Статья "Адаптивный интенсив для первокурсников" как форма организации эффективной деятельности куратора"
статья (10 класс)

«АДАПТИВНЫЙ ИНТЕНСИВ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnyy_intensiv.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

«АДАПТИВНЫЙ ИНТЕНСИВ ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА

Чернова Е.Е.

ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»

zhenuska1981@mail.ru

Качественные изменения российского общества породили новые требования к человеку. Современной  России нужны люди, которые способны реализовать свои свежие идеи, смелые взгляды, новые мысли, свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе среднего профессионального образования сегодня требует поиска наилучших путей адаптации молодого поколения к стремительно изменяющимся условиям современной социальной действительности.

        Проблема адаптации в образовательном учреждении среднего профессионального образования является весьма актуальной  для студентов первого курса. Для многих молодых людей адаптация к условиям обучения в техникуме – сложный и волнующий процесс.  

Вступив в новую социальную обстановку, студенты в первые месяцы обучения в техникуме сталкиваются с новыми требованиями, незнакомыми лицами одногруппников, с иным, нежели в школе, отношением со стороны преподавательского состава, с желанием понять, что значит быть студентом. Это, в свою очередь, нередко приводит к обострённому восприятию окружающего мира, к перестройке всего эмоционального фона обучающегося. При этом не все подростки способны успешно справиться с такими изменениями. У таких первокурсников процесс адаптации сопровождается снижением психологических и физических возможностей, ухудшением самочувствия, что может привести к отчислению из техникума из-за нежелания учиться.

Преодолеть этот непростой этап адаптации в жизни первокурсников помогают кураторы учебных групп, именно от них зависит успешность обучения каждого студента, его настрой на учёбу, на получение специальности (профессии), на усвоение общественных и гражданских ценностей. Важным условием эффективной деятельности куратора является наличие действенного методического инструментария и овладение им. Чтобы сделать процесс адаптации первокурсников успешным, интересным и запоминающимся, в ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий» разработан и апробирован «Адаптивный интенсив для первокурсников».

В течение первых трёх дней обучения в техникуме кураторами учебных групп совместно с социально-психологической службой, лидерами студенческого самоуправления, волонтерскими объединениями организуется и проводится экспресс-погружение первокурсников в жизнь техникума.

        Первый день адаптивного интенсива проходит под лозунгом  «Я – студент группы». Главной целью данного этапа является ускорить знакомство студента со своей группой, куратором, организовать совместную деятельность. Использование игровых технологий, тренингов на знакомство позволяет во многом создать благоприятное эмоционально-психологическое окружение, ситуацию успеха для каждого первокурсника, сплотить коллектив, выявить лидеров, снять тревожность и стабилизировать межличностные отношения. Каждый первокурсник в этот день получает «Памятку для первокурсника», в которой содержится информация о режиме учебных занятий, даются советы студентов старших курсов.

Второй день адаптивного интенсива «Я – студент БТПИТ» ставит перед собой цель познакомить первокурсников с инфраструктурой техникума, историей его создания, его достижениями и перспективами развития. С этой целью кураторы устраивают для своих групп медиаобзор «Жизнь техникума» с привлечением официального сайта техникума  и официальной группы в ВКонтакте «БТПИТ#тыНЕодин», проводят экскурсии по всем корпусам зданий образовательной организации, расположенным в разных частях города. Первокурсники посещают новые мастерские, учебные корпуса, спортивные площадки и спортивные залы, библиотеки с читальными залами. Всё это помогает им в дальнейшем хорошо ориентироваться в пространстве техникума. Работа тематических площадок даёт им возможность познакомиться с деятельностью добровольческих объединений техникума, с творческими студиями  и спортивными секциями,  с работой студенческого самоуправления и найти занятие по интересам. Социальные педагоги в этот день рассказывают подросткам о правах и социальных гарантиях, предоставляемых студентам в нашем техникуме, а также знакомят с комплексом мероприятий, направленных на обеспечение материальной и имущественной поддержки отдельных категорий обучающихся.

В третий день адаптивного интенсива «Я – будущий профессионал» ребята погружаются в мир их будущей профессии, специальности. В этот день проводятся классные часы «Что я знаю о своей специальности (профессии)», организуются экскурсии на предприятия – социальные партнёры техникума. Здесь первокурсники получают информацию о выбранной специальности (профессии), об особенностях прохождения производственной практики, о профессиональных перспективах и возможностях развития в конкретной сфере. Кроме того, в режиме живого диалога ребята встречаются с представителями работодателей, участвуют в организованных для них викторинах,  получают памятные подарки, незабываемые эмоции и напутственные слова. На завершающем этапе адаптивного интенсива проходит «Посвящение в студенты» с вручением студенческих билетов.

Таким образом, можно сказать, что от успешности адаптации студентов первого курса к образовательной среде техникума во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье. Снижение периода адаптации - важная цель работы куратора, её достижение во многом способствует дальнейшей активной деятельности поступившего.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Лабораторная работа как форма организации эффективной работы на уроке

Данный материал содержит правила проведения лабораторной работы на уроках русского языка и литературы, а также примеры проведения уроков в такой форме....

Эффективные приемы, формы организации внеурочной деятельности по предметам естественно-математического цикла (авт. Еланцева В.М.)

Эффективные приемы, формы организации внеурочной деятельности по предметам естественно-математического цикла...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"

В статье представлен практический опыт ГБОУ  гимназии №92 Выборгского района  Санкт-Петербурга  в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающи...