Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"
статья (8, 9, 10, 11 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

В статье представлен практический опыт ГБОУ  гимназии №92 Выборгского района  Санкт-Петербурга  в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающих существенное место в решении как образовательных, так и воспитательных задач. Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами и ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. Образовательный туризм представляет собой форму организации учебного процесса и учебной деятельности, осуществляемую за пределами основного образовательного учреждения. Компетентностный подход положен в основу построения туристско-образовательной технологии. В данной статье образовательный туризм рассматривается как  эффективная форма обучения при усвоении учащимися учебных программ по иностранному языку. Образовательный  туризм,  позволяющий  учащимся совмещать  отдых  с  обучением,  является  эффективной формой организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obrazovatelnyy_turizm_gimnaziya_no92.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

"Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"

автор: Смирнова Елена Евгеньевна методист, учитель английского языка ГБОУ гимназия №92 Выборгского района Санкт-Петербурга,

Аннотация

В статье представлен практический опыт ГБОУ  гимназии №92 Выборгского района  Санкт-Петербурга  в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающих существенное место в решении как образовательных, так и воспитательных задач. Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами и ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. Образовательный туризм представляет собой форму организации учебного процесса и учебной деятельности, осуществляемую за пределами основного образовательного учреждения. Компетентностный подход положен в основу построения туристско-образовательной технологии. В данной статье образовательный туризм рассматривается как  эффективная форма обучения при усвоении учащимися учебных программ по иностранному языку. Образовательный  туризм,  позволяющий  учащимся совмещать  отдых  с  обучением,  является  эффективной формой организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО.

Статья

Введение ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода. В последнее время ведется активный поиск и внедрение новых форм и методов обучения учащихся. Основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у учеников устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Именно новые  методы и технологии в образовательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач. По нашему мнению,  к одним из таких инновационных методов относится молодёжный образовательный туризм.

На сегодняшний день виды туризма не только разнообразны и интересны, но очень тесно связаны друг с другом. Туризм – это наилучший и необычный способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в  использовании его возможностей для развития личности, творческого потенциала; расширения горизонта знаний. Именно стремление к знаниям всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из важных задач, которую в полной мере способен решать

туризм.  Актуальность данной статьи заключается в том, что на данный момент туризм играет одну из важнейших ролей в жизни человека, общества и экономики. «Живая» визуализация учебных программ – один из главных мировых трендов в образовательном туризме. Образовательный туризм с каждым днем всё больше внедряется в школьные учебные программы и охватывает все компетентности. Благодаря образовательному туризму перед учащимися открываются новые возможности и опыт, что помогает им

реализовываться и мотивирует к дальнейшему обучению и получению новых

знаний. Образовательный  туризм является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания школьников. Образовательное путешествие, совершаемое автономной детской группой, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов социализации  личности.

Актуальность использования образовательного туризма в образовании определяется также его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного обучения, общения, труда и игры. Потенциал школьного туризма обусловлен эффективностью непосредственного влияния педагога на первичный детский коллектив, традиционной деятельностью и активностью субъектов деятельности. В связи с этим многие проблемы современной школы, например, регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, ослабление перегрузок, возникших вследствие интенсификации процесса обучения, расширение кругозора детей, можно было бы решить путем использования элементов образовательного туризма в учебном процессе. Перечисленные возможности исследуемого вида деятельности позволяют реализовать актуальные цели современного школьного образования в процессе социализации личности. Юношеский туризм  обладает достаточным потенциалом для приобретения учащимися качеств субъекта деятельности, свидетельствующих о готовности к ее осуществлению. Преодоление социального и языкового барьеров, дальнейший выбор профессии, расширение представлений о мире, развитие культурологических факторов играют немаловажную роль в образовательном туризме старших школьников.

Для повышения уровня квалификации и компетентности педагогов наиболее эффективно использовать включение их в саму деятельность. Применительно к образовательному туризму этот вид обучения может рассматриваться как наиболее эффективный по ряду причин:

1. Значительно экономится время, так как процесс самой деятельности и процесс обучения педагога совмещены.

2. В процессе совместной деятельности с детьми педагог получает возможность сразу же применить на практике полученные знания, при необходимости, скорректировать тот или иной практический навык.

3. Образовательная деятельность требует от педагога привлечения конкретного  тематического материала для каждой экскурсии. Это, в свою очередь, создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого учителя. А организация различных видов деятельности побуждает к самостоятельной разработке учебных заданий, методик, учебной работы на маршрутах и т.п., то есть мотивирует учителя к самообразованию в данном виде деятельности.

Туризм как постижение культуры - это, прежде всего, впечатления, а впечатления зависят от людей, которые этим занимаются.

Цель образовательного туризма:

 Формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве: в музеи, в другие города, страны, -  а во времени: к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем  потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит, и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

 Основные задачи:

1.Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории;

2. Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности;

3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма,– это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования. Учащиеся – это будущие рядовые бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии. Только тогда они будут образованными, когда будут знакомы с мировой культурой очно.

  Опыт гимназии

Как средство расширения образовательного пространства образовательной организации, стимулирования учащихся в изучении иностранного языка и поддержки обучения учащихся по другим предметам общеобразовательного цикла, гимназия №92 Выборгского района Санкт-Петербурга   организует образовательный туризм  в рамках работы международного проекта «Гимназия №92 г. Санкт-Петербург – Гимназия Отто фон Таубе г. Гаутинг».

Встреча партнеров является для обеих сторон большим событием и помогает нам решать важные задачи в развитии коммуникативных компетенций на иностранном языке. Школьный обмен вызывает большой интерес как у учащихся, так и у их родителей, значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка, практически формирует и углубляет коммуникативные навыки и умения учащихся благодаря “погружению” в языковую, образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в Германии. Посещение занятий в гимназии, посещение других городов и музеев в них значительно расширяют культурный кругозор учащихся и углубляют их знания немецкого языка. Общение с партнерами и их родителями позволяет сравнивать образ жизни, поведение и манеру общения в другой стране и способствуют воспитанию толерантности и уважения к другому стилю жизни.

Направление деятельности образовательного туризма:

Международный проект по школьному обмену «Россия–Германия, ГБОУ Гимназия № 92 (Санкт-Петербург) – Гимназия Отто фон Таубен (г. Гаутинг, Мюнхен)»

Длительность проекта: Начало развития проекта -  с 1992 года. Длительность каждого проекта - 2 года (один год – прием школьников из Германии, второй год – ответный визит школьников из России). Посещение каждой страны - 1 неделя.

Методическая подготовка школьного обмена начинается с составления плана работы.

  1. Стороны – руководители проекта – это директора гимназии №92  и гимназии Отто фон Таубе – обговаривают сроки, количество участников (учителей и учащихся) с обеих сторон, план мероприятий, расписание совместных уроков в гимназии Отто фон Таубе и гимназии №92, условия проживания в семьях.
  2. В гимназии №92  учителя иностранного  языка организуют  группы для занятий. На  занятиях предлагаются разговорные темы, которые обеспечивают учащимся общение и понимание с немецкими партнерами.
  3. Занятия начинаются с анкетирования “Что ты ждешь от первой поездки в Германию?”.  При изучении темы “Знакомство” учащиеся пишут свое первое письмо к неизвестному партнеру: представляют себя и своих родителей, рассказывают о своей школе, своих увлечениях и интересах, о животных в доме, пишут E-mail. Учащиеся начинают свою переписку по Интернету с новыми друзьями и общаются по Skype на английском  языке. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас и обогащают знания необходимыми речевыми образцами для элементарного общения друг с другом.
  4. Кроме учебных занятий учителя немецкого и английского языка  – участники обмена составляют программу приёма как в Мюнхене, так и в Санкт-Петербурге, обсуждают расписание уроков, которые будут посещать партнеры, готовят культурные программы (немецкие и русские песни, танцы, музыкальные номера, игры, викторины и т.д.)
  5. В гимназии №92 учителя иностранного  языка организуют деятельность учащихся в рамках проекта «Гид по Санкт-Петербургу». В рамках  проекта участники под руководством учителей организуют и проводят экскурсии, разрабатывают индивидуальные экскурсионные маршруты на иностранных языках.. За время поездок учащиеся выполняют определенные задания, участвуют в играх, фестивалях, круглых столах, видео-конференциях, смотрят фильмы о стране пребывания.
  6. По возвращении из Германии учащиеся представляют свои презентации, делают доклады по своим темам, обмениваются мнениями, сравнивают свои впечатления. Материалы поездки публикуются на сайте школы.

Чему же можно научиться, участвуя в таком межкультурном обмене?

  • отражать важные стороны своего жизненного мира и делать их предметом творческой дискуссии;
  • выражать себя;
  • доверять самим себе и другим;
  • принимать и выражать критику;
  • испытывать свои собственные границы и границы других;
  • улучшать свои языковые навыки в различных ситуациях.

Руководители такого проекта, в свою очередь, стараются:

  • расширить пространство освоения учеником культуры через самостоятельную, осмысленную, мотивированную учебную деятельность;
  • реализовать компетентностный подход во всех элементах образовательного взаимодействия;
  • воспитать толерантность;
  • ориентировать на диалог и сотрудничество.

Все это позволяет строить эффективную, привлекательную для ученика образовательную среду. Всего проведено уже 12 школьных обменов (в июне начинается 13): 12 раз наша школа принимала группы школьников из Германии, и 12 раз наши учащиеся посещали  партнерскую школу в Германии. Около 300 российских и немецких школьников приняли участие в этом проекте. Для многих из них эти поездки стали толчком к серьезным занятиям языком, для всех без исключения - незабываемым событием школьной жизни. Школьный обмен - это не туристическая поездка и не отпуск. Межкультурный обмен - это учебный процесс. Проживая в семьях, посещая занятия в школе, участвуя в программе, участники обмена постоянно учатся жить и общаться в чужой культурной среде. Тот, кто принимает участие в школьном обмене, получает уникальный шанс познакомиться со страной, ее культурой, достопримечательностями, историей, системой образования, менталитетом людей, улучшить свои языковые знания и умения, а главное - приобрести друзей. Пребывание за рубежом - это не всегда праздник каждый день. Это  трудности,  моменты непонимания, связанные и с недостаточным знанием языка, и с чужой окружающей средой. Поэтому очень важен отбор участников проекта. Хороших знаний языка и финансовой состоятельности родителей в этом случае недостаточно, нужен позитивный настрой, толерантность и адекватность восприятия увиденного. Почему мы работаем с Германией? - нет комплексов, как было бы возможно с англоязычной страной. И для нас, и для них - это иностранный язык. Наши обмены показывают, как русская и немецкая молодёжь сплачивается вопреки первоначальным языковым барьерам и культурным различиям. Основные вопросы взросления - жизнь, любовь, дружба - трогают и занимают молодёжь независимо от национальности. Участие в межкультурном обмене предоставляет учащимся возможность познакомиться с народом и культурой другой страны. В свою очередь, наши учащиеся помогают европейцам лучше понимать людей и культуру России. Школьники учатся ценить и понимать другую культуру, получают возможность для индивидуального роста и обретения большей независимости, в результате чего становятся более приспособленными к жизни в постоянно меняющемся и все более взаимосвязанном мире. Участники проекта смогут установить прочные связи с членами принимающих семей, сверстниками; часто такие отношения формируются на всю жизнь. Проживание в качестве члена принимающей семьи, а не гостя - это уникальная возможность познакомиться с другой страной и ее культурой, а именно это сделало молодежные обмены такими успешными.

Связь участников не прерывается. Ребята общаются через Интернет, используя электронную почту, различные социальные сети, Skype. И мы уверены, что эта дружба останется в детских сердцах как память о том, где мы были и что увидели. Дети  и взрослые  получают главное – языковую практику. Реальное общение, пусть даже в течение короткого периода, всегда очень полезно. Учащиеся  с удовольствием отметили, что их знаний вполне хватало для того, чтобы без каких - либо затруднений общаться с принимавшими семьями, понимать учителей в гимназии и экскурсоводов в музеях.

Программа школьного обмена будет полезна всем, кто готовится к длительной жизни или работе за границей, желает в совершенстве изучить язык. Это опыт общения с народом другой страны, другой культуры, это совершенствование владения языком и для каждого - преодоление каких-то своих внутренних преград и страхов.

Школьные международные проекты как одни из форм образовательного туризма облегчают встречи молодых людей из разных стран и сред, дает им уникальную возможность узнать друг друга, дискутировать и сопоставлять различные мнения, строя атмосферу понимания и уважения других культур.

Выводы:

Образование дает перспективы – знание иностранных языков открывает горизонты.

При посещении наших школ-партнеров за границей учащиеся не только углубляют знания иностранного языка и знакомятся с системой образования, но и учатся лучше понимать друг друга, относиться с интересом к сверстнику из другой страны.

Благодаря образовательному туризму развивается открытость по отношению к многообразию культур и толерантность. Диалог культур – это способ осознания своей культуры, которая лишь при наличии другой культуры обретает индивидуальность и самобытность. Поэтому очень важным является развитие у учащихся межкультурной компетенции. Образовательный туризм  прокладывает путь к лучшему пониманию между народами и к более успешному решению проблем в будущем во всем мире. Важно заметить, что одной из сильных сторон образовательного туризма является возможность органично реализовывать межпредметные связи в образовательном процессе, закрепляя на практике пройденный материал на уроках в школе, с одной стороны, а с другой, - расширяя объём знаний в ходе совершаемых путешествий. Экскурсионно-образовательные маршруты – это одна из составляющих для развития индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Образовательный туризм с каждым днем всё больше внедряется в школьные учебные программы и охватывает все компетентности. Благодаря образовательному туризму перед учащимися открываются новые возможности и приобретается опыт, что помогает им реализовываться и мотивирует к дальнейшему обучению и получению новых знаний. Образовательный туризм, который широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения и одновременно как эффективная форма организации учебного процесса.

Список литературы

1. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика / И.И. Горлова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sbricur.com/wp-content/uploads/2015/06/2.-ГОРЛОВА_Т.pdf

2. Зорин И.В. Аксиологическое пространство как предметная область педагогики туризма / И.В. Зорин // Теория и практика физической культуры. – №8. – 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/fd2390d6-d047–4bc0-acd0–100f51b93b6a

3. Погодина В.Л. Традиции и инновации в образовательном туризме [Текст] / В.Л. Погодина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №112. – С. 54–58.

4. Макшакова А. А Потенциал образовательного туризма в реализации ФГОС  школы
[Электронный ресурс] / Режим ступа:///C:/Users/User/Desktop/Makshakova_vkr.pdf

5. Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795. — URL https://moluch.ru/archive/92/20357/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы организации учебной деятельности"

Статья, посвященная формам организации учебной деятельности...

Статья "Формы организации учебной деятельности."

Статья может быть полезна учителям русского языка....

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

СТАТЬЯ "Формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО третьего поколения.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  Часы, отвод...

Доклад "Методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации требований ФГОС"

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и требуют новых форм организации учебного процесса, новых методов и приемов подачи информации. Во главу угла ...