Рекомендации педагогам дополнительного образования «Диагностическая работа с обучающимися в творческом объединении»
методическая разработка
«Рекомендации педагогам дополнительного образования «Диагностическая работа с обучающимися в творческом объединении».
Данный комплекс психологических методик содержит необходимый минимум диагностического материала, позволяющий педагогам дополнительного образования проводить в течение года обследование обучающихся с целью выявления интересов и склонностей, одаренности детей, их социализации, воспитанности, а также удовлетворенности процессом обучения детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_s_rekomendatsiyami.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Рекомендации
педагогам дополнительного образования
«Диагностическая работа с обучающимися
в творческом объединении»
2021
г. Миллерово
«Рекомендации педагогам дополнительного образования «Диагностическая работа с обучающимися в творческом объединении».
Данный комплекс психологических методик содержит необходимый минимум диагностического материала, позволяющий педагогам дополнительного образования проводить в течение года обследование обучающихся с целью выявления интересов и склонностей, одаренности детей, их социализации, воспитанности, а также удовлетворенности процессом обучения детей и родителей.
Разработала
педагог-психолог МБУ ДО ДДиЮ
Лысенко В.Н.
Уважаемые коллеги!Каждый преподаватель подбирает свой блок методик для работы с детьми. Мы предлагаем апробированный нами диагностический материал, который можно использовать в течение учебного года с целью выявления интересов и склонностей, одаренности обучающихся, их социализации, воспитанности, удовлетворенности процессом обучения.
Так, на начало и на конец года эффективно проведение анкеты, которая является модификацией методики «Анализ социального заказа в системе дополнительного образования» Н.Ю. Конасовой и предназначена для выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных потребностей обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Ребятам предлагается ответить на вопросы анкеты, которые дают возможность выяснить цели посещения детьми объединений и занятий в творческих коллективах.
Анкеты составлены с учетом возрастных особенностей занимающихся для двух категорий: 8-11 и 12-17 лет. Если в одном коллективе занимаются ребята обеих возрастных категорий, то им соответственно предлагаются разные анкеты.
Для проведения анкетирования необходимо, чтобы каждый обучающийся имел индивидуальный бланк с перечнем вопросов. Перед началом процедуры педагог или психолог объясняет детям, для чего проводится опрос и правила заполнения анкет.
Анкета для учащихся 8-11 лет
Дорогой друг!
Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор.
№ | Вариант ответа | Твое мнение |
1 | мне интересно то, чем мы занимаемся в объединении | |
2 | хочу занять свое время после школы | |
3 | занимаюсь в объединении за компанию с другом, друзьями | |
4 | хочу узнать новое, интересное для себя | |
5 | мне нравится педагог | |
6 | хочу научиться что-то делать сам | |
7 | мне нравится выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое | |
8 | хочу узнать о том, что не изучают в школе | |
9 | занятия здесь помогают мне становиться лучше | |
10 | занятия в коллективе (объединении) помогают мне преодолеть трудности в учебе | |
11 | мне нравится общаться с ребятами | |
12 | мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках | |
13 | здесь замечают мои успехи | |
14 | меня здесь любят | |
15 | твой вариант |
Благодаря занятиям в коллективе (объединении) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению) (возможно проведение в конце года)
№ п/п | Вариант ответа | Твое мнение |
16 | узнал много нового, интересного, полезного | |
17 | стал лучше учиться | |
18 | приобрел новых друзей | |
19 | стал добрее и отзывчивее к людям | |
20 | научился делать что-то новое самостоятельно | |
21 | твой вариант |
Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя ___________________________
Сколько тебе лет______________________
В каком коллективе (объединении) ты занимаешься?_____________
Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (объединении)?______________
Анкета для учащихся 12-17 лет
Дорогой друг!
Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе (объединении), и в какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+» ответы, соответствующие твоим целям. Далее в графе «Степень удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели реализуются).
№ п/п | Варианты ответа | Выбор | Степень удовлетворения | ||
Полностью | Частич-но | Нет | |||
1 | узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень | ||||
2 | научиться какой-либо конкретной деятельности | ||||
3 | с пользой провести свободное время | ||||
4 | развить свои творческие способности | ||||
5 | найти новых друзей и общаться ними | ||||
6 | заниматься с интересным педагогом | ||||
7 | исправить свои недостатки | ||||
8 | преодолеть трудности в учебе | ||||
9 | научиться самостоятельно приобретать новые знания | ||||
10 | получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии | ||||
11 | хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность | ||||
12 | увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества | ||||
13 | хочу заниматься в эмоционально комфортной обстановке | ||||
14 | что еще |
Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя _______________________________
Сколько тебе лет____________________________
В каком коллективе (объединении) ты занимаешься?__________
Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (объединении)?_
Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке анкет ответы обучающихся группируются по категориям образовательных потребностей.
Для 8-11 лет:
познавательные потребности | мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке хочу узнать новое, интересное для себя хочу узнать о том, что не изучают в школе | 1 4 8 |
потребности коррекции и компенсации | хочу занять свое время после школы занятия здесь помогают мне становиться лучше занятия в коллективе (объединении) помогают мне преодолеть трудности в учебе | 2 9 10 |
коммуникативные потребности | Занимаюсь в объединении за компанию с другом, друзьями мне нравится педагог мне нравится общаться с ребятами | 3 5 11 |
потребности эмоционального комфорта | здесь замечают мои успехи меня здесь любят | 13 14 |
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации | хочу научиться что-то делать сам мне нравится выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в выставках | 6 7 12 |
Для 12-17 лет:
познавательные потребности | узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень научиться какой-либо конкретной деятельности научиться самостоятельно приобретать новые знания | 1 2 9 |
потребности коррекции и компенсации | с пользой провести свободное время исправить свои недостатки преодолеть трудности в учебе | 3 7 8 |
коммуникативные потребности | найти новых друзей и общаться с ними заниматься с интересным педагогом | 5 6 |
потребности эмоционального комфорта | хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке | 11 13 |
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации | увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества развить свои творческие способности | 12 4 |
профориентационные потребности | получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии | 10 |
Логику обработки анкет целесообразно построить следующим образом. Сначала анализируются анкеты каждого обучающегося и выявляются индивидуальные потребности детей. На основе этого с помощью метода процентного соотношения определяется рейтинг и особенности потребностей объединения, всего детского коллектива.
Следует учитывать, что образовательные потребности обучающихся меняются с возрастом, по мере освоения образовательной программы. Поэтому целесообразно проводить данную методику регулярно, не менее одного раза в год.
Полученные данные могут стать основой для определения педагогом приоритетных аспектов, специфики работы с конкретным обучающимся, конкретной группой. Степень удовлетворенности потребностей детей в ходе занятий сделает значимыми для них результаты образовательного процесса.
В начале учебного года важно провести диагностику интересов и склонностей, одаренности обучающихся.
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Педагог, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка – с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Методика диагностики одаренности для детей
и родителей «Карта интересов»
(автор Савенков А.И.).
Данная методика предназначена для изучения направленности интересов младших школьников. Она представляет собой опросник, включающий 35 вопросов, предполагающих положительный или отрицательный ответ. С помощью этого опросника можно определить семь сфер склонностей ребенка:
- математика и техника;
- гуманитарная сфера;
- художественная деятельность;
- физкультура и спорт;
- коммуникативные интересы;
- природа и естествознание;
- домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- петь, музицировать;
- заниматься физкультурой;
- играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- играть с техническим конструктором;
- изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
- самостоятельно рисовать;
- играть в спортивные, подвижные игры;
- руководить играми детей;
- ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- ходить в магазин за продуктами;
- читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
- убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- ухаживать за домашними растениями;
- помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- участвовать в постановке спектаклей;
- заниматься спортом в секциях и кружках;
- помогать другим людям;
- работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов.
В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.
Дата__________ Фамилия, имя__________________________________________ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер (см. в начало).
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Методика изучения социализированности личности обучающегося (автор М.И.Рожков).
(для среднего и старшего школьного возраста)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственности, воспитанности обучающихся.
Ход проведения: обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Я стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я не взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда я уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. мне хочется, чтобы со мной всегда дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных данных производится с помощью матрицы.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок в первой строке и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (воспитанности, нравственности) – с четвёртой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх – это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, обучающийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. Кроме того, в большинстве своем эти ребята не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
В мотивации обучающихся, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Высокий уровнень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих ребят относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы обучающихся характерно наличие устойчивого интереса процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе».
(по А.Ф.Фидлеру)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Дружелюбие |
|
|
|
|
|
|
|
| Враждебность |
Согласие |
|
|
|
|
|
|
|
| Несогласие |
Удовлетворенность |
|
|
|
|
|
|
|
| Неудовлетворенность |
Продуктивность |
|
|
|
|
|
|
|
| Непродуктивность |
Теплота |
|
|
|
|
|
|
|
| Холодность |
Сотрудничество |
|
|
|
|
|
|
|
| Несогласованность |
Взаимная поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
| Недоброжелательность |
Увлеченность |
|
|
|
|
|
|
|
| Равнодушие |
Занимательность |
|
|
|
|
|
|
|
| Скука |
Успешность |
|
|
|
|
|
|
|
| Безуспешность |
Обработка и анализ результатов теста.
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
В конце года рекомендуем провести анкетирование, позволяющие выявить уровень удовлетворенности образовательным процессом обучающихся и родителей.
Анкета «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом».
Руководитель ___________________________________________
Детское объединение ____________________________________
Возраст обучающихся ___________________________________
Количество детей, принявших участие в анкетировании _______
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | |
Да | Нет | ||
1. | Интересно ли тебе на занятиях? | ||
2. | Активен ли ты на занятиях? | ||
3. | Всё ли тебе доступно и понятно в процессе обучения? | ||
4. | Когда ты выполняешь задания, твои успехи замечает руководитель? | ||
5. | Тебе нравится здесь общаться с ребятами? |
Анкета «Удовлетворённость родителей
образовательным процессом».
Руководитель _________________________________________
Детское объединение ___________________________________
Возраст обучающихся __________________________________
Количество родителей, принявших участие в анкетировании__
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | |
Да | Нет | ||
1. | Нравится ли Вам наше объединение? | ||
2. | Доверяете ли Вы педагогу детского объединения, которое посещает Ваш ребёнок? | ||
3. | Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребёнку? | ||
4. | Коллектив, в котором занимается Ваш ребёнок, можно назвать дружным? | ||
5. | Как, по Вашему мнению, влияет посещение ребёнком данного объединения на его успеваемость в школе? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Дополнительное образование как ресурс развития интелликтуального и творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями (из опыта работы)
О работе с детьми-инвалидами в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ станицы Медведовской...
«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся"
Дополнительное образование увеличивает постранство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовы...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования
Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)
1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...
Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...