Элементы формирующего оценивания на предметах гуманитарного цикла
учебно-методический материал
Данное методическое пособие адресовано учителям русского языка. В нем описаны методы и приемы формирующего оценивания, даны примеры их практического применения на предметах гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_formiruyuschego_otsenivania_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury_3.docx | 390.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Элементы формирующего оценивания
на уроках русского языка
(методическое пособие по обобщению опыта)
Автор - составитель:
Горбова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ г.Кургана «СОШ №49»
Рецензенты:
Зиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР МБОУ г.Кургана «СОШ №49»
Любушкина Любовь Юрьевна, заведующая Отделом профессионального развития педагога ГАОУ ДПО ИРОСТ
Данное учебно-методическое пособие адресовано учителям русского языка. В нем описаны методы и приемы формирующего оценивания, даны примеры их практического применения на предметах гуманитарного цикла.
Содержание
Введение………………………………………………......................................3-4
Часть 1
- Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся ……………………………………………………………4-5
- Преимущества формирующего оценивания………………………………5
- Алгоритм использования технологии формирующего оценивания…….6
- Классификация техник формирующего оценивания……………………...6-7
- Техники формирующего оценивания………………………………………7-10
Часть 2
- Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках русского языка ………………………….................................................................................................10—20
2.2. Разработка темы «Речь» и лист обратной связи для формирующей оценки по русскому языку (6 класс) ………………………………………………………………….20-26
Заключение………………………………………………………………...........27
Список использованных источников………………………………………….28
Введение
Сегодня перед учителем стоит задача изменения традиционных подходов оценивания достижений учащихся и расширения инструментов оценивания. Педагог должен владеть приемами и методами, с помощью которых можно оценить предметные, метапредметные, личностные образовательные результаты ученика на разных этапах урока. Кроме того, оценка должна играть не только роль констатации полученных знаний: удовлетворительно, хорошо, отлично, но и быть стимулятором индивидуального творческого развития ребенка, определенным мотиватором к достижению высоких образовательных результатов. Теперь оценивание должно быть определенным механизмом обеспечивания непрерывности процесса повышения качества образования, обеспечивающее обратную связь для всех субъектов образовательного процесса (учитель – ученик – родитель). Оценивание должно не только суммировать достигнутые результаты, но и стать отправной точкой, за которой следует новый этап развития учащегося. Основными принципами оценивания в стандартах нового поколения являются:
- оценивание – непрерывный процесс, естественным образом интегрированный в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания являются ожидаемые результаты, соответствующие целям обучения;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (алгоритм оценивания может разрабатываться учениками и учителем совместно);
- система оценивания предназначена для того, чтобы учащиеся были вовлечены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценки. Всем вышеперечисленным требованиям соответствует формирующее оценивание. Этот вид оценивания относится к любому виду деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, предоставляет информацию, которая может служить связующим звеном и позволяет вносить изменения в образовательный процесс.
Цель формирующего оценивания – улучшить качество учения.
Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
- оценивание включено в процесс преподавания и учения;
- обсуждение учебных целей с учащимися;
- оценивание должно помочь ученикам осознавать значимость учебного материала;
- учащийся вовлекается в процесс самооценивания или взаимооценивания;
- обеспечивается обратная связь: оценивание помогает учащимся наметить следующие шаги в учении;
- укрепляется уверенность в том, что каждый учащийся может добиться улучшений в учении;
В отличие от пятибалльного оценивания, которое учитывает успешность усвоения стандартного набора знаний, формирующее является одним из эффективных способов повышения образовательных достижений каждого ученика, сокращения разрыва между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
На сегодняшний день написаны статьи, брошюры, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс (И.С.Фишман, Г.Б.Голуб, М.А.Пинская), но его практическая реализация в образовательном процессе описана недостаточно.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:
- потребностью современного учителя во введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов;
- дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках предметов гуманитарного цикла
Целью данной работы является использование техник формирующего оценивания на предметах гуманитарного цикла. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить принципы формирующего оценивания;
- изучить оптимальные методики и инструменты формирующего оценивания;
- применить оценочные методики на практике во время образовательного процесса
- Сравнение традиционной системы оценки с современными подходами к оценке учебных достижений учащихся
В настоящее время одной из главных проблем в сфере образования является проблема оценивания образовательных результатов на всех уровнях обучения. Обучение, субъектом которого является ученик, основывается на традиционной системе оценивания.
Поэтому сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (исследования, проекты, квесты, составление кластеров…), он не имеет инструментов для оценивания результата работы. Система оценивания должна иметь механизмы для поощрения и развития достижений учащихся, самооценки и рефлексии в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание. Формальная оценка рекомендуется в качестве инструмента повышения качества образования и определяется как уровень образовательных показателей, соответствующих этим критериям.
Термин «формирующее оценивание» был впервые предложен в качестве метода оценки в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». Формирующее оценивание рекомендуется в качестве инструмента повышения качества образования и определяется как уровень образовательных показателей, соответствующих определенным критериям. Вопросам формирующего оценивания посвятили научные и практические работы такие российские ученые и педагоги, как М.А. Пинская, И.М. Улановская, Н.И. Запрудский, Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина, И. Логвина, Л. Рождественская, И.С.Фишман.
Формирующее оценивание – это процесс оценки обучения, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, поведение учащегося, устанавливается обратная связь между учителем и учеником. Посредством формирующего оценивания возможно мотивировать учащегося на планирование путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие. Эта система оценивания позволяет учащимся участвовать в контрольно-оценочной деятельности, приобретать навыки самооценки и взаимооценки.
Формирующее оценивание как система современной оценки должно:
- отражать уровень достижения учащимися учебной цели, фиксировать допущенные ошибки, выявлять причины, способствовать преодолению неудач и определять личный прогресс каждого ученика;
- быть подходящим инструментом педагогической оценки и инструментом самооценки учащегося, помогать ему самостоятельно применять критерии оценки, анализировать причины неудачи и понимать условия для успеха;
- характеризуя различные аспекты учебных достижений учащегося, акцент оценки знаний должен быть смещен на оценку учебных действий и метапредметных результатов;
- учитывая индивидуально-психологические особенности учащегося, ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка;
- являться результатом сотрудничества учителя и ученика, основанном на взаимном уважении и доверии.
Формирующая оценка - оценка, проводимая в процессе обучения, при анализе знаний, навыков, ценностных ориентиров учащегося, в ходе которой обратная связь по результатам обучения необходима. Результаты учащегося сравниваются с его же предыдущими результатами. У учащегося появляется мотивация к обучению, постановка образовательных целей и планирование путей их достижения.
- Преимущества формирующего оценивания
Внедрение формирующего оценивания в практику работы дает возможность решить следующие задачи:
- создавать возможности для определения новых форм обучения, устранения ошибок учащихся, корректировки поставленных образовательных целей и путей их достижения;
- создавать условия для формирования эффективных путей достижения предметных и метапредметных результатов учащихся;
- развивать самооценку и взаимооценку учащихся;
- создавать возможности для оценки успешности каждого учащегося;
- повышать мотивацию учащихся к обучению за счет стремления к достижению более высоких образовательных результатов;
- создавать условия для выбора учителем наиболее подходящих методов образования и воспитания.
Преимущества для учителя: выстраивание индивидуальной траектории ученика с учетом его личных достижений; использование разнообразных подходов и инструментов оценивания, постоянная обратная связь достижений и результатов учащихся позволяет корректировать процесс обучения; улучшение качества преподавания; это одна из возможностей профессионального роста и развития педагога.
Преимущества для учащихся: представление о способах и путях достижения цели, знание и понимание критериев оценивания дают возможность учащемуся спрогнозировать результат, повышение мотивации.
Преимущества для родителей: получение доказательства уровня обученности ребенка; отслеживание прогресса в обучении; обеспечение поддержки в процессе обучения.
Система формирующего оценивания базируется на следующих принципах:
- оценивание – непрерывный процесс, органически вплетающийся в педагогическую деятельность;
- оценивание должно быть направлено на ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям и задачам;
- критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее должны быть известны и педагогу, и учащимся, могут быть разработаны ими совместно;
- система оценивания организуется так, чтобы учащиеся были вовлечены в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки к самооценке.
Таким образом, цель формирующего оценивания – мотивирование учащихся на достижение поставленной цели и путей достижения образовательных результатов, на дальнейшее обучение и развитие.
- Алгоритм использования технологии формирующего оценивания
Технология формирующего оценивания, основанная на сотрудничестве учителя и учащихся во время организации образовательного процесса, состоит из следующих этапов:
- Планирование учебных достижений учащихся по темам. Осуществление этого этапа происходит на стадии разработки рабочей программы по предмету. На этом этапе работы преподавателем должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В «Тематическом планировании» должно быть прописано поурочное распределение образовательных результатов.
- 2.Планирование цели урока как результата учебной деятельности школьника. Планируемые цели должны быть четкими, диагностируемыми, доступными для понимания учащихся.
- Формулирование задач урока должно отражать конкретные действия учащихся, что должно привести к достижению поставленной цели.
- Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке, которые будут определять степень решения поставленных задач. Критерии оценивания должны быть доступными для понимания учащихся, конкретными, однозначность.
- Осуществление обратной связи, являющейся обязательной при использовании формирующего оценивания. Обратная связь может быть организована по-разному: от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю. Цель обратной связи- осмысление ошибок учащихся и разработка рекомендаций по их устранению. Поэтому важно, чтобы ученик получал отклик от учителя
- Сравнение результатов обучения, полученных учащимися с предыдущим уровнем успеваемости этих же учеников.
- Определение места учащегося на пути к достижению цели. Цель этапа – определить скорость достижения учащимися образовательных целей, составить прогноз роста их знаний и навыков, определить возможность достижения поставленных целей в определенный период времени с учетом индивидуального темпа каждого обучающегося.
- Изменение индивидуального образовательного маршрута учащегося. Корректировка может быть за счет вариативности заданий (дифференцированные задания, личносто-ориентированный подход), различного темпа выполнения задания, выбора направлений внеурочной деятельности.
- Классификация техник формирующего оценивания
В основе формирующего оценивания лежит таксономия Бенджамина Блума, американского психолога, профессора педагогики Чикагского университета, который выделял шесть категорий целей обучения (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). В свою очередь данные категории можно представить следующими цепочками:
- учебные цели, направленные на знания (знание, понимание, применение, анализ, синтез, суждение);
- учебные цели, направленные на умения (восприятие, установка, управляемый ответ, механизм, комплексный публичный ответ, адаптация, организация);
- учебные цели, направленные на мотивацию (получает и воспринимает, отвечает, ценит, организует, имеет систему ценностей).
Данная классификация предоставляет учителю возможность выбора оценочной техники, необходимой для обучения. Поэтому нужно выбрать именно такие формы оценивания, которые будут согласовываться с поставленными образовательными целями.
М.А. Пинская, один из разработчиков практического руководства для учителей по внедрения формирующего оценивания в образовательный процесс, приводит классификацию техник формирующего оценивания:
- интеллектуально-ориентированные техники внутриклассного оценивания;
- действенно-ориентированные техники внутриклассного оценивания;
- мотивационно-ориентированные техники внутриклассного оценивания;
- техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на рефлексии и самооценивании.
Также возможно рассмотреть классификацию техник формирующего оценивания по другим критериям:
По участникам процесса оценивания:
- оценивание учителя;
- самооценка;
- взаимооценка;
- комбинированное оценивание
По цели:
- оценивание предметных результатов;
- оценивание метапредметных результатов;
- оценивание личностных результатов;
По времени проведения:
- регулярно используемые во время учебного процесса;
- используемые после изучения определенного правила, параграфа, цикла тем
По возможности использования:
- универсальные (направленные на оценивание предметных и метапредметных результатов);
- предметные (направленные на оценивание только предметных результатов).
- Техники формирующего оценивания
1. Викторина
Каждый ученик пишет пять вопросов по изученной теме. После этого учитель просит детей поменяться вопросами и ответить на них. Когда задание будет выполнено, ученики должны проверить ответы друг друга.
2. Три изложения
Учитель дает задание написать три коротких изложения о пройденной теме: из 10–15, 30–50 и 75–100 слов. Чтобы выполнить задание, детям придется вспоминать дополнительные факты и детали.
3. Письмо из прошлого
Учитель предлагает ученикам представить, что он человек из прошлого, который пишет письмо другу из той же эпохи и рассказывает о событии, которое только что произошло. Важно не только описать событие, но и выразить свое отношение к нему. Такое задание помогает развивать критическое мышление.
4. Задание с подвохом
Учитель дает ученикам несколько утверждений. Одни — правдивые, другие — с небольшими ошибками, третьи — полностью ложные. Задача учеников — найти верные утверждения, исправить ошибки и объяснить свой выбор.
5. Четыре угла
Если помещение класса позволяет — можно организовать упражнение «Четыре угла». Каждый угол кабинета будет обозначать вариант ответа. Ученики находятся в центре классе. Учитель задает вопрос. Задача детей — встать в тот угол, который соответствует правильному ответу.
6. Три-два-один
Учитель предлагает ученикам написать три вещи, которые они узнали на уроке, две вещи, которые они хотят изучить дополнительно, и один вопрос, который остался непонятным или вызвал трудности. Возможно менять эту комбинацию и адаптировать её к целям урока.
7. Таблица открытий
В конце урока каждый ученик должен написать ответ на пять вопросов:
Что мы делали в классе?
Почему мы это делали?
Чему я научился сегодня?
Как я могу это применить?
Какие вопросы остались?
8. Пазл
Учитель делит класс на три или четыре группы, дает группе общее задание. При этом каждый участник команды получает свое мини-задание. Задача ученика — найти информацию по своей теме и поделиться со всей командой. На основе этих данных каждая команда должна подготовить выступление о проделанной работе.
9. Топ-10
Учитель предлагает ученикам рейтинг урока. Учащимся нужно написать 10 фактов, которые они узнали на уроке, и расставить их по степени важности.
10. Входной билет
Небольшое задание в начале урока покажет, насколько дети усвоили прошлую тему. Учитель говорит детям о том, что задание — входной билет на урок. Новое занятие начнется после того, как дети ответят на вопросы. На выполнение даётся пять минут.
11. Лист обратной связи — это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов обучения, позволяющий учащемуся:
- ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
- получать информацию о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более), а значит сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
- получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
- овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
12. Одноминутное эссе — это метод, который предполагает обратную связь между учителем и учащимися о полученных знаниях по определенной теме. Чтобы написать одноминутное эссе, учитель может задать учащимся следующие вопросы:
Что ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от темы урока, обучающихся одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
- Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
- В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
13. Речевые образцы (подсказки)
Учитель в течение урока дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
14. Индивидуальные беседы с учащимися
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания определенной темы
15. Измерение температуры
Используется для выявления того, насколько правильно учащиеся выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
16. Мини-тест
Посредством данного метода можно оценить фактические знания и умения учащихся по определенной теме.
17. Формативный опрос
Это форма проверки, следующая сразу за изучением нового материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
18. Упражнение на проверку усвоения нового материала
Учитель создает таблицу из четырех квадратов с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например, если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные ключевые слова из нового материала». Или если учащийся выбрал квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученное правило?»
19. Обобщение в одном предложении
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? как?»
20. Обобщение в одном слове
Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает изученную тему».
21. Словесная оценка
Устная обратная связь заключается в похвале учителя за хорошее выполнение задания. Похвала должна быть конкретной, даже если у ребенка что-то не получилось, но часть задания он смог выполнить, это уже результат. Если учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения, то обязательно необходимо указать на то, что нужно сделать ученику для достижения более высоких результатов.
22. Самооценивание
Метод, в ходе которого учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы или до начала выполнения работы.
23. Две звезды и желание (взаимооценивание)
Данная техника формирующего оценивания применяется при оценивании творческих работ, сочинений, эссе учащихся. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
24. Недельный отчет
Недельные отчеты – листы, которые обучающиеся заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
– Чему я научился за эту неделю?
– Какой изученный материал остался для меня неясным?
– Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы?
Цель данной техники – возможность провести рефлексию вновь приобретенных знаний и сформулировать вопросы о том, что учащимся неясно. Учитель узнает о затруднениях учеников; получает обратную связь и корректирует содержание темы или урока; понимает, как учащийся осознает собственную учебную деятельность.
25. + и –
Учитель предлагает в качестве рефлексии написать учащимся, что получилось выполнить в ходе урока, а что не удалось сделать. Затем ребята должны ответить на вопрос: что они должны предпринять, чтобы устранить все «- « (т.е. пробелы в знаниях)
2. 1. Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках русского языка
Было изучено много литературы по применению техник формирующего оценивания в образовательном процессе, в школе проходили педсоветы, заседания методических объединений, где рассматривался данный вопрос. Все это показало, что данная педагогическая технология является самой приемлемой в современном образовательном процессе. Каким образом можно вводить формирующее оценивание на уроке? Например, Ольга Крылова и Евгения Бойцова в книге «Технология формирующего оценивания в современной школе» рассказывают о девяти шагах к формирующему оцениванию:
- Планирование результатов
- Определение цели урока
- Формулировка задач урока
- Определение критериев оценивания
- Оценивание учеников
- Организация обратной связи
- Отслеживание прогресса
- Оценивание возможностей ученика
- Корректировка образовательного маршрута
Введение техники формирующего оценивания началось с групповой и парной работы. Зачастую в группе может работать активно 1-2 человека, остальные ведут себя пассивно. Чтобы все участники группы приняли участие в выполнении работы, даются задания для каждого учащегося (например, изучение произведения В.Распутина «Уроки французского» было организовано в формате групповой работы, где учащиеся каждой группы выступали в роли биографов, литературоведов, художников, лингвистов) или по окончании урока можно предложить учащимся заполнить таблицу «Самооценка учащегося». Благодаря этим приемам ученики могут почувствовать важность выполнения задания каждым из участников группы и прийти к пониманию того, за что получили определенную оценку. Учащиеся понимают, каким должен быть результат деятельности, и как можно достичь наивысшего балла.
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Например, в 5 классе можно использовать прием «Карта понятий. На первом уроке по теме «Имя существительное» ребята составляют кластер, что они знают об этой части речи. Если ученики ничего не могут вспомнить, то можно воспользоваться материалами учебника. Ребята работают в парах, осуществляют взаимопроверку, сравнивая свои схемы с примером на слайде. Кроме того, учащимся можно предложить привести примеры к прописанным морфологическим признакам из текста, размещеном на рабочих листах.
- Имя существительное
2. Дополните кластер примерами из текста
-Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.
-Это очень, очень много воды,- ответила рыба – мать.
-Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними,- сказала медведица.
-Это много песку, немного глины, немного травы,- пояснила верблюдица.
Мальчик прочитал это и сказал:
-Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало, где побывал.
Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами. На голубом небе оставил след реактивный самолет.
Карты понятий можно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе обобщения полученных знаний. Учащиеся определяют основные понятия темы, устанавливают взаимосвязь между ними, приводят примеры. Данная техника формирующего оценивания помогает активизировать познавательную и рефлексивную деятельность учащихся.
Формирующее оценивание предполагает использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Использование критериального оценивания позволяет сделать образовательный процесс понятным и объективным. В зависимости от активности класса критерии могут быть разработаны как учителем, так и подготовлены совместно с учащимися. На уроке развития речи по теме «Имя прилагательное» перед тем, как учащиеся получили задание написать сочинение «Мое любимое животное», разработали всем классом критерии оценивания творческого задания. Каждый учащийся знал, как необходимо выполнить полученное задание, чтобы оценка была как можно выше.
- раскрытие темы – 2 балла (только описание – 1 балл, описание и пояснение, почему это животное является любимым – 2 балла)
- Объем сочинения – 1 балл (не менее 10 предложений)
- Использование имен прилагательных – 2 балла (не менее 10 прилагательных, точность словоупотребления- 2 балла, есть недочеты в употреблении имен прилагательных – 1 балл)
- Композиционная стройность – 2 балла (есть вступление, основная часть, заключение – 2 балла, отсутствие одной из частей – 1 балл) МАХ – 7 баллов
- Орфография – 2 балла (нет ошибок или 1 негрубая – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов)
- пунктуация – 2 балла (0-1 ошибка – 2 балла, 2-3 ошибки – 1 балл)
- Грамматика – 2 балла (0-1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл)
- 4) Речь – 2 балла (0-1 ошибки – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл) МАХ- 8 баллов
14-15 баллов – «5»
13-11 баллов – «4»
10-7 баллов – «3»
с 6 баллов – «2»
Таким образом, совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
На уроке русского языка в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных» учащимся были предложены критерии оценивания каждого выполненного задания. В ходе урока после выполнения предложенных заданий ребята выполняли самооценку и взаимооценку, сравнивания свои записи с эталоном на слайде, оценивая себя или одноклассника по предложенным критериям. В конце урока учащиеся подсчитывали баллы, полученные за каждое задание, и выставляли себе оценку за урок.
В конце этого урока можно предложить прием самооценки + могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю. Учащиеся прописали, что у них получилось на уроке выполнить хорошо, а в чем испытывают затруднения. Такой вид оценивания позволяет ребятам комфортно выполнять задания, а учителю понять, в чем учащиеся испытывают трудности.
В 7 классе учащиеся изучают новые части речи: причастие и деепричастие. Для того чтобы проверить, как ребята усвоили теорию, например, по деепричастию, можно использовать формативный опрос. Каждый учащийся класса получает лист с заданием, в парах или малых группах обсуждают, как выполнить полученное задание, затем каждый ученик работает самостоятельно. В качестве проверки дети могут провести сравнение с эталоном, осуществить взаимопроверку, зачитать свой ответ.
Формативный опрос
Деепричастие – это____________________________часть речи, которая отвечает на вопросы_________________, __________________, сохраняет признаки глагола:________________, ___________________, _______________________ и как наречие __________________. В предложении является _______________________.
Такой вид проверки помогает учащимся лучше заполнить теоретический материал, самостоятельно или с помощью одноклассников выполнить задание, понять, что еще нужно изучить или повторить по данной теме.
Формирующее оценивание должно быть ориентировано на конкретного ученика, поэтому в ходе выполнения определенного задания каждый учащийся должен испытать ситуацию успеха. Например, в 8 классе учащимся можно предложить написать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему и осуществить взаимопроверку письменной работы по предложенным критериям. В начале урока учащиеся получают задание и алгоритм выполнения работы.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение".
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами И.Г.Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Алгоритм работы над сочинением-рассуждением:
1. Прочитать цитату.
2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.
3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.
4. Найти примеры из текста. Назвать роль.
5. Сделать вывод.
После комментария по заданию каждый учащийся получает рабочий лист, в котором должен написать сочинение-рассуждение. «Сильные» учащиеся получают рабочий лист, в котором должны прописать части сочинения и написать работу самостоятельно
Части сочинения-рассуждения | Содержание частей сочинения-рассуждения |
Учащиеся, которые могут испытывать определенные трудности в выполнении работы, получают рабочие листы с указанием структурных частей сочинения-рассуждения и клише, которое нужно дополнить собственной информацией.
Части сочинения-рассуждения | Содержание частей сочинения-рассуждения |
Вступление | И.Г.Милославский в своём высказывании говорит о том, что союз это____________________ ______________________________, которая __________________________________________ выражает______________________________________________ _и вносит в _________________________ __________________ ____________________________________. |
Аргумент 1 | Справедливость этого вывода можно доказать на примере ____ предложения, в котором автор использует союз _________, соединяющий_______________ __________________________ и объединяющий____________________________________________________________________. |
Аргумент 2 | В качестве второго аргумента можно привести пример из _______________________________, в котором союз_____________ дает понять,_______________________________________________________________________________________________________________. |
Вывод | Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту высказывания __________________, что союзы________________________________________________________________________________________________________________________. |
«Слабые» учащиеся получают рабочие листы не только с указанием структурных частей сочинения, клише, но и по каждому абзацу творческого задания даются слова для справок, которые дети могут использовать при написании сочинения.
Части сочинения-рассуждения | Содержание частей сочинения-рассуждения |
Вступление | И.Г.Милославский в своём высказывании говорит о том, что союз это__________________________ ______________________________, которая выражает_______________________________________ ____________________________________и вносит в _________________________________________ __________________ __________________________________________________________________. Заполни пропуски, используя слова для справок: различные отношения между явлениями действительности; в предложение разнообразные оттенки значения; служебная часть речи; |
Аргумент 1 | Справедливость этого вывода можно доказать на примере ____ ________________, в котором автор использует союз _________, соединяющий ___________________________ и объединяющий ______________________________________________________________________________________. Заполни пропуски, используя слова для справок: и; 6 предложения; действия; однородные сказуемые; совершаемые Мухтаром |
Аргумент 2 | В качестве второго аргумента можно привести пример из _____________________________________, в котором союз_____________ дает понять, ______________________________ были совершены ________________ людьми, ухаживающими за _________________________. Заполни пропуски, используя слова для справок: когда; предложения 8; действия; в какое время; собака |
Вывод | Эти примеры из текста __________________ доказательством того, что союзы_____________________ в предложения __________________________________________________________________. Заполни пропуски, используя слова для справок: Вносить; разнообразные оттенки значения; являются |
По окончании работы учащиеся оценивают написанные сочинения одноклассников по следующим критериям
Критерии оценивания сочинения-рассуждения
К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания? (наличие обоснованного ответа) | |
К2. Правильно ли приведены примеры-аргументы из текста, верно ли указана их роль? | |
К3.Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения материала | |
К4. Композиционная стройность работы (Наличие вступления, основной части, заключения, наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой) |
Такой тип работы позволяет успешно выполнить задание каждому учащемуся, оценить работу по предложенным критериям, понять, на что обратить внимание при выполнении подобного задания.
С учащимися 9 класса в ходе подготовки к написанию сочинения- рассуждения можно использовать прием «Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию (сочинение-рассуждение 9.3) нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Результат таков: составить определение, используя записанные слова; затем выслушать получившиеся варианты, сравнить со словарной статьей, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд.
Например, когда с 9-классниками разбирали понятие «материнская любовь», учащиеся работали в группах по следующим заданиям: 1 группа– дать определение словосочетания материнская любовь, 2 группа – написать, что такое материнская любовь с помощью слов- синонимов, 3 группа – написать, что такое материнская любовь, с помощью слов – ассоциаций, 4 группа – написать, что такое материнская любовь с помощью слов – антонимов. Перед выполнением задания проговариваем, что учащимся поможет при его выполнении:
1)Если вам необходимо дать толкование слова или словосочетания, то какой словарь вам может помочь? (толковый), но толковых словарей на экзамене не будет, в этом случае вам поможет задание 1 ОГЭ: текст сжатого изложения. Вам нужно прочитать текст изложения и подчеркнуть фрагменты, которые помогут вам дать определение.
Текст изложения (для 1 группы)
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
2)Если вам необходимо подобрать синоним, то вы записываете синоним и называете отличительные признаки понятия, обозначенного синонимом.
3)Если вам необходимо подобрать слова-ассоциации, то можете воспользоваться уже выписанными из текста, выразив свою мысль образно (использование эпитетов, сравнений)
4)Если вам необходимо подобрать антонимы, то записываем понятие, находим антоним и подмечаем различия в понятиях.
По окончании выполнения задания ребята обмениваются выполненными работами и проводят ваимопроверку с помощью приема «Две звезды – одно желание». Учащиеся указывают два положительных момента и указывают на то, что требует доработки (желание).
Такой вид работы можно использовать и на уроках литературы. Так ребята научатся подбирать слова и словосочетания, описывающие то или иное нравственное понятие.
В ходе подготовки учеников 11 класса к ЕГЭ на каждом уроке организуется повторение орфоэпии, орфографии, грамматики, лексики, пунктуации. Каждую неделю ученики заполняют лист достижений, где указывают, как они справились с тем или иным заданием ЕГЭ.
Лист достижений____________________________________________________
Вид работы | Оценка |
Орфографическая разминка |
|
Составление схемы, алгоритма (по определенной теме, проверяемой на ЕГЭ) |
|
Выполнение задания на орфографию/пунктуацию/лексику/грамматику орфограмму (самопроверка) |
|
Перфокарта «Проверь себя» (по определенному заданию ЕГЭ) |
|
Дифференцированное творческое задание |
|
Итог (средний балл) |
|
Подобный вид работы позволяет 11-классникам проанализировать успехи и неудачи при выполнении определенных заданий, в дальнейшем обратить внимание на то, что вызывает затруднения.
На разных этапах урока учащийся должен получать обратную связь, которая показывает, на каком этапе изучения темы он находится, какие затруднения испытывает, чем может помочь учитель. Использование методики обратной связи на уроке, осуществляется следующим образом: похвалить учащегося за то, что получилось выполнить, обратить внимание на то, с чем еще нужно поработать, подсказать, как добиться поставленной цели. Причем такую обратную связь может осуществлять как учитель во время индивидуальной работы учащихся, так и ученики, выполняя взаимооценку. Например, устную обратную связь можно организовать посредством вопросов:
Как изменится результат, если..?
Что ты мог сделать иначе, чтобы работа была лучше?
Хорошая работа: ты выполнил разбор… привел пример, но допустил ошибку…
На этой неделе ты работаешь лучше, как ты думаешь, благодаря чему тебе это удалось?
Почему возникли ошибки?
Что нужно сделать, чтобы такие ошибки не допускать?
На уроках можно использовать разные техники обратной связи. Например, со слабыми учащимися провести тихий опрос, учащимся более сильным дать задание «Три изложения», в ходе выполнения которого дети могут записать все, что знают по определенной теме, причем впоследствии количество слов в изложении должно увеличиваться, что требует от учащихся дополнительных знаний, приведения примеров. С целью получения от учащихся обратной связи о том, что они узнали по определенной теме, можно применить технику «Одноминутное эссе». Для выполнения такой работы задать следующие вопросы: Что ты узнал сегодня? Что осталось непонятным? Что бы ты хотел узнать? Что для этого нужно сделать? Анализируя ответы учащихся, учитель делает выводы, на что еще нужно обратить внимание на следующих уроках.
При проверке самостоятельных, контрольных работ часто важно указывать письменный комментарий, что нужно доработать, какой материал необходимо повторить, дать возможность учащимся исправить допущенные ошибки.
Такие техники формирующего оценивания способствуют понижению уровня тревожности, повышению уровня знаний учащихся, развитию творческого потенциала учеников и коммуникативных компетенций.
2.2. Разработка темы «Речь» и лист обратной связи для формирующей оценки по русскому языку (6 класс)
Работа над развитием речи с учащимися 6 класса дает возможность освоить результаты анализа, синтеза и оценки, поэтому именно в этом разделе как можно раньше необходимо использовать листы обратной связи.
В основу разработки положена тема «Речь» в соответствии с программой Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. На освоение темы отведено 36 часов.
Для достижения предполагаемых образовательных результатов учащиеся выполняют упражнения из учебника упомянутых выше авторов. Итоговый контроль осуществляется по итогам написания сочинения, при выполнении которого учащиеся применяют освоенные умения. Задание для написания сочинения сформулировано таким образом, чтобы учащиеся могли применить основные умения, сформированные в процессе работы над темой.
Планируемые результаты. В результате освоения темы учащийся должен:
- развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения
- словесно передавать эмоциональное впечатление, оказанное на него художественным текстом, картиной, публицистическим сочинением;
- участвовать в проектно-исследовательской деятельности, получить опыт разработки учебного проекта;
- выражать своё отношение к природе через сочинение — описание природы по личным впечатлениям;
- выражать своё отношение к проблеме охраны окружающей среды при подготовке устного публичного выступления на тему «Берегите природу»;
- свободно излагать мысли в письменной и устной форме с учётом речевой ситуации;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия в процессе диалога, при публичном выступлении в форме монолога;
- высказывать и обосновывать собственное мнение и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
- создавать оригинальные письменные тексты и тексты по образцу с использованием необходимых речевых средств
- использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ (сбор материалов к сочинению, подготовка к устному публичному выступлению, подготовка доклада, информационного сообщения, сбор данных, необходимых для проведения исследования, подготовки проекта и др.).
Тема урока | Результат | Уровень |
Язык, речь, общение. Ситуация общения | Речевая ситуация. Тип речи | Воспроизведение |
Сочинение «Интересная встреча» | Тема, основная мысль текста, отбор языковых средств | Синтез |
Текст как продукт речевой деятельности. Внутритекстовые средства связи | Тема, основная мысль, заглавие, ключевые слова, основные признаки текста | Воспроизведение |
Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Заглавие текста | Тема, основная мысль, заглавие, ключевые слова, основные признаки текста | Синтез |
Сочинение-рассказ по началу | Тема, основная мысль текста, отбор языковых средств, принадлежность текста к повествованию | Синтез |
Текст и его стили. Официально-деловой стиль | Ситуация использования, задача, особенности | Анализ |
Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» (2 часа) | -особенности описания предмета, места - слова, указывающие на место расположения предмета | Синтез Применение |
Обучающее сжатое изложение | Сжатие текста, проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю | Воспроизведение |
Составление сложного плана к сочинению – описанию помещения | Особенности описания помещения План Отбор материала | Воспроизведение |
Описание помещения | Написание сочинения на основе рабочих материалов | Синтез |
Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (2 часа) | Сочинение, в котором сочетается повествование и описание | Синтез |
Как писать письма | Особенности эпистолярного жанра Структура письма Анализ писем | Анализ, воспроизведение |
Происхождение имен. Что в имени тебе моем? (проект) | Особенности публичного выступления Языковые средства | Синтез |
Сочинение-описание по личным наблюдениям (2 часа) | Сочинение, в котором сочетается повествование и описание | Синтез |
Сочинение-описание природы | Характеристика известных типов описания, способ и средства связи в тексте, слова, передающие состояние природы | Применение |
Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина (2 часа) | проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, отбор материала | Воспроизведение |
Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» (2 часа) | Составление рабочих материалов Написание сочинения на основе рабочих материалов | Синтез |
Описание игрушки | Особенности описания предмета Отбор языковых средств План сочинения | Синтез |
Подробное изложение (2 часа) | проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю | Воспроизведение |
Публичное выступление на тему «Берегите природу!» (проект) | Особенности публицистического стиля, средства воздействия на слушателей | Синтез |
Написание рассказа от 1 лица по сюжетным картинкам | Особенности текста повествования, выбор слов, обозначающих последовательность действий | Применение |
Сочинение-рассуждение | Особенности текста, слова-скрепы | Применение |
Рассказ по воображению | Сочинение, в котором сочетается описание и повествование | Синтез |
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» (2 часа) | Сочетание описание места, людей и их действий | Синтез |
Сжатое изложение (2 часа) | Способы сжатия, основная и второстепенная информация текста, ключевые слова | Воспроизведение |
Рассказ на основе услышанного (2 часа) | Текст-повествование, достраивает текст | Синтез |
Контрольное сочинение | ||
Сочинение «День, который я запомню надолго» | Отбор материалов, языковых средств | Синтез |
В начале каждого урока развития речи учащиеся знакомятся с результатами, над которыми будут работать. Для проверки итогового сочинения разработан лист обратной связи, который учащиеся получают после того, как работа проверена учителем, но с критериями знакомятся заранее. Лист обратной связи состоит из критериев оценивания, баллов, комментария учителя. В графе «Комментарий» учитель может указать на конкретные ошибки, допущенные учащимися, к какому результату привело отсутствие того или иного критерия. Благодаря такому листу обратной связи учащиеся понимают, за что получают баллы по содержанию и грамотности работы, как эти баллы переводятся в оценку.
Лист обратной связи
Напишите сочинение на тему «День, который я запомню надолго». Расскажите об этом дне так, чтобы читатель мог представить, какие события и где происходили, кто в них принимал участие.
При подготовке к сочинению решите, в каком стиле будет написано ваше сочинение, какие типы речи вы будете использовать, произведите отбор средств языка, составьте план сочинения.
Логика изложения | 1 |
Комментарий | |
Включено описание места, значимого для повествования | 1 |
Использованы слова, указывающие на расположения предметов | 1 |
Использованы прилагательные, помогающие представить предмет | 1 |
Единообразие использования глагольных форм | 1 |
Комментарий | |
Включено описание окружающей среды | 1 |
Включено описание эмоций автора сочинения | 1 |
Присутствуют все структурные части работы | 1 |
Комментарий | |
Речевые ошибки (0-1-3б., 2-3-2б., 4-5-1б., более 6-0б.) |
максимальный балл за содержание – 11б.
«5»- 11-10б., «4» - 9-8б., «3» - 7-5б., «2» - менее 5 баллов
Грамотность
Орфографические ошибки | Пунктуационные ошибки | Грамматические ошибки | Оценка |
0 | 0-1 | 0-1 | 5 |
1 | 3 | 2 | 4 |
2 | 2 | 2 | |
3 | 3 | 3 | 3 |
1 | 4 | 4 | |
1 | 5 | 4 | |
0 | 6 | 4 |
Лист обратной связи оценивания проекта - публичного выступления
Подготовьте устное публичное выступление. Используйте подготовленные рабочие материалы. Во время выступления скажите о своем отношении к поднимаемой проблеме, обоснуйте свою точку зрения, приведите аргументы. Говорите четко и уверенно.
Проект соответствует теме | 1 |
Наличие актуальности | 1 |
Нестандартное решение проблемы | 1 |
Есть обоснование своей точки зрения | 1 |
Наличие аргументов | 1 |
Наличие языковых средств, характерных для публицистического стиля | 1 |
Свободное изложение мыслей | 1 |
Наличие не менее 10 предложений | 1 |
Речевые ошибки(0-1-3б., 2-3-2б., 4-5-1б., с 6-0б.) | 3-0 |
Грамматические ошибки (0-1-3б., 2-2б., 3-4-1б., с 5-0б.) | 3-0 |
Речь четкая и понятная | 1 |
Максимальный балл – 14
«5»-15-13б., «4»- 12-10б., «3»- 9-7б.
В листах обратной связи используются символы, с которыми обязательно должны быть знакомы дети. В 6 классе их немного, т.к. учащиеся постепенно привыкают к таким условным обозначениям в листах обратной связи. В старших классах количество используемых символов увеличивается. Подобные условные обозначения удобны, наглядны и просты в воспроизведении.
АРГ – приведите аргумент
} - обобщите
Л – исправьте логическую ошибку
Ф – исправьте фактическую ошибку
:- сделайте вывод
Заключение
Технология формирующей оценки - это механизм, который предоставляет учителю информацию, необходимую для улучшения обучения, поиска лучших методов и мотивации учащихся к обучению. Целью данного оценивания является выявление сильных и слабых сторон ученика, использование таких техник, посредством которых будет повышаться успеваемость учащихся. Они должны понимать, в чем испытывают затруднения, что необходимо сделать, чтобы их преодолеть и улучшить успеваемость.
Таким образом, чтобы использование техник формирующего оценивания было эффективным, необходимо:
- сконцентрировать внимание на отслеживании улучшения учения. Учитель совместно с учеником может принимать решение, как улучшить результат учения;
- ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, на улучшение качества обучения, а не механическое выставление оценок;
- учитель должен хорошо владеть доступными техниками для получения обратной связи от учащихся;
- применение техник формирующего оценивания в учебном процессе должно быть непрерывным, привычным для учащихся , а не от случая к случаю, только тогда будет положительный результат
- использование данных техник должно ориентироваться на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные) для разностороннего развития учащихся.
Поэтому нельзя не согласиться со словами Пола Клайна: «Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое обучение». Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения.
Список использованных источников
- Бойцова Е. Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы [Текст] / Е. Г. Бойцова // Современные исследования социальных проблем. 2015. - №4. С.- 48.
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе [Текст] / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб.: Каро, 2015.- 124 с.
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе [Текст] / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. - 260 с.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся [Текст] / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. М.: Учебная литература, 2007. - 244 с.
- Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Т. Ю. Курапова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2011. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/ (дата обращения: 29.01.2021).
- Пакет оценочных техник и инструментов для реализации формирующего оценивания учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс] /Нагорная Н.А. // Режим доступа: https://урок.рф/library/paket_otcenochnih_tehnik_i_instrumentov_dlya_realizatc_140409.html - (Дата обращения: 02.03.2021)
- Примеры листов самооценки учащихся на уроке [Электронный ресурс] /Степаненко В.И.//
- Режим доступа: https://урок.рф/library/primeri_listov_samootcenki_uchashihsya_na_uroke_192802.html - (Дата обращения: 05.03.2021)
- 10 необычных способов проверить знания [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://teacher.yandex.ru/posts/10-neobychnykh-sposobov-proverit-znaniya - (Дата обращения: 05.03.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио МО учителей предметов гуманитарного цикла
В портфолио представлены следующие разделы: Проблемы, цель, задачи МО Банк данных, учебная нагрузка, темы самообразования Программное обеспечение График контрольных работ, открытых уроков Учебные...
Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках математики в 5 классе
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этап...
Элементы проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла. Рефлексия, как завершающий этап
Рефлексия результатов проекта – очень важный, заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся в процессе осознает все, что он сделал, какие сп...
Развитие познавательной активности учащихся. Элементы формирующего оценивания на уроках математики
Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности учащихся дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной са...
Элементы формирующего оценивания в начальной школе
Методическая разработка....
Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»
Использование системно-деятельностного подхода с элементами формирующего оценивания на уроке физики «Плотность вещества»...
Статья "Элементы формирующего оценивания на уроках информатики" в сборнике "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практической конференции"
Статья "Элементы формирующего оценивания на уроках информатики" в сборнике "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практич...