Патриотическая деятельность как средство формирования активности студентов
статья

Пархоменко Ксения Владимировна

Сегодня стало очевидно, что в обществе, поглощенном проблемами неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому профессиональные образовательные учреждения должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическая деятельность как средство формирования активности студентов

Идея патриотизма, во все времена, занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего десятилетия ХХ века, она все больше деформировалась, обрастая идеологическими и политическими наслоениями.

Сегодня стало очевидно, что в обществе, поглощенном проблемами неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому профессиональные образовательные учреждения

должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать, импортировать.

Слова «патриот», «патриотизм», «гражданин» греческого происхождения и переводятся как соотечественник, Родина. В российском лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху. Заимствование понятий произошло из французского языка.

Истоки патриотизма имеют биосоциальную природу. Так, патриотизм человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Люди всегда объединяются при угрозе, защититься от которой не под силу в одиночку.

Мы всегда болеем и переживаем за близких, людей своего круга, за свой мир, за свою территорию. Вытеснение этноса, ущемление его естественной жизни вызвали защитную реакцию – патриотизм.

Таким образом, патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к семье, малой родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.

Руководящим документом к организации этой работы является «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств:

 - Любовь к Родине;

- Готовность выполнить конституционный долг;

- Патриотическое мировоззрение;

- Установки и ценности;

- Социальная толерантность.

Об этом говорил Президент РФ Путин В.В. на встрече с лауреатами премии в области культуры и искусства в марте 2022 года.

Студенты должны коллективно воспринимать и интерпретировать социально-экономические процессы, понимать ответственность за судьбу своей страны, при этом обладать высокими моральными качествами, ценить духовные ценности российского народа, многообразие и разнообразия культур других стран, толерантно освоить культурное пространство мира. За годы рыночных реформ в нашей стране стало меньше таких ценностей как доброта, искренность, отзывчивость, щедрость. Алчности, эгоизма, агрессивности, мошенничества, подлости – больше.

Формы работы по воспитанию патриотизма в колледже довольно традиционны: уроки истории, литературы, обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у студентов.

Немало возможностей дает внеклассная работа: беседы; лекции на патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение музеев; выпуск газет; конкурсы рисунков и плакатов; изучение истории своей семьи и семейных традиций; военно-спортивные игры, сборы; встречи с работниками военкомата, ветеранами войны; месячник защитника Отечества.

Все эти формы работы в колледже применяются десятилетиями, они проверены временем.

В любом учебном заведении мероприятия общественно-политические к славным датам нашей отечественной истории, государственным и общественным праздникам. Все они имеют патриотическую направленность и всегда привлекают большое внимание и студентов, и всего коллектива колледжа. К ним традиционно можно отнести красные даты календаря: День Защитника Отечества, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Эти праздники несут в себе заряд гражданственности, ответственности за судьбу страны, чувство гордости и надежды на великую перспективу, будущность России. В тот же ряд можно поставить и празднование Международного женского дня 8 Марта, День матери, День пожилого человека, День семьи. Здесь для студентов важно понимание главных социальных проблем, стоящих перед обществом. Не быть равнодушным к проблемам других, которые нуждаются в твоей помощи – это важно в формировании личности, гражданина. Форма проведение этих мероприятий может быть разной, но главное неравнодушное и активное участие студентов в них.

Вот некоторые из них:

- совместная работа с библиотекой №10, где проводятся тематические беседы от краеведения до личных встреч с деятелями культуры Саратовской области;

- анкетирование студентов в проекте «Без срока давности». Опрос проводился с целью выявления и анализа степени осведомленности обучающихся о проблеме трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны;

- в Саратове появился новый вид искусства – стрит-арт (уличное искусство). Студенты приняли активное участие в голосовании за представителя Саратовской области – Владимира Куца и его работу «Лицо времени». Цифровые технологии проникли во все сферы жизни. С одной стороны, они упрощают нашу жизнь – оплата счетов, онлайн покупки, общение, но с другой стороны они указывают нам, что нам есть, как одеваться, отслеживают наши действия и манипулируют сознанием через рекламу и подачу контента. Лицо времени – это отражение современной реальности с ее положительными и негативными моментами. Но нужно принять и осознать в полной мере, что это новая реальность, которая будет только укрепляться. Одна половина лица символизирует цифровые технологии с человеко-ориентированным интерфейсом, собирательный образ, позволяющий человеку визуализировать программный код и искусственный интеллект, с другой стороны, это человек и его личность в новом мире. Цифровые технологии сами по себе не несут никакой позитивной или негативной окраски. Это инструмент, а как им воспользоваться определяет человек.

- участие студентов в Областном заочном конкурсе студенческих проектов «Краски осени». В нем участвовало более 140 работ из 33 учебных заведений города Саратова и Саратовской области. Студенты второго курса гр.21 Буянова Ксения (15-17 лет) и гр.23 Федотов Илья (18 лет и старше) награждены Дипломами III степени в номинации "Осень в родном крае".

- Студенты первого курса, группы Ст-11 приняли участие в топографической игре «По тылам фронтов…», которая проводилась на базе Музея боевой славы и трудовой доблести. Мероприятие проводилось в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области ГБУДПО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи к военной службе и военно-патриотического воспитания в Саратовской области».

- участие во Всероссийском флешмобе «Я узнал, что у меня есть огромная семья» ко Дню народного единства.

- студенты и преподаватели принимают активное участие во Всероссийских диктантах (таких как экономический, юридический, географический, правовой). Сегодня писали «Космический диктант».

- Всероссийский творческий конкурс презентаций "Подвиг героев - панфиловцев в годы Великой Отечественной войны", посвященный 80-летию бессмертному подвигу защитникам Москвы. Студенка Ци11 Фомина Мария под руководством Витулевой В.И. награждена Дипломом II степени в номинации «Панфиловская дивизия». Власова Дарья под руководством Пархоменко К.В. – сертификатом участника.

- Студенты группы №29 с классным руководителем Костюк Эленой Владимировной посетили уникальную выставку фотографий живописных мест России, организованной Саратовским областным отделением Русского географического общества.

- 21 февраля в колледже прошла Всероссийская акция «Урок мужества». Тема была выбрана не случайно, так как наш город носит почетное звание – Город трудовой доблести. Преподаватель истории Витулева Валентина Ивановна совместно с преподавателем – Чернецовой Людмилой Геннадьевной, провели для студентов групп №Св-11, Эл-11 тематический классный час.

- 22 февраля прошел спортивный флешмоб, посвященный празднованию Дня защитника Отечества. Под руководством преподавателей физ.воспитания Иванова Виктора Васильевича, Просвирнина Алексея Ивановича студенты групп I курса выполнили упражнения норм ГТО. По итогам флешмоба призовые места распределились:

I место – команда группы №ЭЛ-12.

II место – команда группы №Р-011.

III место – команда группы №ЖКХ-12.

- Также проведено Первенство Саратовского политехнического колледжа по настольному теннису среди студентов 1 курса.

- Экскурсия в мультимедийный исторический парк "РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ". Организаторами выступили преподаватель обществознания - Д.Р. Кильдеев, мастер производственного обучения Костюк Э.В. – куратор гр.29. Экскурсия знакомит не только с вехами истории с помощью "живого учебника", но и дает представление о применении современных мультимедиа технологиях. В рамках экскурсии для студентов была организована и проведена музеем встреча с ветеранами боевых действий.

- Патриотическая акция "Красный тюльпан". Ежегодно 15 февраля в рамках Дня памяти о россиянах, исполняющих свой воинский долг за пределами Отечества, проходит патриотическая акция «Красный тюльпан». Именно красный тюльпан является не только символом войны в Афганистане, но и знаком уважения и признательности к соотечественникам, проявившим самоотверженность и преданность Родине в боевых действиях за её пределами. В честь памятного Дня в колледже прошла акция среди студентов групп №Ци-11, Ам-11, Ам-12, ЖКХ-11.

- 2022 год – объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию «Широкой масленицы". Студенты 1- 4 курсов обучающиеся по профессии "Повар, кондитер" и специальности "Технология продукции общественного питания" под руководством преподавателя спецдисциплин Фомина Романа Борисовича показали свое мастерство в выпечке блинов и поделились своими рецептами. Также студентки первого курсов групп Пк-11 и Пк-12 рассказали присутствующим о традициях масленичной недели, почему мы празднуем этот праздник и каковы его особенности. 

- В рамках «Мисс Навруз Мира 2022» прошел заключительный этап командного конкурса профессионального мастерства среди студентов по профессии «Парикмахер», где команда колледжа заняла I место, под руководством мастера производственного обучения Ткачук Натальи Андреевны.

- С 14 по 18 марта 2022 года в колледже прошли тематические мероприятия под общим названием «Фестиваль «Крымская весна».

- Студент группы №23 Федотов Илья является активным участником волонтерской деятельности. Илья входит в «Волонтерская рота», которая принимала участие в доставке гуманитарного груза в Донецк.

- C 1 сентября 2021 года в стране начал работать новый инструмент борьбы с бескультурьем и необразованностью — Пушкинская карта для молодежи. Речь идет о специальных картах — находящиеся на них деньги можно потратить только на культурные мероприятия. Большинство студентов колледжа оформили пушкинскую карту и смогли бесплатно посетить кинотеатры, музеи и театры.

Юность – самая благоприятная пора для привития священного чувства – любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постоянное формирование любви к Родине, постоянной готовности ее защищать.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой город, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий в условиях информационного пространства как средство формирования активной познавательной деятельности

Тема семинара: информационное образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога. Тема выступления на сетевом МО: Построение процесса обучения на основе инновацио...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа

В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...

Статья "Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формированиия активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей"

Содержание статьи направлена на активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс....

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...