Доклад на ШМО гуманитарных дисциплин на тему «Методы обучения детей с ОВЗ на уроках истории»
методическая разработка

Блинова Анжелика Александровна

Доклад на ШМО гуманитарных дисциплин на тему «Методы обучения детей с ОВЗ на уроках истории»

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

г.о. Шуя Ивановской области

Доклад на школьное методическое объединение

гуманитарных дисциплин на тему

«Методы обучения детей с ОВЗ на уроках истории»

Составитель:

учитель истории

Блинова А.А.

г.о. Шуя, 2020 г.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Детей с ОВЗ можно разделить на несколько групп - дети с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития.

В современном образовании истории как учебному предмету уделяется особое внимание. История должна способствовать формированию исторического мышления, осознанию целостности и взаимосвязи мира, воспитанию гуманизма, толерантности и патриотизма. Особенностями этого предмета являются: наличие большого фактического материала, его запоминание, правильное восприятие времени и пространства, т.е. понимание датировок до нашей эры и нашей эры, умение сопоставлять прошлое и современность, работа с картами. Для обучающихся с ОВЗ особые трудности вызывают пересказ, работа с картой. Особое место занимает проблема мотивации обучающихся. Исходя из вышесказанного, перед педагогом встает задача разработки и проведения интересного, информативного, доступного для обучающегося с ОВЗ урока.

Наилучшими технологиями обучения детей с ОВЗ, на мой взгляд, являются:

1. Игровая - можно заинтересовать обучающихся и преподнести материал в более легкой, доступной форме. Например, на уроке можно частично использовать игровую технологию. Таким способом можно добиться сразу следующих целей: повышение мотивации, образное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки работы.

2. Технология уровневой дифференциации. Обучающиеся с ОВЗ, как и обычные дети, совершенно разные по уровню своей подготовки, способностям, возможностям. Данная технология учитывает все особенности обучающегося, создавая для каждого ситуацию успеха на уроке. При проверке домашнего задания или на уроке обучающиеся сами выбирают себе вариант задания. Оценка может зависеть от того, какое количество дат выучил обучающийся, при пересказе – сколько составил предложений, в историческом лото – сколько правильно сопоставил понятий и определений, или дат и событий и т.д.

3. Проектная технология. На мой взгляд, такие дети лучше всего проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию можно использовать на уроках, предполагающих или допускающих элементы творчества, например, можно предложить обучающемуся пофантазировать и составить мини-проект.

4. Поисковая деятельность. Например, с целью развития поисковой деятельности обучающихся использую следующие задания:

- соедините стрелками даты и события, расположенные вразброс, уберите лишнее;

- заполните пропуски (пропущены либо даты, либо события);

- расположите в хронологической последовательности (исторические события даны непоследовательно);

- даны таблица, схема: заполни недостающие пункты таблицы, подбери информацию к схеме и т.д.

С целью развития мыслительной деятельности можно использовать следующие упражнения:

 «Исключение понятий». Зачитываются 5 слов. Четыре из них объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Обучающиеся заслушивают эти слова в течение 10 секунд.

 «Перечень заглавий к тексту». Берется небольшой рассказ или сообщение на историческую тему. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание;

Очень важно научить обучающихся с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Пример памятки при работе с текстом:

1. Внимательно прочитайте текст

2. Выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится?

3. Если после текста есть вопросы, ответьте на них.

В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.

При пересказе важно ответить на вопросы «Кто? (Что?) Где? Когда?» Ответ на вопрос «почему?» иногда вызывает трудности.

Особые трудности вызывает работа с картами. Обучающимся несложно перенести информацию и данные из учебника в рабочую тетрадь, но при ответе ребенок теряется и не может сориентироваться. Здесь важно сочетать работу с контурной картой и картой у доски, повторяя одно и то же действие несколько раз. Алгоритм работы с картой должен обязательно включать пункт внимательного изучения условных обозначений – «легенды карты».

Помимо всего вышеперечисленного, при проверке знаний я использую тестовые задания с упрощенными формулировками.

Таким образом, для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо:

во-первых, использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности обучающегося,

во-вторых, заинтересовать, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося,

в-третьих, способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций обучающихся.

Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся с ОВЗ на уроке заключается в следующем: новый учебный материал необходимо делить на небольшие фрагменты и представлять в наглядной форме, в условиях практической деятельности, использовать большое количество тренировочных упражнений для закрепления, многократно повторять усвоенное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями

Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информацион...

Практика обучения детей с ОВЗ на уроках истории и обществознания

Практика обучения детей с ОВЗ на уроках истории и обществознания...