Педагогу на заметку. Немного теории на размышление и для активных мыслей.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogu_na_zametku.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогу на заметку.
Немного теории на размышление и для активных мыслей.
Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
Дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию; способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры; дает реальную возможность развития разных способностей, выбора индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;вовлекает в интересующие творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал.
Активные методы обучения(АМО) при умелом их применении позволяют оптимально решить одновременно следующие учебно-организационные задачи и функции:
- подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;
- обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;
- установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;
- реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);
- реализовать производственные функции (отработать систему управления и его функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности и дисциплины;
- реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
Кроме того, АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- умение находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
Активное обучение влияет на развитие у обучающихся потребности к самообучению, самоусовершенствованию, то есть к научно– организованной самостоятельной работе, которая помогает управлять ситуацией, исключать возникновение неуправляемых явлений, рисковых ситуаций.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
- Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.)
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);
- Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частичнопоисковый, творческий и др.);
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
- Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изос помощью схем, символов, рисунков и др.);
- Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
- Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
- Деятельностный подход в обучении.
К активным методам обучения относятся:
- Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
- Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
- «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
- Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
- Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Активные методы знакомства.
АМО, которые используются педагогами России, стран СНГ и Балтии, ассоциированными членами МФПН в их практической деятельности в сферах образования и воспитания. «Встреча и приветствия» (эмоциональный настрой на урок: эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма и т.д) Методы приветствия и знакомства «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Метод «Поздоровайся локтями» Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Численность – весь класс. Время – 10 минут Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться, как это делают люди в других странах.
Метод приветствия «Круг дружбы» Цель: приветствие обучающихся. Задачи: - формировать дружественные отношения в коллективе, познакомить с различными формами приветствия в разных странах; - снять напряжение в незнакомой группе. Численность: весь класс (вся группа). Время – 2-3 минуты Необходимые материалы: - полоски шелка или хлопка, которые называются «хада» (количество полосок = количеству человек), обычно они белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета; - компьютер; - национальная музыка той страны, способ приветствия которой применяется. Проведение. Учащиеся или взрослые встают в круг под негромкую музыку. Для того, чтобы движения были синхронными, учитель объясняет своей группе, что при выполнении движений, сначала вступаем в контакт с партнером слева, затем с партнером, который находится справа. Учитель: - Как прекрасно, что мы все сегодня собрались. Приглашаем вас в круг дружбы. (Все участники встают в круг в центре аудитории). - Давайте еще раз поздороваемся. Здороваться можно по-разному: * как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки); * как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа); * просто потереться плечиками (спинками); * приглашая неизвестного человека в дом, монгол преподносит ему полоску шелка или хлопка, которая называется «хада». Обычно она белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета. Если вы удостоились чести получить «хаду», то принимать ее нужно двумя руками с легким поклоном. Передача «хады» и поклон – это знак глубокого взаимного уважения, очень ценимого в монгольской культуре. Давайте поздороваемся по –монгольски и подарим друг другу «хады». - Спасибо. Варианты проведения метода В зависимости от возрастного состава группы, здороваться можно по-разному. Можно попросить: *поздороваться, хлопнув друг друга по ладони; *взяться за колени соседа; * поздороваться как эскимосы - прикоснувшись носами друг к другу; * поклон (как в Японии); * приветственный танец «адаму» («танец прыжков») (как в Кении); * приветствие «коутоу» - складывание рук и поклон. Если в группе только женщины, этот обряд называется «ваньфу»: представительницы слабого пола должны соединить руки и провести ими вниз вдоль своего тела (как в Китае); * сложить ладони вместе, как будто молимся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют (как в Таиланде); * высунуть язык. Эта традиция продолжается до сегодняшнего дня. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди и мн. др.
Метод знакомства «Расскажи о себе» Цель: познакомить аудиторию друг с другом. Задачи: - изучить интересы присутствующих Численность: вся группа. Время – 10 – 15 минут Необходимые материалы: листы формата А4 (по количеству участников), можно разного цвета; фломастеры, видео ПРИРОДА ( можно подобрать музыку природы и т.п.). Подготовка: столы расставить буквой «П», по кругу, чтобы все участники видели друг друга. Технология проведения. Обучающиеся сидят на своих местах и вместе с учителем складывают бумагу пополам по длине и «вырывают» человечка. Таким образом, они ассоциируют себя с ним. Затем, постепенно, по рекомендациям учителя делают необходимые записи на человечке. После чего делают свою презентацию. Своих «человечков» прикрепляют на доску магнитами. Учитель: Давайте познакомимся и постараемся побольше узнать друг о друге.руками с легким поклоном. Передача «хады» и поклон – это знак глубокого взаимного уважения, очень ценимого в монгольской культуре. Давайте поздороваемся по –монгольски и подарим друг другу «хады». - Спасибо. Варианты проведения метода.В зависимости от возрастного состава группы, здороваться можно по-разному. Можно попросить: *поздороваться, хлопнув друг друга по ладони; *взяться за колени соседа; * поздороваться как эскимосы - прикоснувшись носами друг к другу; * поклон (как в Японии); * приветственный танец «адаму» («танец прыжков») (как в Кении); * приветствие «коутоу» - складывание рук и поклон. Если в группе только женщины, этот обряд называется «ваньфу»: представительницы слабого пола должны соединить руки и провести ими вниз вдоль своего тела (как в Китае); * сложить ладони вместе, как будто молимся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют (как в Таиланде); * высунуть язык. Эта традиция продолжается до сегодняшнего дня. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди и мн. др.
Метод знакомства «Расскажи о себе» Цель: познакомить аудиторию друг с другом. Задачи: - изучить интересы присутствующих Численность: вся группа. Время – 10 – 15 минут Необходимые материалы: листы формата А4 (по количеству участников), можно разного цвета; фломастеры, видео ПРИРОДА ( можно подобрать музыку природы и т.п.). Подготовка: столы расставить буквой «П», по кругу, чтобы все участники видели друг друга. Технология проведения. Обучающиеся сидят на своих местах и вместе с учителем складывают бумагу пополам по длине и «вырывают» человечка. Таким образом, они ассоциируют себя с ним. Затем, постепенно, по рекомендациям учителя делают необходимые записи на человечке. После чего делают свою презентацию. Своих «человечков» прикрепляют на доску магнитами. Учитель: Давайте познакомимся и постараемся побольше узнать друг о друге.- Перед вами лист бумаги. Вырвите из бумаги человечка (Показ выполнения работы под сопровождение ТВ-природа, можно под сопровождение какой-либо приятной музыки). - Это восприятие себя. На груди напишите свое имя так, как хотите, чтобы Вас называли (Вас так называют). - Голова – центр мысли человека. В области головы напишите, что Вам нравится в системе образования. - На правой руке напишите то, что хотели бы изменить. - На левой руке напишите: какие технологии используете в своей работе - На правой ноге – какие технологии хотели бы изучить подробнее. - На левой ноге – какой Вы видите современную школу. - Просим вас представить себя другим участникам нашего мероприятия. (Участники по кругу рассказывают о себе, кукла вывешивается на планшет.) - Большое спасибо! Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода). Данный метод наиболее эффективен в применении на мероприятиях с родителями, педагогами. При изменении вопросов, его можно применить для младшего и старшего школьного возраста, студентов. Время варьируется в зависимости от количества членов группы.
Надеюсь, что материал будет полезен, поэтому продолжение следует.
По материалам «Педкампуса»
Галина Вакилова, методист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
размышления на тему "как учить мыслить?"
Более двухсот лет назад Иммануил Кант писал, что надо «учить не мыслям, а мыслить». Сегодня недостаточно владеть определенными математическими навыками и умениями, полученными с помощью учителя....
"Теория + пратика = ? Размышления, рассуждения, выводы"
Презентация обобщает результаты практики по профилю специальности, делает выводы о её значимости...
Мысли, размышления, изречения...
Мысли, размышления, изречения......
"Крик души" "Мои мысли и размышления"
Урок музыки в общеобразовательной школе. Музыка или пение? Нужен этот предмет или нет? Очень часто можно услышать от коллег:«Ну, у тебя урок то какой! Поёте и поёте! И напрягаться не надо!»....
Доклад "Экология мыслей или мои размышления о развитии личности"
Статья-эссе о развитии личности...
Презентация: тематический семинар для начинающих педагогов: Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
презентация на тематический семинар для начинающих педагогов, в которую входят: понятия, классификация парциальных оценок, этапы развития пятибальной шкалы, функции оценки и их реализация, недостатки ...
Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации в 2020 году» Номинация «Социальная активность»
С 2019 года в нашей школе введена новая добрая традиция – ежегодно проводить мероприятия, посвященные Всемирному Дню волонтера, на которых освящается деятельность волонтерского движе...