Самостоятельная работа учащихся, как форма развития самоконтроля на этапе подготовки к экзаменам по физике
статья

Шульц Наталья Викторовна

В современном учебном процессе при изучении предмета физики большое внимание необходимо уделять формированию знаний учащихся об общих принципах и теориях физики, основных физических законах и умений применять эти знания для самостоятельного объяснения частных фактов, явлений, технических применений физики. Поэтому организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики необходимо придавать большое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья38 КБ

Предварительный просмотр:

Шульц Н.В.,

учитель физики МОБУГ 2 им. И.С.Колесникова

 г.  Новокубанска Краснодарского края

Самостоятельная работа учащихся, как форма развития

самоконтроля на этапе подготовки к экзаменам по физике

        В современном учебном процессе при изучении предмета физики большое внимание необходимо уделять формированию знаний учащихся об общих принципах и теориях физики, основных физических законах и умений применять эти знания для самостоятельного объяснения частных фактов, явлений, технических применений физики. Поэтому организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики необходимо придавать большое значение. В связи с выбором экзамена по физике, школьники должны обладать элементами самоконтроля, самоопределения, саморазвития, что способствует их самореализации при дальнейшем обучении и выборе будущей профессиональной деятельности.

Задача педагога заключается в формировании у школьников умений прогнозировать соответствующие действия, оценивать результативность и развитие познавательной самостоятельности. Самостоятельная работа предполагает выполнение учащимися целого ряда действий - осознание цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.

        Самостоятельную работу можно предложить учащимся при любой форме учебных занятий /урок, лабораторная работа, учебная экскурсия, практикум и т.д./. Виды самостоятельной работы: работа с учебником или справочной литературой; работа с раздаточным материалом; выполнение чертежей, графиков, схем; составление конспектов, тезисов, описаний; решение задач, проведение

лабораторных и практических работ.

        Виды самоконтроля в самостоятельной учебной деятельности:

  1. 1. Самонаблюдение за своими учебными действиями
  2. При выполнении работы по образцу ученику достаточно научиться решать задания точно по алгоритму или инструкции. При такой организации самостоятельной работы учащийся получал образец или эталон по которому или с которым сопоставлял выполнение задания, т.е. ученик имел средства для осуществления самоконтроля.
  3. 2. Рефлексивность и перенос умений самоконтроля из одной учебной ситуации в другую.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы предполагают перенос известного способа решения задачи в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию. Так при изучении темы ''Расчет пути и времени движения'' /ФИЗИКА-7/ применялись знания из алгебры, учащимся была показана связь между равномерным прямолинейным движением тела и линейной функцией. В процессе такой работы у учащихся развивался опыт самонаблюдения, самоанализа деятельности.

3.Коррекция, исправление ошибок, ликвидация пробелов в усвоении учебного материала.

.Для ликвидации пробелов проводились уроки-консультации. К этому уроку ученики дома готовили карточки с условиями задач и вопросами по изучаемой теме, которые их интересовали или вызывали затруднения в усвоении

        4.Самоорганизация учащимися учебной деятельности.

Выполнение домашних заданий – это уроки, которые ученик проводит сам с собой. Успешная работа над ними предполагает владение общими умениями и навыками, прежде всего умением спланировать всю свою работу, распределить ее во времени, умением контролировать себя в ходе и в конце выполнения задания.

        Задача учителя – научить ученика добывать знания, использовать изученное на практике и в новой обстановке. Перечисленные приемы составляют самостоятельную учебную деятельность учащегося.

        Изучение предмета физики направленно на получение политехнических знаний. В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся развивается самоанализ, самооценка, самоконтроль, самонаблюдение. Перечисленные качества способствуют саморазвитию и самореализации школьников, привлечение их к профессиональному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.

В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....

Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.

Статья освещает  цели, задачи и организацию  самостоятельной  практической работы  учащихся  в  школе  и  дома....

Самостоятельная работа учащихся на лабораторных, практических занятиях и при подготовке домашних опытов по физике.

Статья освещает  цели, задачи и организацию  самостоятельной  практической работы  учащихся  в  школе  и  дома....

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Развитие читательской самостоятельности у учащихся индивидуальной формы обучения.

Чтением умственно отсталого школьника необходимо руководить, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого ребенка и его интересы...

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке

В презентации " Виды и формы самостоятельной работы учащихся  на уроке" анализируется значение, актуальность самообразования, саморазвития в связи с тем,что Федеральный общеобразовательный госуда...