Элементы формирующего оценивания в начальной школе
методическая разработка
Предварительный просмотр:
"Элементы формирующего оценивания в начальной школе"
Методическая разработка
Цепенок Татьяна Сергеевна, методист
Введение
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, но о его практической реализации в образовательном процессе информация практически отсутствует.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:
- введением ФГОС в образовательный процесс в начальной школе и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;
- дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе.
Целью моей темы самообразования является изучение эффективности методик и инструментов формирующего оценивания. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучение принципов формирующего оценивания;
- изучение оптимальных методик и инструментов формирующего оценивания;
- применение оценочных методик на практике в классе.
1. Новые формы оценивания
1.1. Основные принципы формирующего оценивания.
Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Конечной целью формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Она даёт следующие характеристики формирующему оцениванию:
Центрированность на ученике. Такое оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учебной деятельности ученика, даёт им информацию, как корректировать процесс учения.
Направляемость учителем. Такое оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.
Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. У них развиваются навыки самооценивания и рефлексии, благодаря чему растёт учебная мотивация.
Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Формирование учебного процесса.
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому.
Определенность контекстом. Такое оценивание должно соответствовать особенностями класса и изучаемого предмета, а также личными нуждам педагога.
Непрерывность. С помощью простых техник учитель организует обратную связь.
Опора на качественное преподавание. Формирующее оценивание даёт учителю возможность получать информацию о том, как идёт учебный процесс, своевременно корректировать его.
При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:
- Изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебных процесс.
- Результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания.
- Изменение личного педагогического стиля учителя.
Ключевой идеей формирующего оценивания является обратная связь. Её основные компоненты:
- данные об актуальном уровне достижений;
- данные о желаемом уровне достижений;
- механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;
- механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Эти четыре шага являются описанием формирующего оценивания.
1.2. Методики и инструменты формирующего оценивания.
М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:
- критериальное самооценивание;
- критериальное взаимооценивание;
- карта понятий;
- составление тестов.
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания. Учителю необходимо осознать и принять новую идеологию формирующего оценивания, а затем, выбрав инструменты и методики, включить их в образовательный процесс.
Исследуя эффективность и целесообразность использования инструментов формирующего оценивания, анализируя существующую литературу и опыт работы, я сделала вывод: отдельные методики и инструменты формирующего оценивания возможно и необходимо использовать на уроках в начальной школе.
Глава 2. Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе
Элементы формирующего оценивания. С этой технологией я только начала знакомиться. Познакомившись с инструментами формирующего оценивания, я начала применять их на уроках в классе.
Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.
Пример. Метод неоконченных предложений
- Я почувствовал, что…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Своей работой сегодня я…, потому что...
- Мне захотелось…
- Мне больше всего удалось…
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…, потому что...
- Я научился…
- Задания для меня показались…, потому что...
- Для меня было открытием то, что…
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было трудно….
- Я не понял….
Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересней (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).
Далее начала применять технику «Сигналы рукой». При изучении темы договариваемся с ребятами о сигналах. Большой палец руки направлен вверх – Я понимаю; большой палец направлен в сторону – я все еще не понимаю; помахать рукой – Я не совсем уверен. Посмотрев на сигналы, я предлагаю высказаться учащимся. Задаю вопрос: «Что именно вам не понятно?» Слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; слово предоставляется тем, кто все понял.
Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я стала использовать такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.
На уроках удачно получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я так же вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось обидеть одноклассника или друга. Тогда мне пришлось прибегнуть к хитрости: вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Например, 10 баллов – это оценка 5, 7 баллов – 4, 5баллов – 3, 2 балла – 2. Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии.
Но следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно свзаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. Желательно, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.
Как пример своей деятельности. Даю фрагмент урока по математике.
Актуализация знаний. | Выполните задание.
На полях поставьте свою оценку. |
Самооценка |
Также я использовала «Алгоритм самооценки». На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки». Как пример самооценки учащимися своей деятельности даю фрагмент урока с применением алгоритма самооценки на уроке, а в качестве приложения конспект этого урока.
Пример алгоритма самооценки на уроке русского языка 4 класс
2. Словарная работа | 1. Вычеркните все буквы согласных звуков. |
Словарь |
б) Допишите по смыслу слова из словаря, выделить орфограммы | Душистая малина, спелая ягода, широкая дорога, русский язык. в) оценивание работы по алгоритму. |
Пример: алгоритм самооценки на уроке окружающего мира
Практическая работа. | Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками и приложить ее к измеряемому предмету. Узнайте длину веревки. |
Следующим этапом введения оценочных методик стало знакомство с волшебными линеечками. Дети чертят их в тетради, оценивают свою работу на уроке, при выполнении домашних и классных работ. В начале урока договаривались, по каким критериям будем оценивать результат учебной деятельности: аккуратность, точность (правильность), самостоятельность, активность и т.п. Сейчас ребята уже свободно владеют этой методикой.
Еще один метод оценивания на уроке, который я использую Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности. Лист самооценки я разрабатываю в течение изучения темы, в конце раздела.
Пример. Лист самооценки на уроке окружающего мира
ФИО учащегося | |||
| Я все понял(а) | Я понял(а), но не совсем. Затрудняюсь, не могу объяснить. | Я не понял(а) |
Сутки | |||
Что такое сутки? |
|
|
|
Почему день сменяется ночью? |
|
|
|
Почему мы не замечаем вращения Земли? |
|
|
|
Год | |||
Что такое год? |
|
|
|
Високосный год. |
|
|
|
Чем определяется смена сезонов на Земле. |
|
|
|
Месяц | |||
Что такое месяц? |
|
|
|
За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли? |
|
|
|
Я собираю информацию в таблицу и корректирую работу на следующих уроках. Таблица наглядно показывает, какие предметные умения и с кем я должна отработать индивидуально, а какие умения вызывают затруднения у большинства в классе. Эта информация помогает мне спланировать учебную деятельность на обобщающих уроках, задать детям индивидуальные домашние задания.
Сводная таблица
ФИ Учащегося | Что такое сутки? | Почему день сменяется ночью? | Почему мы не замечаем вращения земли? | Что такое год? | Високосный год | Чем определяется смена сезонов на Земле? | Что такое месяц? | За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли? |
Авдеева А. | + | + | + | - | - | - | - | - |
Астафьева М. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Василькив Т. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Веденская П. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ворфоло- | + | - | - | + | + | - | + | + |
Галато А. | + | - | - | + | + | + | - | - |
Должитова А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Иванов К. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Караваева А. | + | - | - | + | - | + | - | + |
Кравцов С. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Лисични- | + | + | + | + | - | + | + | + |
Медведев Е. | - | - | + | + | - | - | + | - |
Овчин- | + | + | + | + | + | + | + | + |
Петров С. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Рябоконь Д. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Слепцова С. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Терентьев М. | + | + | - | + | + | + | + | - |
Туезов Е. | + | + | + | + | - | + | + | - |
Харькова А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Холмогорова О. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Чумакова С. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Следующая оценочная методика, которую я применяю – это карта понятий. Опыт применения карт понятий показал, что этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. В начале я определяю тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работу выполняю вместе с учениками. Самым простым видом является кластерная карта. Эту методику я применяю на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Приведу несколько примеров.
Пример. Простая карта 4 класс
Рассматривая карту понятий, я делаю выводы о том, как ученики воспринимают отдельные темы урока, оцениваю уровень их знаний, проверяю, нет ли ложных толкований понятий. Она становится мощным диагностическим инструментом для учителя.
Таким образом, карта понятий помогает ребёнку активизировать свою познавательную, рефлексивную деятельность. Каждая карта понятий всегда оценивается одноклассниками по принятым критериям. Они подходят к работе творчески.
Формирующее оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами. Я нахожусь в постоянном поиске, изучаю литературу, стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате формирующего оценивания уровень качества повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу.
2.2. Результаты использования методик и инструментов формирующего оценивания.
Оценочная самостоятельность школьников и изменение содержания оценочной деятельности учителя - обязательные компоненты современного образования, которые выделены в ФГОС НОО. Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности детей в моем классе дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это доказывают результаты итоговой успеваемости обучающихся.
Таблица итоговой успеваемости обучающихся
| 2020-2021г. | 2020-2021г. За полугодие |
успеваемость | 100% | 100% |
качество | 54 % | 56 % |
Вывод: Результаты итоговой аттестации показали, что оценочные инструменты дают положительные результаты, поддерживают учение и улучшают его.
3. Заключение
В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
В данной работе рассмотрены элементы формирующего оценивания. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель создаёт условия для мотивации ученика.
- Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.
Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.
Опытом своей работы я поделилась с коллегами на заседании «Школы молодого педагога». В перспективе дальнейшего развития этого направления деятельности включение элементов формирующего оценивания в первом классе.
Список литературы.
- Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2014.
- Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
- Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
- Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках математики в 5 классе
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этап...
Применение инструментов формирующего оценивания в основной школе
Введение нового ФГОС на ступени основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных ре...
Элементы формирующего оценивания на предметах гуманитарного цикла
Данное методическое пособие адресовано учителям русского языка. В нем описаны методы и приемы формирующего оценивания, даны примеры их практического применения на предметах гуманитар...
Развитие познавательной активности учащихся. Элементы формирующего оценивания на уроках математики
Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности учащихся дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной са...
Формирующее оценивание в современной школе.Из опыта работы.
Современная школа использует разнообразные формы и методы контроля результатов обучения учащихся. Они выполняют следующие функции:Контролирующую;Д...
Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»
Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»...
Статья "Элементы формирующего оценивания на уроках информатики" в сборнике "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практической конференции"
Статья "Элементы формирующего оценивания на уроках информатики" в сборнике "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практич...