педсовет по теме "Функциональная грамотность - дань моде или благо?"
учебно-методический материал

Амелина Оксана Владимировна

сценарий педсовета «Функциональная грамотность – дань моде или благо? Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx231.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нельзя человека
научить на всю жизнь,
его надо научить
учиться всю жизнь!

 

 «Функциональная грамотность – дань моде или благо? Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде»

 

Цель педсовета:

1.   Раскрыть понятие «функциональная грамотность» «функциональное чтение»;

2.     Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования;

3.    Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.

4.     Выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности.

 

 

Уважаемые коллеги! Начать педсовет мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

 - «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

-  Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

 

  - Какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»

 

Тема сегодняшнего методического совета: «Функциональная грамотность – дань моде или благо?»

 

В конце педсовета каждый решит для себя -…

 

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.

- Что такое «функциональная грамотность»?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

(Участникам педсовета предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)

Задание для 1 группы: 

Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

(2 мин, высказывают своё мнение)

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность

 Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность  — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

 (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

-Так что же такое функциональная грамотность?

«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

 

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы.

Термин ФГ был введен в 1957 г. ЮНЕСКО

Немного теории.

-Какие формы функциональной грамотности существуют?

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.

 Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения,

приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

 В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле.

Изменения в мире задают новые параметры обучения и воспитания,  требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

 

Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.  

Функциональная грамотность подразумевает способность свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Она включает:

                       - читательскую грамотность. Основы закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки и организацию внеклассной деятельности

-  естественнонаучная грамотность (способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений);

- математическая грамотность (способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы)

- финансовая грамотность (это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими);

                       - глобальные компетенции;

                       -креативное мышление.

 

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

 

- Какую проблему увидели? 

(Как сформировать, развить функциональную грамотность) 

 

- Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

 Почему «функциональная грамотность» и исследования PISA?

 Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment)

– это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки 15-ти летних школьников разных стран мира, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является Федеральный институт оценки качества образования.

Мониторинг проводится с 2000 года. С периодичностью раз в три года. В разные годы в нем принимали участие более 60 стран мира.

Итак, целью мониторинга PISA является оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Хорошая школа должна привить навыки решения  реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это и называется «функциональной грамотностью».

Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

   
          Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.
          
Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследовании PISA (Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея и др.), на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.


В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.

-Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

 -Что такое грамотность чтения?

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

 

Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки

функционального чтения?

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

 

Итак, важными индикаторами функциональной грамотности являются:

 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

 умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

 

Какие же дефициты умений по результатам PISA.

1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.

2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Мы видим, как меняются задания (Комплексная работа, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), а именно на этих контрольных мероприятиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности.

 Практическая работа в группах - по заданиям функциональной грамотности.

Что же можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Заданий на функциональную грамотность в учебнике просто нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя.

 

- С чего начать?  С развития универсального умения – чтения.

На выбор темы педсовета оказал влияние анализ работы I ступени образования (начальной школы) по итогам учебного года. Беспокойство вызывает скорость и качество чтения учеников как начальных, так и старших классов, снижение читательской активности, неумение учащихся работать с текстом. Поэтому тема педсовета была выбрана не случайно.

Сравнительный анализ скорости чтения показывает, что в последние годы навык скорочтения учащимися утрачивается. При этом примерно 70 процентов учащихся начальных классов читают незнакомый текст достаточно бегло и осознанно. Однако темп чтения из года в год снижается.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте. Дальше больше…

А как обстоят дела с читательскими умениями учеников начальных классов?

Рассказать о способах формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе предлагается Прониной В.И.

 

Практикум

 

Задание. Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания.

 

https://fs.znanio.ru/8c0997/0f/7b/aa25c715a7c89fd96eacf0b9a89a5e3cf6.png     https://fs.znanio.ru/8c0997/5f/5a/02359c12443a1cddfb9e098aeee69b75ae.png

 

Варианты заданий

Вариант I.

Пребывая в Москве, на курсах по функциональному чтению, мы получили в подарок билет.

1. Когда мы были на курсах в Москве?

2. Куда можно пойти с этим билетом?

a) в ювелирный магазин ―Алмазы России‖

б) в Комитет РФ по драгоценным металлам

в) в музей-выставку ―Алмазный фонд‖

И хотя мы знаем, что «дареному коню в зубы не смотрят», цена нас заинтересовала.

3. Какова стоимость билета?

 Выяснив дату посещения, мы отправились на экскурсию.

4. Когда состоялась экскурсия?

Немного побродив по городу, мы оказались в нужном месте центра Москвы.

5. Куда мы пришли?

 В нужный день и время мы подошли к Кремлю и в растерянности остановились.

6. Через какие ворота Кремля можно попасть на выставку?

7. В каком помещении Кремля находится выставка?

8. Хорошо, что с нами не было маленьких детей. Почему?

Педагоги школы уже могут поделиться своим первым опытом работы в части внедрения функциональной грамотности.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как:

  - проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
-  
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;  
-
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, миниисследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);.

- обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
-
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
-
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез

Основные виды деятельности обучающихся:

- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий (индивидуально, в парах и группах;
-поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач, задач открытого типа;
- проведение экспериментов и опытов

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: (памятки)

- учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
-  обучение должно носить деятельностный характер
-  учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
-  использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-  применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
-  учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
-  обучение должно строиться на метапредметной  основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

-  организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.

- учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
-  создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
-  преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать, чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

 Все, что сегодня происходит в нашей жизни сегодня, находит свое отражение в рассказе современного писателя-фантаста Майка Гелприна «Свеча горела» - выдержки из произведения.

 

Давайте подведем итоги нашей плодотворной работы – Что же такое функциональная грамотность – дань моде или благо?

 

Уважаемые коллеги, мы заканчиваем работу и нам необходимо подвести итог, сделать вывод.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать (свою учебную деятельность), работать с (информацией) и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию).

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью).

Итоги работы.

Рефлексия «Цветок»

КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК - тема педсовета для вас знакома, вы владеете современными технологиями и приемами для формирования функциональной грамотности обучающихся и готовы поделиться своим опытом.

ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК – тема педсовета актуальна, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе

РОЗОВЫЙ ЛЕПЕСТОК - тема педсовета для вас знакома, но применять в практической деятельности затрудняетесь. 

Решение педсовета:

 

 Изучить опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей;  

 Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности;

 Использовать на уроках, внеклассных мероприятиях разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность;

 Создавать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности обучающихся

Рабочий лист для группы №1 (учителя начальных классов)

Задание 1.

Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности.

Задание 2

Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

Задание 3.

Опираясь на результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функциональная грамотность"

Задание 4.

Представить пути формирования функциональной грамотности младших школьников

Задание 5.

Разработать рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников.

Задание 6.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится _________ ______________ и __________________способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной ________________в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать________ __________________ _______________, работать с _______________и самостоятельно выполнять задание. Задача школы –_________ ____________, а не просто дать готовую (ые) ________________.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором _____________ _____________, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой _______________.

Слова для справки: деятельность, адаптация, информация, учебная деятельность, полноценное, научить, технологии, знания, развитие, познавательная деятельность, учиться, своя, современный, методы, мотивация)

Рабочий лист для группы №2 (учителя гуманитарного цикла)

Задание 1.

Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности.

Задание 2

Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

Задание 3.

Опираясь на результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

Задание 4.

Представить пути формирования функциональной грамотности на уроках гуманитарных предметов

Задание 5

Разработать рекомендации по формированию функциональной грамотности на уровне основного и среднего уровня обучения

Задание 6.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится _________ ______________ и __________________способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной ________________в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать________ __________________ _______________, работать с _______________и самостоятельно выполнять задание. Задача школы –_________ ____________, а не просто дать готовую (ые) ________________.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором _____________ _____________, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой _______________.

Слова для справки: деятельность, адаптация, информация, учебная деятельность, полноценное, научить, технологии, знания, развитие, познавательная деятельность, учиться, своя, современный, методы, мотивация)

Рабочий лист для группы №3 (учителей естественно-математического цикла)

Задание 1.

Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности.

Задание 2.

Дайте определение слову "грамотность".

Задание 3.

Опираясь на результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функциональная грамотность"

Задание 4.

Представить пути формирования функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин.

Задание 5.

Предложить показатели математической и естественно-научной грамотности

Задание 6.

Разработать рекомендации для по формированию функциональной грамотности на уровне основного и среднего уровня обучения.

Задание 7.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится _________ ______________ и __________________способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной ________________в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать________ __________________ _______________, работать с _______________и самостоятельно выполнять задание. Задача школы –_________ ____________, а не просто дать готовую (ые) ________________.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором _____________ _____________, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой _______________.

Слова для справки: деятельность, адаптация, информация, учебная деятельность, полноценное, научить, технологии, знания, развитие, познавательная деятельность, учиться, своя, современный, методы, мотивация)

Рабочий лист для группы №4 (учителя технологии, ОБЖ, музыки, ИЗО, физической культуры)

Задание 1.

Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности.

Задание 2.

Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

Задание 3.

Опираясь на результаты работы, сформулируйте понятие "функционально грамотная личность"

Задание 4.

Представить пути формирования функциональной грамотности на уроке музыки, технологии, ИЗО, ОБЖ

Задание 5.

Представить показатели информационной грамотности

Задание 6.

Заполнить пропуски в тексте.

Приоритетной целью современного образования становится _________ ______________ и __________________способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной ________________в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать________ __________________ _______________, работать с _______________и самостоятельно выполнять задание. Задача школы –_________ ____________, а не просто дать готовую (ые) ________________.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором _____________ _____________, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой _______________.

Слова для справки: деятельность, адаптация, информация, учебная деятельность, полноценное, научить, технологии, знания, развитие, познавательная деятельность, учиться, своя, современный, методы, мотивация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

TОК - ШОУ КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА, БОЛЕЗНЬ

Интерактивный классный час разработан с целью профилактики курения среди подростков...

Курение: дань моде, привычка, болезнь

Более 40% населения Земли курит, в год от курения умирает 2 500 000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета – на 8-15 минут; за год курильщики ...

Проект "Курение:дань моде,привычка или болезнь?"

Автор проекта Фамилия, имя, отчествоСамойлова Светлана Александровна.    Номер и название школыМОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» Город, областьР.п. Дергачи, Саратовская об...

Презентация "Проколы на теле… Дань моде или вред здоровью?"

Научно - Исследовательская работа учащихся 11 класса БОУ г. Омск СОШ №108   " Проколы на теле… Дань моде или вред здоровью"...

Формирование функциональной грамотности: дань моде или необходимость?!

В статье приведены примеры формирования функциональной грамотности на уроках информатике в основной школе из опыта работы....

Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"

Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие фу...

педсовет по теме "Функциональная грамотность - дань моде или благо?"

сценарий педсовета «Функциональная грамотность – дань моде или благо? Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде»...