Самостоятельная работа учащихся, как форма развития самоконтроля на этапе подготовки к экзаменам по физике
статья
В современном учебном процессе при изучении предмета физики большое внимание необходимо уделять формированию знаний учащихся об общих принципах и теориях физики, основных физических законах и умений применять эти знания для самостоятельного объяснения частных фактов, явлений, технических применений физики. Поэтому организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики необходимо придавать большое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульц Н.В.,
учитель физики МОБУГ 2 им. И.С.Колесникова
г. Новокубанска Краснодарского края
Самостоятельная работа учащихся, как форма развития
самоконтроля на этапе подготовки к экзаменам по физике
В современном учебном процессе при изучении предмета физики большое внимание необходимо уделять формированию знаний учащихся об общих принципах и теориях физики, основных физических законах и умений применять эти знания для самостоятельного объяснения частных фактов, явлений, технических применений физики. Поэтому организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики необходимо придавать большое значение. В связи с выбором экзамена по физике, школьники должны обладать элементами самоконтроля, самоопределения, саморазвития, что способствует их самореализации при дальнейшем обучении и выборе будущей профессиональной деятельности.
Задача педагога заключается в формировании у школьников умений прогнозировать соответствующие действия, оценивать результативность и развитие познавательной самостоятельности. Самостоятельная работа предполагает выполнение учащимися целого ряда действий - осознание цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.
Самостоятельную работу можно предложить учащимся при любой форме учебных занятий /урок, лабораторная работа, учебная экскурсия, практикум и т.д./. Виды самостоятельной работы: работа с учебником или справочной литературой; работа с раздаточным материалом; выполнение чертежей, графиков, схем; составление конспектов, тезисов, описаний; решение задач, проведение
лабораторных и практических работ.
Виды самоконтроля в самостоятельной учебной деятельности:
- 1. Самонаблюдение за своими учебными действиями
- При выполнении работы по образцу ученику достаточно научиться решать задания точно по алгоритму или инструкции. При такой организации самостоятельной работы учащийся получал образец или эталон по которому или с которым сопоставлял выполнение задания, т.е. ученик имел средства для осуществления самоконтроля.
- 2. Рефлексивность и перенос умений самоконтроля из одной учебной ситуации в другую.
Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы предполагают перенос известного способа решения задачи в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию. Так при изучении темы ''Расчет пути и времени движения'' /ФИЗИКА-7/ применялись знания из алгебры, учащимся была показана связь между равномерным прямолинейным движением тела и линейной функцией. В процессе такой работы у учащихся развивался опыт самонаблюдения, самоанализа деятельности.
3.Коррекция, исправление ошибок, ликвидация пробелов в усвоении учебного материала.
.Для ликвидации пробелов проводились уроки-консультации. К этому уроку ученики дома готовили карточки с условиями задач и вопросами по изучаемой теме, которые их интересовали или вызывали затруднения в усвоении
4.Самоорганизация учащимися учебной деятельности.
Выполнение домашних заданий – это уроки, которые ученик проводит сам с собой. Успешная работа над ними предполагает владение общими умениями и навыками, прежде всего умением спланировать всю свою работу, распределить ее во времени, умением контролировать себя в ходе и в конце выполнения задания.
Задача учителя – научить ученика добывать знания, использовать изученное на практике и в новой обстановке. Перечисленные приемы составляют самостоятельную учебную деятельность учащегося.
Изучение предмета физики направленно на получение политехнических знаний. В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся развивается самоанализ, самооценка, самоконтроль, самонаблюдение. Перечисленные качества способствуют саморазвитию и самореализации школьников, привлечение их к профессиональному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.
В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....
Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.
Статья освещает цели, задачи и организацию самостоятельной практической работы учащихся в школе и дома....
Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.
Статья освещает цели, задачи и организацию самостоятельной практической работы учащихся в школе и дома....
Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.
Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...
Развитие читательской самостоятельности у учащихся индивидуальной формы обучения.
Чтением умственно отсталого школьника необходимо руководить, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого ребенка и его интересы...
Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке
В презентации " Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке" анализируется значение, актуальность самообразования, саморазвития в связи с тем,что Федеральный общеобразовательный госуда...