): знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизм формирования исторического мышления через игру как одну из современных технологий развивающего обучения
Описание опыта использования игровых технологий на уроках истории...
Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.
Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...
СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"
Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...
По проблеме"Современные аспекты коррекционно-развивающего обучения
Удостоверение - 2013 год, 72 часа....
Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года
Обучение шахматам содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)....
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....