Дополнительное образование как ресурс развития интелликтуального и творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями (из опыта работы)
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi-invalidami.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлия Викторовна Антипова
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества станицы Медведовской
Тимашевский район
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.
Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.
Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С.Л. Рубинштейн.
Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и другие): начинать разговор с похвалы; обращать внимание на ошибки только косвенным образом; не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках; предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других; не приказывать, а задавать вопросы; выражать одобрение по поводу каждой удачи; создавать детям хорошую репутацию; постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой; добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.
Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».
Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.
В Центре творчества разработано три программы по декоративно-прикладному творчеству для детей-инвалидов, реализуемые в художественно-эстетической направленности. В 2012 году мною разработана программа по декоративно-прикладному творчеству «Делаем сами своими руками» для обеспечения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов). Она создает условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования.
Целью программы является создание условий для освоения ребенком-инвалидом навыков работы с бумагой, природными материалами; развитие эмоционально-нравственной сферы через декоративно-прикладное творчество; формирование эстетического отношения детей к окружающему миру, к жизни и искусству.
Содержание данной программы соответствует возможности ребенка, выполняемая деятельность не наносит вреда его здоровью.
Программа решает блок задач. Обучающие: формирование представлений о специфике декоративно-прикладного искусства; освоение технологии выполнения декоративных композиций, формирование представлений о работе с различными материалами, разными техниками и способами. Развивающие: развитие умения видеть, наблюдать, выделять главное и второстепенное; развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии; развитие стремления ребенка к созданию образов; формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты. Воспитательные: формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции; формирование наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.
Основными компонентами процесса образования детей с ограниченными возможностями является вовлечение детей в творческую деятельность. Они не являются исполнителями четких инструкций, а используя жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.
Творческий труд ребенка наряду с рисунками всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность. Работы получаются разного вида и настроения, но главное в том, как через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, расширяют свой небольшой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.
Неотъемлемой частью творчества является воображение. Именно воображение «рисует красками в альбоме нашего сознания» образы, картины, модели будущих изделий. И только после четкого отображения мысли внутри нас, мы воплощаем идею в жизнь.
Программа «Делаем сами своими руками» выстроена с учетом постоянного усложнения материала, от простого к сложному, отвечает требованиям: разнообразие своих форм (устные задания, тесты, творческие задания); доступность для выполнения с обязательным содержанием новых знаний и умений, которые осваиваются детьми в процессе обучения.
Но при этом нельзя забывать, что получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченным (не более двух новых практических умений), иначе некачественное освоение учебного материала повлияет на конечный результат творчества, не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы.
Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.
Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.
В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
В условиях творческого объединения «Делаем сами своими руками» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности, кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя вносит в жизнь крупицу своего «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...
Коррекционная направленность и влияние творческой деятельности на развитие познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/4/almetevsk.pptx...
Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)
Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...
Методическое пособие Педагога дополнительного образования «Диагностика и практика преподавания вокала для детей с ограниченными возможностями в школе»
Данное методическое пособие посвящено постановке и решению вокальных задач для детей с ОВЗ в коррекционной школе. Пособие предназначено для проведения музыкальных занятий, занятий в работе над д...
Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дополнительное образование, призвано помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...