Технология проблемного обучения
материал

Батуро Наталья Владимировна

Технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Образовательные технологии по ФГОС:

Построение процесса обучения истории на основе

технологии проблемного обучения».

В условиях внедрения в систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС нового поколения, для которых характерно:

- обеспечение перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному; проектирование ситуаций поиска, открытия и анализа знаний;

- последовательная передача учебной инициативы от педагога детям;

-сознательный отказ от формирования широкой понятийной базы в пользу метапредметных компетенций;

-учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат.

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС

Вопрос        определения        понятий        образовательной        технологии        в        связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые      изменения.      Наиболее      целесообразно        характеризовать    современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия.

Приоритетная задача педагогов — переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных        образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач:

1. Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.

2. Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения.

3. Возрастанию академической мобильности школьников.

    4. Активизации        познавательной        активности,        мотивированности        детей        за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска.

Итак, образовательные технологии — это сложные системы методов и приемов, объединенные приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными задачами и содержанием, формами и методами организации образовательного процесса, где каждый элемент оказывает влияние на все остальные, что в конечном итоге создает определенный комплекс условий для развития учащихся.

Виды образовательных технологий по ФГОС: Информационно-коммуникативные, технология формирования критического мышления, проектная, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, модульная, технология мастерских, кейс-технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации.

Методы: сюжетно-ролевые игры, викторины, игры соревнования, кейс -методы, проблемный метод, метод проектов, метод критического мышления, исследовательский и др.

Применение методов зависит от: целей, уровня подготовки учащихся, возраста, времени отведенного на изучение материала, оснащенности школы, практической подготовки учителя.

Значение истории как школьной дисциплины состоит в последовательном изложении совершившихся в прошлом уникальных человеческих деяний и событий, где следствия позволяют судить о причинах и сути прошедшего.

  В своей работе я использую   приёмы проблемного обучения на уроках истории. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научиться учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Воспитание этих качеств находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. При этом трудно переоценить роль федеральных государственных стандартов общего образования в актуализации проблемного обучения. Именно введение этих   стандартов, требует кардинальных изменений в методах и технологиях обучения.  

Мои   наблюдения за познавательной активностью школьников показали, что при организации проблемного обучения повышается уровень знаний учащихся, формируются практические навыки анализа информации, самообучения, опыт ответственной деятельности, умения  организовать поиск решений в различных ситуациях   на протяжении всей жизни.

   Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по использованию некоторых приёмов проблемного обучения на уроках истории как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

 Цель проблемного обучения широкая – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, овладение системой знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения.

Задачи

•         - изучить теоретическую базу по проблеме;

•         формировать у обучающихся представление о технологии проблемного    обучения на уроках истории и обществознания;

•         активное применение на уроках технологии проблемного обучения;

•         проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания;

•         создание благоприятной среды, которая содействовала бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно полученных обучающимися сведений;

•         способствовать становлению активной жизненной позиции школьников

•         способствовать становлению активной жизненной позиции школьников

Понятие «проблема» означает теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Главное в проблемном уроке – научить, осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение проблемы, увлечь поиском, добиться результата.

Проблемное обучение – это, прежде всего развивающее обучение, тем самым технология подобных уроков требует от учителя организации поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не продумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике.

Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – делать выводы, анализировать, от анализа исторических событий к логическому мышлению.

История появления технологии проблемного обучения.

Методология развивающего обучения, основанная на выделении трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и переходящего        —        проблемной        зоны) была        разработана российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но широко применяться стала недавно. Вопросы проблемного обучения освещались в трудах таких известных дидактов и психологов, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Матюшкин,  И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.  

Каждый из названных авторов вносил что-то свое в научную разработку этой темы. При этом ряд общих и частных вопросов проблемного обучения трактуется и интерпретируется по-разному.

Технология проблемного обучения – это один из эффективных способов активации познавательной деятельности учащихся.

В наше время выделяют три основных метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично–поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность, в своей педагогической деятельности я использую все эти методы и методы которые характерны  другим технологиям.

             Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей.

Проблема. Учебная проблема

Общее значение проблемы – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И. Ожегов). Почему возникают проблемы? Потому, что сложившееся, существующее положение вещей противоречит каким-то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. Вопросы, поставленные в учебной проблеме, уже решены, ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Учащиеся должны сами узнать решение проблем. Решения – это знания, умения, навыки. Эти решения учащиеся получают самостоятельно при разрешении проблемной ситуации. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.  

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. В проблемной ситуации выделяются такие признаки: неизвестное, противоречие и потребности. Учащиеся принимают задачу, пытаются ее решить, но чувствуют недостаточность прежних знаний. Затруднение активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Проблемные ситуации могут быть различными:

1. Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».

Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например:

   Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура!»; зато в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? (Слово "ура"-это боевой клич монголов. Ледовое побоище было раньше, чем  Куликовская битва на почти полтора века и русские ура ещё  не знали,как и шведы,были другие боевые кличи. А в Куликовской битве, решающем сражении- "Ура" было боевым кличем моголов, а русские его переняли от перебежчиков из Орды, которые появились задолго до битвы, спасаясь от татаро-монгольского ига.)

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:

-        Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

Летописи упоминают, что на реке Угре против Ахмата были выставлены «огненные стрельцы» и «полевой наряд». Что это за воины и наряды? («Огненные стрельцы» - пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием, «полевой наряд» - это пушки, которые использовали в открытом бою.)

4. Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

По свидетельствам историков, князь Андрей Боголюбский был очень гордым и заносчивым человеком. А какая была причина, по которой он на всех смотрел свысока? (У князя была травма шеи, из-за которой он не мог наклонять голову)

5. Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть

собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических

событий:        

Восстание декабристов (1825 г.) не получило одобрения у крестьян. Почему? Ведь они находились под жесточайшим помещичьим гнетом?

(В представлении крестьян дворяне ничего не могли дать им хорошего, от них всегда исходило лишь зло. Поэтому свое освобождение они связывали только с царем, что приводило к негативному восприятию всего того, что было направлено против него. Подавление бунтов и расправа над бунтарями были поняты селянами как вполне справедливое наказание барам. Крестьяне говорили: «Начали бар вешать и ссылать на каторгу. Жаль, что не всех перевешали. Хоть бы одного кнутом отодрали и с нами поравняли. Долго ли, коротко ли, им не миновать этого». )

6. Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

- Как вы считаете, Е.Пугачёв – народный герой или государственный преступник?

7.Ситуация «яркое пятно».

Основное внимание при обсуждении материала обращаю   на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес.    

 Изучая эпоху М.С. Горбачёва, задаю вопросы- анекдоты.

- К какому времени относится этот анекдот. Если вы знаете историю страны, то для вас не составит труда ответить на этот вопрос.

«В ресторане»

- Почему у вас котлеты квадратные?

- У нас перестройка.

- Почему они недожаренные?

- Мы работаем с ускорением.

- А почему они надкусанные?

- Это госприемка.

- А почему вы об этом говорите?

- У нас теперь гласность.

Вопрос:

1.     Вспомните реформы, которые провёл Горбачёв.

 

Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация -  проблема- поиск способов ее решения - решение проблемы.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок. В классе с высоким уровнем мотивации после изложения факта можно ставить проблему одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Проблемное изложение применяю, когда материал новый, сложный. При изложении материала я рассуждаю, ставлю вопросы, стараюсь вовлечь в поиск решений учащихся.

   Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Пример.  При изучении темы «Холодная война»  даю следующее проблемное задание. Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) – СССР.

Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны.

На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение».

  Преимущества проблемного обучения:

•      новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;

•      в ходе решения проблемы обучающийся преодолевает трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня;

•      темп усвоения информации зависит от самих обучающихся;

•      повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

•      результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

 

Предполагаемые результаты проекта

На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:

1) незаконченное предложение:

2) “точка зрения”.

Результативность деятельности

Участие в предметных олимпиадах различных уровней, в исследовательских проектах.

В выступлении  я постаралась рассмотреть теорию проблемного обучения, уделив особое внимание возможности применения некоторых её элементов в процессе преподавания истории. Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

   Перед современной школой ставится множество задач, среди которых, на мой взгляд, развитие мышления учащихся, их творческих способностей имеет не меньшее значение, чем получение знаний, умений и навыков. Отсюда следует, что правильно организованное обучение просто не может быть целиком не проблемным, не использовать приёмов из богатого педагогического арсенала этой теории.

Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения. Оно  формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А это значит, входя во взрослую жизнь, ребенок будет уже более защищен от стрессов. И это ещё один, дополнительный плюс применения методики проблемного обучения.

 

Список использованной литературы

 

 

1Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

3. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. Педагогика.  М., 1974.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

6. Омарова,  А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;

7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...