Развитие читательской самостоятельности у учащихся индивидуальной формы обучения.
статья на тему

Чтением умственно отсталого школьника необходимо руководить, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого ребенка и его интересы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательской самостоятельности у учащихся       индивидуальной формы обучения.

        Проблема обучения чтению является одной из самых важных в современной педагогической и психологической науке. Сформировавшийся процесс чтения обуславливает возможность более глубокого усвоения всех учебных предметов; чтение расширяет знания об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на умственное и нравственное развитие учащихся.

        В специальной педагогической и психологической литературе уделяется много внимания таким качествам читательской подготовки, как правильность чтения, беглость и выразительность. Однако помимо этой, скорее технической, стороны чтения важным является формирование у учащихся стремления к чтению, умения выбирать книгу, руководствуясь своими интересами, и полноценно ее воспринимать. «Конечной целью обучения учащихся чтению является выработка у них умение пользоваться книгой как источником знания».

        Вместе с тем в исследованиях, посвященных проблеме детского чтения (О.В. Джежелей, Н.М. Дружинина, О.В. Кубасова, Н.Н. Светловская и др.) отмечается, что хотя все ученики начальных классов овладевают грамотой и навыками чтения, однако стремления читать книги без побуждения взрослых они не обнаруживают.

        Умственно отсталые учащиеся в силу нарушений психического развития испытывают большие трудности в понимании произведений литературы (В.Я. Василевская, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова, Н.К. Сорокина и т.д.). В исследованиях А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, Г.М. Дульнева, В.Ф. Мачихиной, Л.М. Серовой и других подчеркивается значимость работы с книгой условиях вспомогательной школы. Материал детской художественной литературы позволяет работать над развитием мышления умственно отсталого школьника, обогащать его язык новым запасом слов и понятий.

        Для уточнения, как ученик относятся к процессу чтения литературы, каковы мотивы чтения книг, насколько обращение к книгам в свободное время предпочтительнее других занятий, чьими рекомендациями руководствуются ребенок при выборе книг.

1. Можно провести беседу по предварительно составленным вопросом.

1.1 Записан ли ты в библиотеку?

1.2. Есть ли дома книги?

1.3. Назови книги из числа прочитанных, которые тебе больше понравились?

1.4. Какие книги любишь читать?

1.5. Кого из авторов детских книг ты знаешь?

1.6. Чем предпочитаешь заниматься в свободное время? (подвижные игры; рисование; чтение книг, газет, журналов; просмотр кинофильма; прогулка на улице).

1.7. Что ты больше любишь: читать сам или слушать, когда кто-то читает?

1.8. Почему ты любишь читать книги?

1.9. Часто ли ты читаешь книги сам?

        Одним из наиболее важных факторов в формировании читательской самостоятельности является умение учащихся ориентироваться в доступных им книгах. Для этого они должны знать фамилии некоторых авторов, пишущих для детей, тематику детских книг, помнить названия прочитанных произведений. Для решения поставленных задач предлагается “Читательский дневник”

Число

Название книги

Автор

Сколько страниц прочитано за день?

Подпись родителей

        Попытка заставить ребенка делать то, чего ему ни хочется, не приводят к развитию потребности к чтению. Необходимо увлечь его этой деятельностью, вызвать интерес, выбрав книгу, которая смогла бы его увлечь.

Если вы хотите научить ученика любить читать, то:

- Сходить вместе с ребенком в книжный магазин или в библиотеку

- Начать читать книгу вместе с ребенком

- Делать рисунки и поделки по мотивам прочитанных книг

- Угадывание кроссвордов, ребусов

-Всегда хвалите ребенка за самостоятельное чтение

-Прививайте культуру обращения с книгой.

        Адекватно организованный процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, дает возможности организовать свободное время и способствует решению вопросов их социальной адаптации.

 Слепцова Н.В., учитель индивидуального домашнего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов и методов обучения, обеспечивающих мотивацию учебного труда в результате развития навыков самостоятельной деятельности учащихся.

В материале анализируется самостоятельная работа учащихся, ее значение и основы, представлены виды самостоятельной работы и методика ее проведения, даются конкретные методические рекомендациии по прив...

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....

Развитие читательских интересов у подростков (многообразие форм работы с книгой)

Воспитание духовного мира школьника через книгу, пробуждение интереса к чтению с помощью различных игровых приемов....

Самостоятельная работа учащихся, как форма развития самоконтроля на этапе подготовки к экзаменам по физике

В современном учебном процессе при изучении предмета физики большое внимание необходимо уделять формированию знаний учащихся об общих принципах и теориях физики, основных физических законах и умений п...

Доклад "Развитие читательской грамотности у обучащихсяс низкими результатами обучения"

Доклад ""Развитие читательской грамотности у обучающихся с низкими результатами в обучении" подготовлен и озвучен на муниципальном совещании по теме "Формирование и оценка функцион...

"Развитие читательской грамотности как одна из форм подготовки к огэ"

Развитие читательской грамотности как одна из форм подготовки к огэ....