Мастер-класс "Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками"
методическая разработка

Каменева Ирина Анатольевна

В мастер-классе представлен опыт использования приёма работы с текстом «чтение с

остановками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  Каменевой И.А., учителя русского языка и литературы МАОУ «Школа №4 города Белогорск» по теме «Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками»

Мастер-класс

«Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками»

Цель: передача опыта по использованию приёма работы с текстом «чтение с остановками»

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность:  материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса 

Сценарий мастер-класса

1. Приветствие

2. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании,  статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления  о приеме на работу, школьные сочинения. На всех школьных предметах проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или математического цикла. Поэтому, текст является основной учебно-методической единицей обучения, развивающей  и формирующей УУД учащихся. Однако при работе с текстом педагоги чаще всего сталкиваются с двумя проблемами, думаю, вы их сразу назовете. Какие проблемы возникают у вас при работе с текстом, с художественной литературой?

1. Дети не хотят читать и не читают, их читательский кругозор узок, следовательно

2. У них плохо развита речь, им трудно формулировать свои мысли,  строить развернутое высказывание.

Решению этих двух проблем будет посвящен мой мастер-класс.

- Уважаемые коллеги, верите ли вы, что по окончании мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что можно развить интерес к чтению у наших детей и приобщить к чтению художественной литературы? Предложите свои варианты решения проблемы.

- Я предлагаю следующий вариант выхода из ситуации. Работая с текстом, я использую различные приемы технологии развития критического мышления.  Среди них -  «Чтение с остановками». Этот прием, во-первых, помогает развивать мотивацию учащихся к чтению, пробуждает интерес школьников к самостоятельной работе с текстом, развивает их речь. Во-вторых, можно применять на различных предметах школьной программы.

3. Знакомство с приемом «чтение с остановками» (теоретическая часть)

Прием основывается на развитии такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. предугадывание событий. А «чтение с остановками» – условное название приема организации чтения с введением разных типов вопросов. Несмотря на то, что тексты для анализа подбираются тематически близкие, перед учащимися стоит задача – понять различие в истолковании темы каждым автором и соотнести выявленное с проблемой своего сочинения. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, соблюдая правила работы с текстом. Этот прием возможен не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух». Подборку текстов по направлению можно поручить самим учащимся. Несомненное достоинство приема «чтение с остановками» в том, что он позволяет рассмотреть несколько тематически близких текстов: это увеличивает базу аргументов учащихся, предупреждает фактические ошибки в сочинении. Вероятнее всего, что при написании экзаменационного сочинения будут упомянуты эти тексты, а не фрагменты литературных произведений, изученных ранее.

Чтение с остановками можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. Прием «чтение с остановками» в данном случае может стать способом формирования навыка использования собственных приемов и ступенью редакторской правки неудачного сочинения. В этом случае учащимся предлагается не только найти недочеты, но и исправить их.

И наконец, на любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использовать прием «эссе». Общеизвестно, что эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно эссе противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Это очень распространенный жанр письменных работ, различают пятиминутное эссе, десятиминутное эссе, а также более сложные сочинения. После чтения и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения. Такое, на первый взгляд, несложное упражнение заставляет старшеклассников анализировать себя, свои переживания, рождает «умную эмоцию», которая, являясь первым впечатлением, актуализирует работу над сочинением.

           Общий алгоритм работы по данному приему выглядит так: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова можно рассказать учащимся о своем личном опыте знакомства с произведением. Вступление должно быть не слишком. Можно поделиться краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь. Можно предложить обсуждение названия произведения. Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни.

А теперь, на мой взгляд, самое интересное. Вы, как ведущий диалога с текстом, заранее выделяете в тексте несколько остановок – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы, безусловно,  готовятся заранее).

Ясно, что не стоит забывать учебные цели: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественной выразительности, соблюсти требования к тексту:

1.  Текст должен иметь секрет, завязку, неожиданную развязку.

2.  Остановки делаются для анализа содержания, героя, предположения дальнейшего развертывания событий.

3.  Вопросы не должны быть репродуктивного характера (О чем? Что делали?...)

Чтение с остановками можно сопровождать заполнением таблицы, в которой  отражается самооценка учащихся. Например, «Двухчастный дневник».

В левой колонке учащиеся записываю свои прогнозы, предположения. В правой – самооценка. В результате работы над текстом каждый ученик может получить оценку.

4. Практическая часть (чтение с остановками)

Приступаем к чтению, а две коллеги выполнят индивидуальное задание. (Индивидуальное задание: заполнить «пирамидную историю» по прослушанному тексту)

Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы. Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. Чем существует Семенюта, - он и сам не скажет. Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, сапоги просят каши.

- По началу рассказа предположите, каким будет его продолжение? Какие события могут произойти в описанной обстановке? (предположения)

- Проверим, кто из вас оказался прав, читаем дальше.

Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид.

- Как вам кажется, какие это дни? (После ответов)

- Возможно, подсказкой станет имя автора рассказа – А.И. Куприн?

Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа.

- Почему именно 13 августа?

Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек.

- Предположите, на что герой потратит эти деньги?

Пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

- Для кого предназначены шоколад и апельсин? (предположения)

- Изменится ли ход ваших мыслей, если я скажу, что рассказ называется «Святая ложь»?

И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. Обыкновенно он норовит попасть к вечеру…

- Почему именно к вечеру? (предположения)

Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб.

- Ванёчек! Милый! Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. Вид у тебя неважный, Ванёк, - говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. - Побледнел ты, усталый какой-то.

                - Что поделаешь, маман! Служба. Я теперь, можно сказать, на виду. Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. Работаю как вол. Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? - и вручает ей апельсин.

                - Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

                - Догадывается ли мать об обмане сына? (предположения)

        - Ничего, маман, я двужильный. Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. И тогда кончено ваше здешнее прозябание. Сниму квартирку и перевезу вас к себе.

Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона. Отсюда и дурацкое слово «маман».

- Как относится герой к своей матери?

- Почему так ведет себя с ней?

Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит.

- Замечает ли мать обман сына?

Мать всё замечает, но она молчит. Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

- Почему мать не упрекает сына за обман?

Служба идёт прекрасно. Начальство ценит Семенюту, товарищи любят…

И        он говорит, говорит без конца, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

Наступает        время, когда надо уходить. Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

- Как вам кажется, верит ли автор в счастливое завершение этой истории?

Но Куприн верит в счастливый исход этой истории и продолжает…

...Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю - да.

- Предположите дальнейший ход авторской мысли, сознаются ли герои в своем обмане. 

И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго. Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь — это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

- Коллеги,  понравился ли вам рассказ? Правы ли вы были в своих предположениях? Вы можете себя оценить по таблице «Двухчастный дневник»

- После чтения с остановками обязательна рефлексия, чтобы понять, каково внутреннее состояние учащихся после прочитанного, чтобы побудить учащихся к самоанализу. На стадии рефлексии можно использовать разнообразные формы работы с текстом, направленные на развитие речи учащихся. 

- В качестве рефлексии сегодня я предложила двум коллегам  составить «Пирамидную историю». Этот прием  можно использовать:

1) после работы с текстом для свёртывания изученной информации;

2) для закрепления лексики и грамматики;

3) для развития умения составлять собственные рассказы (развитие творческих способностей).

- Послушаем вариант первой «Пирамидной  истории» (примерный вариант)

(номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «Пирамиду»):

1) имя героя вашей истории

СЕМЕНЮТА

2)  характеристика или описание героя (внешность, возраст, черты характера)

Нездоровый, безработный

3) место действия

Полутемный подвал, угол, город

4) проблема истории (деньги, любовь и т.д.)

Одиночество, преданность, любовь, ложь

5) слова, описывающие событие (что явилось проблемой истории)

Маман, врет, противоречит, развязный тон

6) решение проблемы или предположение того, что будет дальше

Мама, судьба, святая ложь, стыдливый цветок

- А теперь вторая «Пирамидная история» (примерный вариант):

1) имя героя вашей истории

МАТЬ

2)  характеристика или описание героя (внешность, возраст, черты характера)

Пожилая, мудрая

3) место действия

Вдовий дом, окраина, город

4) проблема истории (деньги, любовь и т.д.)

Одиночество, преданность, любовь, ложь

5) слова, описывающие событие (что явилось проблемой истории)

Ванечек, гладит, замечает, взгляд печальнее

6) решение проблемы или предположение того, что будет дальше

Сын, судьба, святая ложь, стыдливый цветок

- После построения «Пирамидной истории» мы получаем не проверку знаний или умений, а повод для размышлений и опору для связного выражения своих мыслей. Для наглядности можно вывесить все полученные «пирамиды» на доску, стенд для всеобщего обозрения и восхищения.

5. Рефлексия

А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность, используя прием «ХИМС», ответьте, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, а что вы возьмете с собой. 

- Сегодня вы познакомились с приемом «Чтение с остановками». Я рада, что прием запомнился вам и думаю, он пополнит вашу методическую копилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Урок чтения в 11 классе "Job Trends" (чтение с остановками)

Урок чтения с остановками с элементами технологии развития критического мышления. Цели урока: развивать критическое мышление через чтение информационного текста;развивать умение работать в группе...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Урок развития речи в 6 классе по теме: «Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.» ...

Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования.

Презентация к уроку"Разные виды работы с текстом. Чтение, пересказ, монолог, диалог- элементы устного собеседования"...

урок литературы в 7 классе «Использование технологии медленного чтения (чтение с остановками) на примере рассказа А.П.Чехова «Размазня»

Урок литературы в 7 классе с использованием технологии медленного чтения ( чтение с остановками ) на примере рассказа А.П.Чехова " Размазня" имел цель  - учить вдумчиво,внимательно чита...