«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»
статья на тему
Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания через применение инновационных технологий и методик образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_dokl_oktyabr_emd.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»
Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.
Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Концепции модернизации системы образования дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.
Стратегическая задача модернизации образования.
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»
(Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.)
Противоречия управления качеством образования:
В связи с этим стали в большей мере осознаваться противоречия между: пониманием того, что приоритетным направлением в деятельности администрации современного общеобразовательного учреждения является управление качеством образования учащихся и недостаточностью его научного обоснования; объективной потребностью практики учебных заведений в создании внутришкольных систем управления качеством образования учащихся и отсутствием педагогического обеспечения, раскрывающего системный подход к решению проблемы.
Ожидаемые результаты:
Создание модели управления качеством образования в школе, включающей «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;
Создание модели непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированной на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;
Система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).
В центре качества образования – качество его содержания, качество воспитания человека. Ведущим в качестве содержания и в качестве воспитания факторами являются:
- Математизация образования;
- Формирование исторического самосознания и достоинства;
- Непрерывное обучение национальной истории;
- Формирование патриотической личности, укоренённой в национальных культуре и языке;
- Формирование “личности долга”, защитника Отечества;
- Формирование уважения к труду, понимания труда как условия раскрытия творческой личности;
- Установка на всестороннее, гармоничное, творческое развитие личности;
- Повышение качества профессионального образования.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся. При анализе урока важно обращать внимание как на методические аспекты (задачи урока, отбор содержания учебного материала, выбор методов и средств, форм обучения, организацию учебной деятельности и общения учителя с классом, место урока в системе обучения, рациональность избранной структуры урока), так и на продуктивность мотивации учения, рабочее настроение школьников на уроке, качество проживания урока.
Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в работе учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности школьников, выявляя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством диагностики поуровневого усвоения знаний и умений.
Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности:
- На узнавание;
- На запоминание;
- На понимание;
- На внутритемное обобщение;
- На межтемное обобщение;
- На межпредметное обобщение.
Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся (или не ставятся) на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.
Применяя данную методику в системе уроков, учитель вооружает учащихся средством саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повышения качества образования, его результативности.
Велика роль диагностики в коррекции педагогического процесса. (проведение пед.консилиумов в 1-х, 5-х,10-х классах). Результаты диагностики – это информация, необходимая при отборе учебных программ и педагогических технологий, нормировании домашних заданий без перегрузки учащихся. Диагностика помогает определить потенциальные возможности учащихся при комплектовании классов, решить вопрос о соответствии оценок, которые выставляет учитель в журнал за письменные и устные ответы, с помощью результатов независимой оценки знаний путём тестирования, а расхождение может составлять от 3 до 25%.
Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
- Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
- Социально-экономические факторы.
- Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
- Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
- Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом учащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение учащихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).
Общие показатели успешного обучения:
- Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
- Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
- Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
- Стабильность здоровья учащихся.
- Удовлетворённость учителя своей работой.
- Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Влияние на качество образования учащихся.
- Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Важным является использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, активное внедрение информационно-коммуникативных технологий. Что предполагает использование в рамках урока интерактивной доски, компьютера, мультимедийного проектора, видеосистемы, которые позволяют внедрять в учебный процесс эти технологии. Это дает возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к своему предмету. Каждый учитель: выбирая технологию или ее элемент, должен иметь качественную характеристику ее использования, так называемый “сертификат безопасности для здоровья” – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные методы обучения, воспитания,развития задачами здоровьесбережения.
Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику в повышении качества образования учащихся и возможность прогнозировать положительные изменения.
Образовательные технологии:
Технология | Результат использования технологии | Перспективы развития школы в связи с использованием технологии |
Развивающее обучение. | Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы. | Формирование школьного компонента образования. |
Проблемное обучение. | ||
Разноуровневое обучение. | Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями. | Разработка разноуровневых заданий. Формирование практико-лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровневого обучения. |
Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов | Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Подготовка к экзаменам в новой форме – 9-еклассы, ЕГЭ – 11-е классы. |
Развитие исследователь ских навыков. | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с предыдущей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада | Выступления на конференциях ( муниципальных, областных, студенческих). |
Проектные методы обучения. | Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов. Проекты социальной значимости 1. Сайт -один из способов получения информации. (информатика)- создание школьного сайта в Интернете. | Использование технологий: - как представление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможностей школы, - как практико-ориентированный курс на выбор будущей профессии с возможностью первичного погружения в будущую профессиональную деятельность. |
Технология “Дебаты”. | Развитие навыков публичных выступлений. | Выступление на конференциях учащихся. |
Технология модульного и блочно-модульного обучения. | Усиление здоровьесберегающих аспектов предметного обучения. | Развитие использования технологии с последующей разработкой мониторинга. |
Лекционно-семинарско-зачетная система. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. |
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. | ||
Коллективная система обучения. | ||
Технология перспективно-опереж. обучения. | ||
Обучения в сотрудничеств (командная, групповая). | Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. | Формирование групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей на 3 ступени образования. Запрос на расширение доступа в Интернет, увеличение библиотечного фонда, электронных учебников и тестов. |
Информационно-коммуникационные технологии. | Использование: - обучающих программ, | Конструирование уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств. Развитие навыка работы в Интернете. Разработка учащимися обучающих презентаций. |
Здоровьесберегающие технологии. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Работа с детьми в группе здоровья. Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни. |
Технология дистанционного обучения. | Индивидуальная поддержка обучения детей-инвалидов. | Использование данной технологии в практике программы работы с детьми, длительно болеющими |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"
Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ по повышению качества знаний учащихся....
"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии, методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...
"Пути повышения качества знаний на уроке"
Данный материал показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может использовать учитель на уроке....
Доклад: "Пути повышения качества знаний на уроке"
Данный материал показывает какие пути повышения качества знаний учащихся может использовать учитель на своих уроках....
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....
Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её...