Мастер-класс
методическая разработка

Еристова Марина Владимировна

Мастер-класс на тему "Развитие критического мышления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Использование

технологии критического мышления

на уроках химии»

Подготовила и провела

учитель химии МОУ «Красноборская СШ»

Еристова Марина Владимировна

В связи со ФГОС произошла переориентация с получения обучающимися готовых знаний к самостоятельному поиску этих самых знаний. А для этого они должны уметь работать с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний, уметь пользоваться различными способами интегрирования информации, уметь задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, решать проблемы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. К универсальным учебным действиям, которые являются основным результатом обучения, относится умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции – это технология развития критического мышления. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т. е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной  жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный         выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих  решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в  совместной деятельности. Данные факты обуславливают актуальность технологии развития критического мышления.

На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся, умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

«Критическое мышление – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации,  полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Критическое мышление  имеет  5 характеристик  (Д. Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В-четвертых – это мышление аргументированное;
  • В -пятых – это мышление социальное.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии:

  1. Вызов
  2. Осмысление новой информации
  3. Размышление (рефлексия)

1 стадия – вызов. На этой стадии происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу.

Приемы, используемые на  стадии вызова:

- «покопаемся в памяти» (уч-ся должны вспомнить, что они уже знают о данной теме, предмете или явлении)

- «ассоциация» (уч-ся записывают,  какие ассоциации у них возникают, когда они слышат тему урока или…)

«перепутанные логические цепочки» (на доске записываются верные и неверные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там где они считают, что высказывание правильное и знак  «-» там, где по их мнению оно не верно).

-«инструкции» (уч-ся получают инструкции по практической работе).

2 стадия – осмысление. Данная стадия предполагает получение новой информации и соотнесение ее с уже имеющимися знаниями и представлениями. На данной стадии можно использовать следующие приемы:

-«пометки на полях» (уч-ся получают текст и делают в нем свои пометки: «+» - поставьте на полях, если то, что читаете, соответствует тому, что вы знаете; «-» - поставьте на полях, если то что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете;   «V» - поставьте на полях, если то что вы читаете, является новым; «?» - поставьте на полях, если то что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу).

-«таблица аргументов» (учитель дает аргументы, а уч-ся должны их опровергнуть или подтвердить фактами или из рассказа учителя или из учебника или из других источников).

-«ромашка Блума»  (на лепестках ромашки вопросы различных типов: 1 тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов, например, что?, где? И т. п. 2 тип вопросов – уточняющие вопросы, например, вы сказали то-то… 3 тип – практические вопросы, например, как то, что мы узнали связано с жизнью. 4 тип – оценочные вопросы. Требуют от уч-ся умения оценивать, сопоставлять. Например, каково ваше отношение к данной теме. 5 тип – творческие вопросы. Требуют от уч-ся показа предпосылок, составления прогноза. Например, что бы вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом. 6 тип – интерпретационные вопросы. По сути, уточнение своей точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область. Например, какие мнения, на ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей.

-«двухчастный дневник» (во время объяснения материала, или самостоятельного изучения материала ведутся дневники, состоящие из двух частей. В первой части фиксируются неясные моменты, во второй  части вопросы, которые возникают по ходу изучения).

-«лист решения проблем»

- «таблица аргументов».

3 стадия – размышление (рефлексия).  Данная стадия предполагает анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу.

Основными приемами данной стадии являются:

-«кластер» (когда в центре доски пишется ключевой слово по теме урока, вокруг него уч-ся дописывают другие понятия и термины, связанные с темой урока).

- «синквэйн»

- «самоанализ» (когда уч-ся самостоятельно анализируют процесс усвоения материала: «знаю уверенно», «надо повторить»).

-«ключевое слово» ( на основе ключевых слов составляют рассказ-подведение итогов какого-либо явления или…).

        На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучение различных тем.

Я предлагаю вместе изучить тему «Химические элементы».

1 стадия – «Вызов».

- «Что объединяет эти изображения?»

Химические элементы, которые находятся в организмах растений, животных, человека, т.е. во всех живых организмах.

- А сейчас давайте сыграем в блеф-игру «Верю, не верю»

«Верите ли вы, что…»

- развитие такого заболевания как эндемический зоб связано с недостатком иода в организме (верю  не верю)

- еще в начале прошлого века водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца  (верю    не верю). Это верное высказывание, свинец и его соединения являются довольно сильными ядами, еще в начале прошлого столетия водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца. Затем их постепенно заменяли железными.

- мышьяк прописывался врачами для улучшения аппетита человека (верю    не верю). Верное высказывание. Встречаются элементы, которые в относительно больших количествах являются ядами, а в низких концентрациях оказывают полезное влияние. Например, мышьяк – сильный яд, нарушающий сердечно-сосудистую систему и поражающий почки и печень, а в небольших дозах полезен, и врачи прописывают его для улучшения аппетита.

- при недостатке калия в почве у растений снижается интенсивность процесса фотосинтеза  (верю    не верю). Недостаток калия останавливает рост, укорачивает междоузлия на молодых побегах, изменяется форма листьев, снижается продуктивность и устойчивость к грибковым заболеваниям. Листья увядают, обесцвечиваются и усыхают.

- полное отсутствие микроэлементов в питании так же, как и их недостаток, вызывает заболевания и гибель организмов (верю    не верю).

2 стадия – «Осмысление».

На основании проведенной игры мы выяснили, что многое о химических элементах вы уже знаете, но еще больше вам предстоит узнать.

А узнать новое о влиянии, значении химических элементов в жизни живых организмов нам поможет работа с текстами. Причем, вы будете не просто читать, а делать в нем пометки:

«V» - галочкой отметьте то, что вам известно;

«-»  - знаком «минус», отметьте то, что вызывает сомнения;

 «+» - знаком «плюс», отметьте то, что для вас оказалось интересным;

«?» - вопросительный знак поставьте, если у вас возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Эту работу можно проводить сначала в парах, а потом в группах сменного состава.

3 стадия – «Размышление».

А сейчас мы с вами проанализируем полученную информацию. Я пишу ключевое слово «химические элементы», а вы дополняете мою запись словами или предложениями о химических элементах, то есть делитесь новыми знаниями, которые вы узнали из текстов.

        Подвести итоги урока можно и с помощью синквэйна.

Правила составления синквэйна:

1 строка – одно существительное.

2 строка- два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – крылатая фраза.

5 строка – одно существительное, выражающее суть.

        Технология критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлеченность учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию, и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.

Использование приемов РКМ на уроках химии в процессе изучения различных тем курса показало его эффективность, повышает у школьников мотивацию учения и интерес к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приемов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

                                                                                                                                Приложение

Иод – элемент достаточно редкий. Его кларк (содержание в земной коре в весовых процентах) – всего 4·10–5%. Его меньше, чем самых труднодоступных элементов семейства лантаноидов – тулия и лютеция.

Есть у иода одна особенность, роднящая его с «редкими землями», – крайняя рассеянность в природе. Будучи далеко не самым распространенным элементом, иод присутствует буквально везде. Даже в сверхчистых, казалось бы, кристаллах горного хрусталя находят микропримеси иода. В прозрачных кальцитах содержание элемента №53 достигает 5·10–6%. Иод есть в почве, в морской и речной воде, в растительных клетках и организмах животных. А вот минералов, богатых иодом, очень мало. Наиболее известный из них – лаутарит Ca(IO3)2. Но промышленных месторождений лаутарита на Земле нет. Чтобы получить иод, приходится концентрировать природные растворы, содержащие этот элемент, например воду соленых озер или попутные нефтяные воды, пли перера батывать природные концентраторы иода – морские водоросли. В тонне высушенной морской капусты (ламинарии) содержится до 5 кг иода, в то время как в тонне морской воды его всего лишь 20...30 мг.
        Как и большинство жизненно важных элементов, иод в природе совершает круговорот. Поскольку многие соединения иода хорошо растворяются в воде, иод выщелачивается из магматических пород, выносится в моря и океаны. Морская вода, испаряясь, подымает в воздух массы элементарного иода. Именно элементарного: соединения элемента №53 в присутствии углекислого газа легко окисляются кислородом до I
2.  Ветры, переносящие воздушные массы с океана на материк, переносят и иод, который вместе с атмосферными осадками выпадает на землю, попадает в почву, грунтовые воды, в живые организмы. Последние концентрируют иод, но, отмирая, возвращают его в почву, откуда он снова вымывается природными водами, попадает в океан, испаряется, и все начинается заново. Это лишь общая схема, в которой опущены все частности и химические преобразования, неизбежные на разных этапах этого вечного коловращения.
        А изучен круговорот иода очень хорошо, и это не удивительно: слишком велика роль микроколичеств  этого элемента в жизни растений, животных, человека...

Иодом интересуются не только медики. Он нужен геологам и ботаникам, химикам и металлургам.
       Подобно другим галогенам, иод образует многочисленные иодорганические соединения, которые входят в состав некоторых красителей. Соединения иода используют в фотографии и кинопромышленности для приготовления специальных фотоэмульсий и фотопластинок.
Как катализатор иод используется в производстве искусственных каучуков.
Получение сверхчистых материалов – кремния, титана, гафния, циркония – также не обходится без этого элемента. Иодидный способ получения чистых металлов применяют довольно часто. Иодные препараты используют в качестве сухой смазки для трущихся поверхностей из стали и титана. Изготавливаются мощные иодные лампы накаливания. Стеклянная колба такой лампы заполнена не инертным газом, а парами иода, которые сами излучают свет при высокой температуре. Иод и его соединения используются в лабораторной практике для анализа и в хемотронных приборах, действие которых основано на окислительно-восстановительных реакциях иода...

Сера – одно из немногих веществ, которыми уже несколько тысяч лет назад оперировали первые «химики». Она стала служить человечеству задолго до того, как заняла в таблице Менделеева клетку под №16.

Об одном из самых древних (хотя и гипотетических!) применений серы рассказывают многие старинные книги. Как источник тепла при термообработке грешников серу живописуют и Новый и Ветхий заветы. И если книги такого рода не дают достаточных оснований для археологических раскопок в поисках остатков райских кущ или геенны огненной, то их свидетельство о том, что древние были знакомы с серой и некоторыми ее свойствами, можно принять на веру.

Одна из причин этой известности – распространенность самородной серы в странах древнейших цивилизаций. Месторождения этого желтого горючего вещества разрабатывались греками и римлянами, особенно в Сицилии, которая вплоть до конца прошлого века славилась в основном серой.

С древнейших времен серу использовали для религиозно-мистических целей, ее зажигали при различных церемониях и ритуалах. Но так же давно элемент №16 приобрел и вполне мирские назначения: серой чернили оружие, ее употребляли при изготовлении косметических и лекарственных мазей, ее жгли для отбелки тканей и для борьбы с насекомыми. Добыча серы значительно увеличилась после того, как был изобретен черный порох. Ведь сера (вместе с углем и селитрой) – непременный его компонент.

И сейчас пороховое производство потребляет часть добываемой серы, правда весьма незначительную. В наше время сера – один из важнейших видов сырья для многих химических производств. И в этом причина непрерывного роста мирового производства серы.

Семь металлов принято называть доисторическими. Золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть были известны людям с древнейших времен. Роль меди в становлении человеческой культуры особенна. Каменный век сменился медным, медный – бронзовым. Не везде этот процесс происходил одновременно. Коренное население Америки переходило от каменного века к медному в XVI в. н.э., всего 400 лет назад! А в древнем Египте медный век наступил в IV тысячелетии до н.э. 2 млн 300 тыс. каменных глыб, из которых примерно 5000 лет назад была сложена 147-метровая пирамида Хеопса, добыты и обтесаны медным инструментом...

Подобно золоту и серебру, медь иногда образует самородки. Видимо, из них около 10 тыс. лет назад были изготовлены первые металлические орудия труда. Распространению меди способствовали такие ее свойства, как способность к холодной ковке и относительная простота выплавки из богатых руд.

Медный век длился около тысячи лет – вдвое меньше, чем бронзовый. Характерно, что в Греции культура меди зародилась позже, чем в Египте, а бронзовый век наступил раньше. Руда, из которой выплавляли медь египтяне, не содержала олова. Грекам в этом отношении повезло больше. Они добывали «оловянный камень» иногда там же, где и медную руду. Открытие бронзы произошло, по-видимому, случайно, однако большие твердость и плотность, а также относительная легкоплавкость (добавка 15%Sn снижает температуру плавления меди с 1083 до 960°C) позволили бронзе быстро вытеснить медь из многих производственных сфер.

Искусство выплавки и обработки меди и бронзы от греков унаследовали римляне. Они получали медь из покоренных стран, в первую очередь из Галлии и Испании, продолжали начатую греками добычу медной руды на Крите и Кипре. Кстати, с названием последнего острова связывают латинское имя меди – «купрум». А оловянный камень римляне вывозили с Касситеридских островов (так тогда называли острова Британии); основной минерал олова и сейчас называется касситеритом. Во II...I вв. до н.э. оружие римлян делалось уже в основном из железа, но в производстве предметов домашнего обихода все еще преобладали бронза и медь.

Бронза и медь сыграли выдающуюся роль не только в становлении материальной культуры большинства народов, но и в изобразительном искусстве. В этом качестве они прошли через века. И в наши дни отливают бронзовые скульптуры, делают барельефы и гравюры на меди. Подробно об этом рассказывать, вероятно, не стоит. Произведения изобразительного искусства лучше смотреть, нежели рассуждать о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...